Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Черчилль и евреи файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Эта книга описывает различные аспекты политической деятельности сэра Уинстона Черчилля, связанные с евреями и сионизмом. До второй мировой войны Черчилль поддерживал идею основания еврейского государства в Палестине, что не всегда способствовало его популярности как политика, во время войны делал попытки помочь евреям в оккупированных нацистами странах Европы, после войны оказывал поддержку государству Израиль. Кроме того, автор уделяет внимание дружбе Черчилля с отдельными еврейскими деятелями культуры и науки.
Сэр Мартин Гилберт – английский историк, автор более 80 книг, широко известен как официальный биограф Черчилля.
Содержание:
Предисловие 1
Глава первая - Ранние годы: "Этот чудовищный заговор" 1
Глава вторая - Поддерживая евреев 3
Глава третья - Первая мировая война и ее последствия 6
Глава четвертая - "Борьба за душу еврейского народа" 9
Глава пятая - Ответственность за создание еврейского национального очага 11
Глава шестая - Обещания в Иерусалиме 12
Глава седьмая - Работа на основе Декларации Бальфура 16
Глава восьмая - Антисемитская клевета, Палестина и Моисей 20
Глава девятая - Восхождение Гитлера 22
Глава десятая - Защитник сионизма 25
Глава одиннадцатая - Дебаты о разделе Палестины: попытка реализовать "План, продиктованный отчаянием" 28
Глава двенадцатая - Разгул нацизма: чудовищные преследования 31
Глава тринадцатая - Палестина: законное убежище для евреев 34
Глава четырнадцатая - "Черная книга": "Этот смертельный удар" 36
Глава пятнадцатая - Первые девять месяцев войны 37
Глава шестнадцатая - Премьер-министр: проблема Палестины 40
Глава семнадцатая - "Эти ужасные преступления" 43
Глава восемнадцатая - Палестина: бдительный взгляд 46
Глава девятнадцатая - Поиски средств спасения евреев 48
Глава двадцатая - "Если наши мечты о сионизме не сбудутся…" 50
Глава двадцать первая - Саудовское направление 53
Глава двадцать вторая - От войны к миру: "Я буду продолжать делать все, что могу" 54
Глава двадцать третья - Бомба в отеле "Царь Давид": "Мы должны воевать с палестинскими евреями" 57
Глава двадцать четвертая - "Бессмысленная грязная война с евреями" 59
Глава двадцать пятая - Основание государства Израиль: событие в мировой истории 61
Глава двадцать шестая - "Старый сионист вроде меня" 63
Глава двадцать седьмая - "Великий народ" 66
Эпилог 69
Библиография 70
Примечания 70
Мартин Гилберт
Черчилль и евреи
Посвящается Эстер
Предисловие
Если брать любую из этих трех тем по отдельности – Черчилль, евреи и сионизм, – то каждая из них является крайне интересной. Если же исследовать их не по отдельности, а вместе, то они позволяют проследить интереснейшее взаимодействие этой выдающейся личности и еврейского народа, которые оба окружены множеством проблем и противоречий. Прошло почти сорок лет с тех пор, как я начал собирать материал для этой книги. Первого сентября 1969 года я провел целый день в беседе с сэром Эдвардом Льюисом Спирсом – генералом, многолетним другом Черчилля и его соратником по военной службе, по занятиям историей и по работе в парламенте. Сидя в своем уютном доме, расположенном в английской сельской местности, Спирс призывал меня нарисовать полный, без каких-либо купюр портрет этого великого человека – пусть даже и со всеми возможными изъянами и противоречиями. Когда он убедился, что я действительно намерен создать полный портрет Черчилля, то доверительным тоном произнес: "Даже у Уинстона был один недостаток – он был слишком привязан к евреям".
Замечание генерала натолкнуло меня на мысль попытаться заглянуть в этот "недостаток" поглубже. Как именно он проявлялся? Как это повлияло на ход истории? Повлияла ли эта "привязанность" на судьбы евреев во время Второй мировой войны? Оказала ли она воздействие на возникновение Государства Израиль в 1948 году? Почему она считалась "недостатком"? Было ли это просто "привязанностью" или же каким-то более глубоким чувством?
В течение более чем полувека жизнь Черчилля была связана с еврейскими проблемами. В его бытность молодым членом парламента с 1904 по 1908 год у него было много избирателей-евреев. В качестве члена кабинета министров в 1921–1922 годах он отвечал за разработку статуса еврейского национального очага в Палестине. Являясь лидером страны во время войны с 1940 по 1945 год, он противостоял военной мощи и тирании нацистской Германии. Будучи премьер-министром в мирное время с 1951 по 1956 год, в первое десятилетие существования Государства Израиль, он был в курсе проблем и нужд еврейского государства и относился к ним с симпатией. Несмотря на то что это не пользовалось особой популярностью ни среди коллег-парламентариев Черчилля, ни среди его современников, У. Черчилль настойчиво боролся тем, что он называл "антисемитскими предрассудками", и старался поддержать чаяния евреев – как граждан Великобритании, так и тех, кто непосредственно стоял у истоков создания Израиля.
Один из членов британского парламента предупреждал Черчилля, что из-за его поддержки сионистских устремлений в Палестине тот окажется лицом к лицу с "передающейся по наследству неприязнью к еврейской расе, существующей во всем мире". Однако Черчилль все равно не отступил. Хотя он никогда не являлся безоговорочным сторонником сионизма, он проявлял себя по отношению к нему как один из его наиболее стойких союзников и защитников. Черчилль высоко ценил евреев, которые зачастую были объектом презрения, неприязни, недоверия и жестокости, и хотел, чтобы они заняли то место в мире, которое должно было по справедливости принадлежать им. В то самое время когда он публично осуждал акты террора против британцев в Палестине, которые совершали еврейские боевики, он доверительно заявил своему другу-еврею, смущенному столь жесткой критикой Черчилля: "Еврейский народ хорошо знает, что я его друг". Это было действительно так. Он проявлял себя как друг евреев именно тогда, когда это было особенно необходимо, и он являлся при этом их настоящим другом.
Лондон,
5 февраля 2007 г.
Глава первая
Ранние годы: "Этот чудовищный заговор"
У Черчилля в роду не было предков-евреев. Когда он порой ронял замечания о своем "экзотическом происхождении", то это являлось намеком на то, что у него мог иметься далекий предок из числа североамериканских индейцев. Но с самых ранних лет он увлекался историей еврейского народа. В годы учебы в Харроу он тщательно изучал Ветхий Завет. Эта книга стала источником его образования и дала питательную пищу его воображению. Одно из его первых школьных сочинений называлось "Палестина во времена Иоанна Крестителя". Описывая фарисеев, он просил своего читателя – в данном случае им был его преподаватель – не быть слишком строгим по отношению к этой "жестокой" еврейской секте. "У них было множество недостатков, – писал он и тут же добавлял: – А у кого их мало?" Поскольку ему было лишь тринадцать лет и он был тогда еще школьником, ему следует простить то, что в том же сочинении он упоминает о "минаретах", будто бы украшавших Сионский храм.
Отец Уинстона Черчилля, лорд Рэндольф Черчилль был известен своей тесной дружбой с евреями. Завсегдатаи британских клубов сплетничали о том, что у него было много друзей-евреев, а члены семьи упрекали его за то, что он приглашал евреев к себе домой. Однажды, когда он гостил в поместье одного из своих друзей, один видный аристократ приветствовал его словами: "Лорд Рэндольф, не привезли ли вы с собой ваших еврейских друзей?" На что тот ответил: "Нет, я не думаю, что их могла бы позабавить здешняя компания" .
Как преданный сын, всегда жаждавший одобрения своего отца, Уинстон Черчилль принимал его сторону во время дискуссий, где затрагивались проблемы евреев. Евреи, с которыми его отец был знаком и которых он приглашал к себе в дом, были выдающимися людьми, сумевшими многого добиться в жизни. Одним из них был "Нэтти" Ротшильд – первый барон Ротшильд, глава лондонской ветви банкирской семьи Ротшильдов, ставший в 1885 году первым евреем – членом палаты лордов. Другим был родившийся в немецком Кельне сэр Эрнест Кассель – банкир, близкий друг принца Уэльского, будущего короля Эдуарда VII.