Вспомните, летали ли вы во сне? Обычно такое бывает в детстве. Цветные, яркие сны, похожие на сказку. С образом, символом полета связано представление о полной свободе, независимости, о том, что все силы, которые мешают или препятствия удалены, а маленький человек пользуется в полной мере своими силами. Быть как птица, как ветер, как облако – значит символически стремиться к свободе. Возникает вопрос: существует ли возможность регулирования посредством сознания сферы бессознательного? Это допускают и признают советские психологи, хотя здесь еще очень многое неясно и многое не доказано экспериментально. В частности, психолог Л. С. Выготский писал: "Обучить творческому процессу, акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них выдавать процессы бессознательные" (Выготский Л. С. Собрание сочинений. – М., 1982.-Т. 2. – С. 10).
К числу необходимых черт следует также отнести наличие эмоциональной чувствительности – возбудимости особых эмоций, впечатлительности, отзывчивости, тонкого эмоционального реагирования. Эти знания необходимы для того, чтобы видеть: какие недостающие черты и у кого нужно формировать.
Нравственная и эстетическая позиция являются едиными, потому что "в обоих случаях преодолевается отчужденное, потребительское отношение к окружающей жизни, в обоих случаях для человека не существует безразличных внешних объектов, он не знает "безгласных" вещей, предназначенных лишь послужить средством для какой-нибудь утилитарной цели. В другом человеке он видит субъекта, подобного себе, в продуктах культуры – овеществленную мысль и труд своих предков; в явлениях природы также сумеет найти нечто ценное и родственное ему самому как природному, хотя и вышедшему из природы существу. Такой человек может почувствовать себя причастным ко всей жизни и культуре человечества" в прошлом и настоящем, а значит, будет способным принять на себя ответственность за будущее (Мелик-Пашаев А. Ш. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981. – С. И).
Как относится к миру ребенок? Чем отличается опыт маленького человека, казалось бы, сходный с опытом взрослого, воплощенный в художественном произведении? Изучать данную проблему сложно, поскольку эстетические переживания нельзя исследовать строгими экспериментальными методами. Ребенок всегда любит свою работу, всегда в ней искренен, взрослый же иногда может создавать произведение не для себя, а, например, для выставки. Взрослый художник, кроме того может дословно перенять формальные и пластические приемы у художников прошлого. Работы детей всегда имеют, так сказать, свое лицо, педагог только должен увидеть своеобразие каждого и сохранить его, пока тот не овладеет техникой и мастерством.
Эстетическое отношение к миру убирает ту невидимую психологическую границу, которая в повседневной жизни разделяет "я" и "не я". И ребенок, и художник, и поэт пишут не просто об отстраненных внешних объектах и событиях, а передают свой мир, к которому они причастны. Для ребенка, как ни для кого другого, этот мир целостен, как говорят "синкретичен", то есть каждая вещь не отделена одна от другой.
Музыка, поэзия и танец – все воспринимается как одно целое. Посмотрите на рисунки детей – в каждом из них есть солнце, земля и небо. Это – законченная модель мира. Благодаря нерасчлененности восприятия, ребенок способен радоваться настоящему моменту, он несет чашку с водой и рад, что донес ее и не пролил воду. Любое действие становится для него "действом" – отсюда и тот великолепный артистизм, поражающий своей непосредственностью взрослых. Действительно, ребенок не имеет того абстрактного понятия "труд", которое присуще нам – взрослым. Он несет чашку потому, что ему это нравится. Малышу хочется делать что-нибудь, не задумываясь над тем, зачем и что же будет дальше. Поэтому задачей взрослого в такой момент является создание образа труда не через абстракцию, а через поэзию. Необходимо включать ребенка в свои дела методом игры, оживляя образ, а не абстрактно внушать, что такое хорошо и что такое плохо. Доброта должна образно сложиться для маленького человека из многих дел, поступков. Итак, создание любого образа должно сопровождаться сопереживанием, эмоциональным включением его в ситуацию.
Не менее важным является и нахождение каждой личностью своего образа. Вспомним, как у нас проводятся праздники. Приходит массовик-затейник и говорит: "Ну-ка, ребята, пошли, повторяйте за мной!".
И ребята начинают неумело повторять его движения, некоторые стесняются, создается искусственное оживление. Танец превращается в механическое повторение. А здесь, наоборот, необходимо дать свободу, пусть каждый сам придумает свое выражение образа, представляя о том, как падают листья, кружится снег, передавая пластику животных. Пусть ребенок оттолкнется от поэтического образа и создаст свой, пусть перед ним ставится не конкретная цель, а проблема.
Особенно это касается праздников, которые запоминаются детьми надолго. Тогда каждый желает высказаться, самореализоваться. Педагогам и родителям необходимо активизировать детей в подготовке к празднику, чтобы они вместе оформляли сцену, придумывали костюмы и рисунки, отражающие восприятие необычности глазами малыша. Разные конкурсы, диалог с маленькими исполнителями запоминаются им как этап, как ожидание чуда на всю жизнь. Естественно, мир сказки не должен преждевременно уходить от ребенка. Установка на раннее обучение логическому мышлению, на "вундеркиндов" впоследствии может дать невротические срывы, допустим в подростковом или раннем юношеском возрасте.
Кто боится темноты
Как известно, положительные эмоции связаны с раскрытием душевных сил человека, а отрицательные – с его невротизмом, замкнутостью, настороженностью. У ребенка уже в раннем возрасте могут возникнуть стражи: страх перед чужими людьми, боязнь темноты, боязнь оставаться одному дома. Все эти страхи формируют взрослые, а когда ребенок подрастет, то могут внушить еще и социальный страх: перед посещением школы или перед учителем, боязнь не справиться с заданием. Страх формируется в результате запугивания, при повторяющихся напряженных ситуациях, недостатке душевного тепла. Боязнь незнакомых ситуаций, новой обстановки, незнакомых людей "гасит" поисковую активность ребенка, лишая его необходимых для развития эмоций удивления. Таким образом, личность не раскрывается, гармония эмоций нарушается, припадая на ранний возраст, когда существуют периоды повышенного проявления страха.
Особенно отрицательно сказывается пассивность такой семьи, в которой в основном смотрят телевизор и слушают радио. Ребенок обрекается в данном случае на душевное одиночество. После такого "воспитания" не следует надеяться на творческую самостоятельность малыша. Более того, просмотр многих программ для взрослых, засыпание и просыпание под радио могут сделать его невротиком.
Взрослые должны сосредоточить все свои усилия для создания радостной атмосферы. Вечерняя сказка по телевизору не может заменить песню или сказку, рассказанную родителями. Именно рассказ, живая беседа, а не чтение часто дают ответную реакцию ребенка, развивая его творчество и воображение. Вспомните свои переживания в детстве: огромность дня и окружающего пространства, загадочность мира, находящегося за пределами комнаты, своего двора, улицы… Или вспомните неповторимое ожидание Нового года. Целостность образа, ощущение полноты бытия – вот что отличает мир детства. И этот мир важно не разрушить, его следует осознать и пережить на новом уровне.
Роль изобразительного творчества нельзя переоценить. Равнодушие, отсутствие бережного отношения к работам ребенка сигнализируют о том, что он находится в опасности. Оказывается, если проанализировать детские работы, применив данные психологической диагностики, то можно увидеть, что они прогнозируют дальнейшую жизнь ребенка. Особенно это заметно среди тех, кто стал художником. Колорит, композиция, содержание работы маленького художника свидетельствуют о его пристрастиях, индивидуальном и неповторимом взгляде на мир. Неблагополучная ситуация в семье прямо отражается на произведении ребенка.
Заметим, что программа эстетического воспитания ни в коем случае не должна быть жесткой. В ней нужны экспромт, интуитивный подход, подкрепление занятий приятными событиями и переживаниями. Это могут быть и занятия на природе, совместные походы в музей и на ярмарки, игры, спортивные занятия и так далее. Но оставить след эти мероприятия могут только тогда, когда их проведение обсуждают вместе со взрослым, закрепляя в творчестве и передавая в наиболее ярких образах. Ведь, например, из просмотренного спектакля ребенок может вынести всего одну фразу, заинтересовавшую его, поэтому задача взрослого – научить думать, обобщать, не навязывая своего "правильного" мнения.
Замечено, что творческие личности проявляли самостоятельность в решении задач с детства, они старались все делать по-своему. Во многом здесь имеет значение уверенность в себе, которая проявляется в дальнейшем и мало изменяется. Уверенность необходимо, конечно, развивать.