Вот какой случай произошел со мной, когда я только пошла в школу. Было это довольно давно. В то время родители не водили детей, как сейчас, по различным кружкам, едва ребенку исполнится четыре-пять лет. Подрастая, ребята сами записывались в секции и кружки в школе или Доме пионеров. Итак, в классе я училась складывать слова, решать примеры, но дома моим любимым занятием было рисование. Однажды я от кого-то услышала, что в школе работает художественный кружок, и решила записаться в него. После уроков я пошла по пустынному коридору, заглядывая в классы в поисках того, где учат на художников. В некоторых классах оставались группы ребят, но рисующих среди них я не видела. Спросить кого-либо я не решалась. Но когда окончательно поняла, что не могу найти художников, я села на скамеечку в зале и расплакалась. Тут, на мое счастье, проходила девочка, которая жила в нашем дворе. Это была большая девочка, она уже училась в третьем классе и все в школе знала. Она подошла ко мне и спросила, почему я плачу. Всхлипывая, я рассказала, что не могу найти художественный кружок, тот, где рисуют. Подружка по двору удивленно пожала плечами и заявила, что такого кружка в школе нет. Но есть кружок художественного слова, в котором сейчас идут занятия, и где она тоже участвует. Тут же она позвала меня с собой. И хотя я тогда плохо представляла, чем этот кружок отличается от просто художественного, я пошла за ней, на ходу вытирая слезы. Когда мы вошли в класс, где проходили занятия, я поняла, что уже заглядывала сюда в поисках художников. Руководительница попросила меня прочитать ей какое-нибудь стихотворение, что я и сделала, не понимая еще, зачем это надо. Я очень старалась и понравилась руководительнице, меня оставили. Я проходила в этот кружок всю зиму, с увлечением разучивая литературные композиции, которые мы исполняли на праздниках. Желание рисовать вновь возникло у меня лишь в одиннадцатом классе, когда я поступила на подготовительные курсы при архитектурном институте. А вскоре заболела, так и не пройдя основной курс рисунка. Судьба не давала мне связать себя с рисованием, зато активно подталкивала к художественному слову. В классе меня назначили главной за выпуск газеты, а дома теперь вместо рисования я занималась "писательством", тайком заполняла тетрадки дневников. Но разве можно выучиться на писателя? Я не знала такого места и пошла на специальность, которая в тот год была в моде среди абитуриентов.
Я не буду здесь описывать, как другие случаи, события, совпадения подталкивали меня на мой путь. Хочу лишь обратить внимание на случайную путаницу кружков – просто "художественного" и "художественного слова". Замечу, что здесь, как и при любой другой путанице, имеет значение скорее буквальное название, чем то, что оно обозначает. В рассказанной истории смысл названия – художественное владение словом, в то время как содержание подразумевает лишь владение приемами декламации.
Среди случаев путаницы чаще всего встречаются казусы с перепутыванием адресов. Классический пример: отечественная кинолента – "Ирония судьбы, или С легким паром". Все мы ее любим и знаем наизусть, и все же напомню главную интригу. Ввиду стечения обстоятельств герой, живущий в Москве, оказывается в Питере. Будучи нетрезвым, он не помнит о том, как совершил перелет. Но твердо помнит свой адрес, который и сообщает таксисту. Оказалось, что и в Питере такой адрес есть. Далее сюжет закручивается вокруг квартиры и живущей в ней девушки. Из-за недоразумения герой находит свою половинку, девушку своей мечты. Это, так сказать, чистый случай путаницы и ясная картина воздействия на судьбу. В реальной жизни проследить отдаленные результаты путаницы оказывается труднее. Вот один из таких случаев.
Моей бывшей однокласснице Наталье А., проживающей на Средней Подъяческой улице, однажды пришло письмо. Письмо начиналось словами "Дорогая Наташа", и далее сообщалось, что в ближайшую субботу состоится вечер встречи выпускников школы. Наташа позвонила мне и спросила, не получила ли и я приглашения. Я напомнила ей, что недавно переехала, и мой новый адрес еще мало кому известен. Однако я сразу выразила согласие пойти вместе на вечер, так как не видела наших ребят много лет и с большинством из них давно потеряла связь. В субботу мы с Натальей, немного взволнованные, отправились в старую школу. Нас насторожила пустота в знакомом переулке. Подойдя ближе, мы увидели заколоченные окна первого этажа и разбитые стекла верхних этажей. Дом был, по-видимому, на капитальном ремонте, а школа переехала в другое здание. Мы стояли в недоумении. Я попросила у Наташи разрешения взглянуть на письмо. И мне сразу же бросился в глаза адрес, указанный на конверте: Большая Подъяческая. Большая, а не Средняя! Почтальон ошибся, а Наталья не обратила внимания. Выходило, что "пострадали" не только мы, но и неведомая нам Наташа, которая лишилась встречи с одноклассниками.
Поразмыслив, мы решили прогуляться от бывшей школы до Большой Подъяческой, чтобы вручить письмо истинному адресату. Наташа оказалась молоденькой девушкой, год назад закончившей школу. Ее школа была рядом с домом, и девушка, сердечно поблагодарив нас, сказала, что еще успеет собраться. Мы же с моей Наташей, слегка посокрушавшись, разошлись в разные стороны.
Казалось, эта история завершилась для нас без всяких последствий. Но последствия стали проявляться позднее. Моя подруга Наташа потеряла работу и встала на учет на бирже труда. Вскоре она позвонила мне и сообщила, что ей предлагают пройти курсы переквалификации и стать педагогом (прежде она работала инженером). Я посоветовала ей принять предложение. Ведь теперь стало понятно: закрытая школа детства была подсказкой, что завершился этап накопления знаний. Пришла пора отдавать их другим. Случайное приглашение в школу для моей приятельницы обернулось побуждением идти собственным путем, стать преподавателем. Наташа, которая, кстати, давно тяготилась инженерной работой, теперь с удовольствием работает в школе учителем физики.
7. Странные встречи
Остановимся на встречах, которые правильнее было бы назвать столкновениями.
Однажды Зоя ехала в трамвае. Вагон был умеренно заполнен: свободных мест не было, но и толчеи тоже не наблюдалось. Зоя стояла, держась за поручень и думая о своем. Неожиданно на нее с руганью обрушилась стоящая рядом, на вид благообразная старушка. Зоя удивленно посмотрела на нее и отвернулась. Старушка продолжала выкрикивать злобные ругательства. Кстати, в одежде Зои, тридцатилетней женщины, не было ничего вызывающе современного. Одета она была скромно, в соответствии со скромным достатком медсестры. Молчание женщины, которое старушке показалось демонстративным, совсем вывело последнюю из себя. Она неожиданно толкнула Зою так, что та чуть не упала. На следующей остановке, раньше чем нужно, Зоя вышла из трамвая. На душе у нее остался тяжелый осадок.
Спустя пару недель в больницу, где работала Зоя, поступил новый больной. Он стал активно ухаживать за сестричкой. В этом не было бы ничего неприятного, если б не одно обстоятельство. Этот больной недавно освободился из мест заключения, но не сумел избавиться от пристрастия к наркотикам. Ухаживая за Зоей, он пытался уговорить ее похитить для него из сейфа лекарства с наркотическим действием. Ему это не удалось. Тогда он попытался силой заставить медсестру открыть заветный шкафчик с вожделенным снадобьем. Когда агрессивный больной сжимал свои руки на шее Зои, в ее памяти неожиданно всплыла злобная старушка из трамвая. Почему-то это добавило ей сил, она изловчилась и нажала кнопку сигнализации, которая имелась на посту. Женщина избежала опасности, а больной-нарушитель был выписан и передан милиции. Каким-то странным образом эти два события – абсурдное и реалистическое – переплелись. Общее было в развитии событий, каждому из которых сопутствовало неожиданное нападение – общей оказалась и развязка. Выйдя из трамвая раньше времени, Зоя прервала цепочку злоключений на символическом уровне. На уровне реальности отражением этого выхода из "плохого" трамвая стало благополучное избавление от опасности.
А теперь приведу случай, когда неожиданная встреча, на этот раз со знаменитостью, явилась предвестником событий благоприятных.
Василий приехал в Петербург впервые, поступать в институт. Экзамены уже были сданы, но результаты конкурса еще не объявлены. Неожиданное свободное время юноша использовал для знакомства с городом. В тот день он решил осмотреть станции петербургского метро, о красоте которых слышал неоднократно. Выйдя на станции "Черная речка", Василий тут же в вестибюле увидел величественную скульптуру Пушкина в полный рост. Эта фигура запечатлела поэта перед дуэлью, место которой, как известно, находится невдалеке. Василий решил подойти поближе. Там же столпились несколько человек. Вначале Василий не увидел в собравшихся ничего необычного, но вскоре заметил, что группу снимает фотограф. Посмотрев внимательнее на собравшихся, молодой человек узнал среди них народного артиста Стржельчика, его он знал по кинофильмам. Однако внимание всех было обращено не на знаменитого артиста, а на низенького живого старичка совсем не артистического вида. "Что вы скажете о скульптуре, молодой человек?" – неожиданно обратился старичок к Василию. "Мне она кажется очень похожей на поэта", – ответил юноша. "О, вы встречались с Пушкиным?" – рассмеялся старичок, а вслед за ним и все присутствующие. Тут Василию сообщили, что его мнением о скульптуре интересовался ее создатель, известный скульптор Михаил Аникушин. Василий не был знатоком искусства, но запомнил эту фамилию. Впоследствии он увидел и другой известный памятник Пушкину, созданный этим автором. А в тот день наибольшее впечатление, конечно, осталось от встречи с популярным артистом.