Как мы уже поняли, книги образовательного формата сложны для восприятия и скорее вызовут желание быстро их пролистать… А что, если мы предложим вам самый увлекательный и самый реальный квест в вашей жизни? Найти выход за 30 минут, говорите? А слабо за 30 секунд?
Именно столько времени (а порой и меньше) у нас с вами есть на то, чтобы каким-то образом отреагировать на речевое нападение.
И самое главное – наша книга-квест позволит всем читателям по законам жанра:
• быстро найти выход из конфликта, используя смекалку и интеллект;
• отточить приемы противостояния конфликтам;
• усилить главного героя игры (то есть вас);
• поменять отношения с людьми и, таким образом, всю свою жизнь.
Недаром считается, что большинство конфликтов между людьми происходит по одной простой причине: мы много фантазируем о том, будто хорошо понимаем друг друга, и мало говорим для того, чтобы действительно друг друга понимать.
Итак, мы приглашаем вас на поиски того, что и как говорить. Это истинно психологический квест. Он поменяет всю вашу жизнь. Он заставит мозг работать в полную силу и составлять такие комбинации приемов, которые легко и элегантно позволят решить любые, даже самые затяжные конфликты и противостоять манипуляциям.
И самое главное – вместо того чтобы позволить другим задавать фабулу вашей Игры, создавайте и меняйте ее сами.
Используйте каждое речевое нападение как повод для квеста: "А что я могу сделать?", "Какие приемы подойдут лучше?", "А что, если он ответит вот так или так?" Мы предлагаем вам увлекательное путешествие в мир импровизации, нестандартных решений, элегантных версий решения конфликтов.
Глава 1. Защищайтесь, сударь! Или что такое речевые нападения
Речевое и физическое нападение: сходства и различия
Взрослые смеются над детьми, которые в свое оправдание ноют: "Он первый начал". Но взрослые конфликты начинаются точно так же.
Начнем с истоков. Когда на тренинге мы задаем вопрос: "Кто получает удовольствие от конфликтов", немногие поднимают руку. И, как правило, это участники, которые в чем-то понаглее, в чем-то посильнее духом и для которых конфликт – способ выплеснуть негативные эмоции на партнера независимо от того, "кто первый начал".
Если слегка поменять вопрос: "Кто получает истинное эстетическое (вариант – интеллектуальное) удовольствие от конфликтов?" – народ вскинет не руки, а брови. Потому что рассмотрение конфликта как средства проявить свой интеллект и сообразительность в последнее время встречается все реже.
Поищем примеры в русской культуре. Физические способы выпустить пар – кулачные бои. Дуэли. Все до победного конца. Всё для выражения гнева. Или попранного чувства собственного достоинства. Неплохо. Эмоции выражать важно. По этому поводу мы сломаем немало копий в следующих главах.
Однако существовали и способы интеллектуальной разрядки, например словесно-поэтические поединки, эпиграммы, сатиры, остроты и шутки. Русская культура богата примерами! И мы предлагаем взять лучшее НЕ из западных методик, отражающих стиль мышления европейского человека (в частности, модели проведения словесных поединков предложены тренером в области коммуникативной техники Карстеном Бредемайером и психологом Изабель Назаре-Ага), а продолжить осваивать культуру русского мышления, выражения агрессии и недовольства и создавать свой собственный, рассчитанный на российское мышление стиль реагирования на речевое нападение. Стиль, сочетающий умение одновременно выражать эмоции и включать мозг, что позволяет эффективно делать выбор между юморными или серьезными, элегантными или более крепкими выражениями. И главное – стиль, позволяющий, несмотря на конфликт, добиться эффекта "выиграл/выиграл" и сохранить отношения.
Он на вас нападает – вы ставите его на место. И при этом сохраняете отношения. Поразительно, но факт!
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Согласительные процедуры высоко ценили многие мыслители древности. Так, римский драматург Теренций (II век до н. э.) писал о необходимости стремиться урегулировать споры мирным путем, прежде чем переходить к противостоянию:
Все испытать, не драться должно мудрому, Как знать, быть может, обойдется без борьбы.
Греческий поэт эпохи эллинизма Аполлоний Родосский (ок. 290 г. до н. э.) также высказывался в пользу приоритета согласительных процедур:
Стараться надлежит не сразу к силе прибегать, Но попытаться столковаться на словах.
Итак, будем пытаться "столковаться на словах". И для этого сначала разберем понятие "он нападает". При анализе речевого нападения полезно сравнить его с физическим, хотя бы потому, что оба словосочетания содержат слово "нападение" как выражение агрессии по отношению к жертве.
Квест "Визуальный симулятор нападений". Уровень 1: ничего не предвещало
Версия 1. Физическое нападение
Вы идете по темной улице и никого не трогаете. И вдруг навстречу четверо молодых людей с агрессивным выражением лиц (или нагловатым, или злым… да мало ли можно прочесть негативных эмоций на лице), в их движениях ощущается превосходство физической силы, в их руках что-нибудь да есть. И вы сразу понимаете: опасность!
Выхода у вас всего два: если вы не сильны в боевых искусствах, вероятно, выберете бегство, в противном случае, может быть, примете бой.
Версия 2. Речевое нападение
Вы разговариваете с коллегой в офисе. И ничто не предвещает беды. Но вдруг вы видите, что лицо собеседника начинает выражать негодование, голос становится мрачнее (конечно, не факт, что вы замечаете эти сигналы, и не факт, что они относятся к вам) – и вот оно, речевое нападение собственной персоной: "Да, я вижу, это ваша привычка – заваливать важные проекты!" (или "Вы что, ничего получше придумать не могли?").
Телесный квест. "Визуальный симулятор нападений". Уровень 2: эмоциональный центр
Для определения эмоционального центра выполните несложное упражнение 1.
Упражнение 1. Эмоциональный центр
Вспомните одно из самых обидных речевых нападений на вас и положите руку на то место, где после нападения остались ощущения "больно", "обидно", "жарко", "сердито", "гаденько"… Зафиксируйте ту область, которая вызвала реакцию. Это и есть эмоциональный центр, на который происходит речевое нападение.
Многие из нас знают интуитивно, где "живут" эмоции, и сейчас положили руку на горло, область сердца или живот. Опишем знакомые всем ощущения в каждом из центров:
• горло (першит, сдавливает, тошнит, ком к горлу подступает);
• грудная клетка (жжет, колет, сдавливает, режет, кошки на душе скребут, камень лежит на сердце);
• живот (подташнивает, сжимается, накатывает жар, растет напряжение).
Если кто-нибудь из вас, уважаемые читатели, положил руку на голову, выполняя упражнение, вероятно, вы отмечаете головные боли, шум в голове и напряжение после речевого нападения. Такая реакция – признак того, что вы пропустили негативную энергию через свой эмоциональный центр и уже находитесь в стадии принятия решения ("Что же ответить?") или после принятия решения ("А как я мог ответить тогда?").
Итак, подытожим.
Различия физического и речевого нападения:
• физическое нападение легче предугадать ("Я могу не пойти в тот ночной клуб, известный своей скандальной репутацией", "Я могу не идти по темной улице, а взять такси"), следовательно, его легче предотвратить. Речевое нападение сложно предугадать, к нему не успеваешь подготовиться морально, соответственно, его почти невозможно предотвратить. Мы чаще всего реагируем уже после того, как все произошло. И не самым эффективным образом;
• физическое нападение ориентировано на тело, тогда как речевое воздействует на эмоциональный центр.
Сходство физического и речевого нападения: цель нападения. Достаточно задать себе вопрос (зачем они нападают на нас физически: бьют, ставят подножки, пытаются заломать руку?) и получить ответ: чтобы вывести нас из равновесия. А зачем выводить нас из равновесия? Чтобы унизить? Обидеть? Оскорбить? Доминировать? Весьма вероятно, что за этим действительно кроется одна из подобных мотиваций. Однако совершенно очевидно: когда человек выведен из равновесия, с ним гораздо легче управляться (и управлять им). Следовательно, физическое нападение осуществляется с целью вывести человека из равновесия, чтобы им было легче управлять. То же верно и в отношении речевого нападения: оно воздействует на эмоциональный центр с целью вывести из равновесия, чтобы оппонентом было легче управлять. Выведенный из нейтрального положения человек (будь то физическая или эмоциональная дестабилизация) легкоуправляем, а значит, манипулятор без труда может обнаружить его уязвимые места.
Как это происходит, схематично представим в алгоритме речевого нападения.
Алгоритм речевого нападения