Играем реальную жизнь в Плейбек театре - Джо Салас

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Играем реальную жизнь в Плейбек театре файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

В книге описана форма импровизации, которая основана на истори­ях об обычных и не совсем обычных событиях жизни, рассказанных во время перформанса снах, воспоминаниях, фантазиях, трагедиях, фарсах - мимолетных снимках жизни реальных людей. Эта книга написана для тех, кто участвует в работе Плейбек-театра, а также для тех, кто хотел бы больше узнать о нем, о его истории, методах и возможностях.

Содержание:

    • Предисловие ко второму изданию 1

    • Введение 2

    • ИСТОКИ 2

    • ОЩУЩЕНИЕ ИСТОРИИ 4

    • "СЦЕНЫ" И ДРУГИЕ ФОРМЫ 7

    • БЫТЬ ПЛЕЙБЕК-АКТЕРОМ 10

    • РОЛЬ ВЕДУЩЕГО 14

    • МУЗЫКА В ПЛЕЙБЕКЕ 17

    • ПРИСУТСТВИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И РИТУАЛ 20

    • ПЛЕЙБЕК И ЦЕЛИТЕЛЬСТВО 23

    • БЫТЬ В СООБЩЕСТВЕ 27

    • РАСТИ В ЭТОМ МИРЕ 30

    • Словарь 33

    • Приложение 34

    • Литература 34

Jo SALAS

IMPROVISING REAL LIFE

PERSONAL STORY IN PLAYBACK THEATRE

Джо САЛАС

ИГРАЕМ РЕАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

В ПЛЕЙБЕК-ТЕАТРЕ

Перевод с английского

М.Ю.Кривченко

Майклу Клементе, плейбек-актеру

Не выразить словами, как много он дал нам и как нам его не хватает

Смысл лежит в основе творческого процесса и рассказывания историй. Это - и цель, и характерный признак. Когда мы рассказываем историю нашей собственной жизни или же какие-либо сюжеты из нее, мы осознаем, что не являемся жертвами случайных и хаотичных обстоятельств, но мы все же, несмотря на несчастье или чувство собственной незначительности, живем осмысленно во Вселенной, полной смысла. И снова в ответ на нашу историю, равно как и на истории других людей, мы слышим: "Да. Да, у меня есть история. Да, я существую".

Дина Метцгер

Предисловие ко второму изданию

Введение

ИСТОКИ

ОЩУЩЕНИЕ ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ РАССКАЗАНА

ПОТРЕБНОСТЬ В ИСТОРИЯХ

КОГДА ПОТРЕБНОСТЬ НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТСЯ

ПОВСЕДНЕВНЫЕ ИСТОРИИ

ИСТОРИИ В ПЛЕЙБЕК-ТЕАТРЕ

СУТЬ ИСТОРИИ

БОЛЕЕ ГЛУБОКАЯ ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ ЭЛАЙН

"СЦЕНЫ" И ДРУГИЕ ФОРМЫ

"ЖИДКИЕ СКУЛЬПТУРЫ"

"СЦЕНЫ": ИНТЕРВЬЮ

ПРИГОТОВЛЕНИЯ

РАЗЫГРЫВАНИЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ (ВЗГЛЯД НА РАССКАЗЧИКА)

ВОЗВРАЩАЯСЬ К РАССКАЗЧИКУ

ИСПРАВЛЕНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ

"ПАРЫ"

"ХОР"

ПЛЕЙБЕК-МАРИОНЕТКИ

"ФОТОГРАФИЯ"

ДЕЙСТВИЕ "ХАЙКУ"

ЗРИТЕЛИ КАК АКТЕРЫ

БЫТЬ ПЛЕЙБЕК-АКТЕРОМ

БЫТЬ ГОТОВЫМ К ЛЮБОЙ РОЛИ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И СПОНТАННОСТЬ

ЗАПРЕТНЫЕ ЗОНЫ

ОЩУЩЕНИЕ ИСТОРИИ АКТЕРОМ

РАБОТА В КОМАНДЕ

ГОЛОС И РЕЧЬ

ТЕЛО

ПРОСТРАНСТВО И РЕКВИЗИТ

НЕМНОГО О ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ И СТИЛЕ

КАК ДАЛЕКО Я МОГУ ЗАЙТИ?

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ АКТЕРАМ

РОЛЬ ВЕДУЩЕГО

ВЕДУЩИЙ КАК ЦЕРЕМОНИЙМЕЙСТЕР: ВНИМАНИЕ К ЗРИТЕЛЬНОМУ ЗАЛУ

РЯДОМ С ВЕДУЩИМ: ВНИМАНИЕ К РАССКАЗЧИКУ

ВЕДУЩИЙ КАК ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕЖИССЕР: ВНИМАНИЕ К ИСТОРИИ

СОБИРАЯ ВСЕ ВМЕСТЕ

МУЗЫКА В ПЛЕЙБЕКЕ

МУЗЫКА В "СЦЕНАХ": ПОДГОТОВКА

ВО ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ

РАБОТА С АКТЕРАМИ

РАБОТА С ВЕДУЩИМ

МУЗЫКА И ОСВЕЩЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МУЗЫКАНТА

ИНСТРУМЕНТЫ

КАБАСА И МОРЕ

ПРИСУТСТВИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И РИТУАЛ

ПРИСУТСТВИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - ОБОРУДОВАНИЕ СЦЕНЫ

ПОМЕЩЕНИЕ

ОСВЕЩЕНИЕ

ЧТО НАДЕТЬ

НАЧАЛО И ЗАВЕРШЕНИЕ

РИТУАЛ

РИТУАЛ И СМЫСЛ

ПЛЕЙБЕК И ЦЕЛИТЕЛЬСТВО

ПЛЕЙБЕК В ТЕРАПИИ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

АДАПТАЦИИ К КОНКРЕТНЫМ ПРОБЛЕМАМ

ВАЖНОСТЬ СВЯЗИ

ТЕРАПЕВТ КАК АРТИСТ

ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ИСКУССТВА И ЦЕЛИТЕЛЬСТВА

БЫТЬ В СООБЩЕСТВЕ

СОЗДАВАЯ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ПЛЕЙБЕКА

ПЛЕЙБЕК-ТЕАТР И ИДЕАЛИЗМ

ПЛЕЙБЕК В СЕКТОРЕ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, АМБИЦИИ И ЛЮБОВЬ

ПЛЕЙБЕК В ОБРАЗОВАНИИ

ПЛЕЙБЕК И ПОЛИТИКА

РАСТИ В ЭТОМ МИРЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО И СОРЕВНОВАНИЕ

ПЛЕЙБЕК В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ

СВЯЗИ С ОКРУЖАЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ

ОБЪЕДИНЕННЫЕ НАЦИИ ЗА РАБОТОЙ

Словарь

Приложение

Литература

Предисловие ко второму изданию

С тех пор как книга "Играем реальную жизнь" была впервые опубликована, Плейбек-театр развивался и ширился: все больше людей увлеклись Плейбек-театром в качестве актеров и рассказчиков, лидеров групп и тренеров. Популярность Плейбек-театра растет, расширяются области его социальной востребованности и география распространения.

Замечательно, что Плейбек стал средством социального изменения там, где людям необходимо услышать друг друга. Сейчас мы наблюдаем, как претворяются в жизнь наши ожидания двадцатилетней давности - возникновение театра, который может предложить сегодняшним сообществам определенные интегративные социальные функции, которые когда-то выполняли искусство рассказа и эстетические ритуалы.

Нужда давит. Кончается век, и нас преследует повсеместный разрыв связи между людьми. Как дыхание бодрости и надежды приходят вести о том, что Плейбек - у шахтеров, у аборигенов Западной Австралии, Плейбек - на неправительственном форуме Четвертой женской конференции Объединенных Наций в Бейджинге, Плейбек - в Израиле у иммигрантов Среднего Востока, пытающихся обрести свое место на новой родине, Плейбек - в городских трущобах Соединенных Штатов.

Тем временем Плейбек как искусство перформанса продолжает свое развитие. Новые сценические практики вводятся вместо традиционных. Важной признается работа с хором, она часто проводится в Соединенных Штатах и в Европе, так же как и в Австралии и Новой Зеландии, где эта практика впервые возникла. Многие группы экспериментируют со стилями ведения перформанса, стремясь к наиболее равномерному распределению ответственности за разыгрывание истории.

Развитие Плейбека имеет и негативные последствия. Как сообщество, мы столкнулись с необходимостью защищать наше искусство и от настойчивых требований упорядочить и формализовать его, с одной стороны, и от искажений в сторону коммерциализации и поверхностности - с другой. Плейбек крепок, но уязвим. Сама его суть не соответствует многим аспектам культурного контекста, усвоенным многими из нас. Вместе с успехом возникает вероятность того, что ценности Плейбека не всегда будут одобряемы.

К счастью, традиция устного рассказа, которую Плейбек несет по всему миру, - его самый надежный защитник. Большинство людей, увлеченных Плейбеком, осознают и оберегают самое уникальное в нем - слияние искусств, неформальность, аутентичность и социальный идеализм. Также важна и возможность обучения. Многие из нас, кто влюблен в это дело в течение многих лет, сейчас обучают Плейбеку, предлагая свой опыт всем, кто хочет узнать, что такое Плейбек-театр на самом деле.

Конечно, в некоторых областях работы, о которой я рассказывала в первом издании этой книги, произошли изменения. В главе "Расти в этом мире" говорится о том, что в Японии существуют трудности формирования плейбек-групп и практики Плейбека в основном работают индивидуально. Но сейчас там образовалось несколько активно выступающих сообществ. Компании, описанные в главе "Расти в этом мире" первого издания, продолжают совместную работу, хотя теперь они занимаются несколько другими проблемами.

Если говорить о "делах домашних", то статус самой первой плейбек-группы, о которой я рассказывала в главе "Истоки", изменился. После того как мы официально "вышли в отставку" в 1986 г., мы продолжали выступать вместе несколько раз в год. Со временем наши выступления становились все реже и реже, и в 1993 г. Мы поняли, что со смертью нашего актера Майкла Клементе время нашей группы истекло.

Однако Плейбек-театр в этом регионе жив и процветает, его реализуют Школа Плейбек-театра и две компании: "Сообщество Плейбек-театр" и "Хадсон Ривер Плейбек-театр". Все эти компании работают под руководством участников первой плейбек-группы (Джонатана Фокса, Джуди Своллоу) и под моим руководством.

Я надеюсь, что и второе издание этой книги, которое дополнено фотографиями и словарем терминов Плейбека, послужит введением в предмет для новичков и описанием принципов и практик Плейбек-театра для более опытных читателей.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги

Популярные книги автора