2. Проанализируйте известные вам концепции этноса выберите ту, которая на ваш взгляд является наиболее приемлемой, докажите почему.
3. Какова роль этногенеза в зарождении этнопедагогической мысли?
4. Раскройте сущность научного понятия "этничность" и опишите, в каких значениях она понимается.
5. Охарактеризуйте и сравните понятия "этническая идентичность" и "российская идентичность".
6. Дайте определение понятию "национальный менталитет" и на примере двух российских народов охарактеризуйте его сущность.
7. В каких значениях может употребляться понятие "народ"?
8. Раскройте сущность научного понятия "нация".
9. На основе изучения литературы по теме дайте определение следующих научных понятий: "этнос", "этническое воспитание"; "народ", "народное воспитание"; "нация", "национальное воспитание".
Литература для самостоятельной работы
1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса - М.: Наука,1983. -412с.
2. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. - 1988. -№ 7. - С. 16–28.
3. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703с.
4. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. - М.:Рольф, 2000,- 384 с.
5. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало./ Сост. А.И. Куркчи. - М.: Институт ДИ-ДИК, 1993.-544 с.
6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - 573 с.
7. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справочное учебное пособие. - М.: Щит-М, 1999.
8. Ратцель Ф. Народоведение (Антропогеография) // Классика геополитики, XIX век. - М., 2003.
9. Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально культурной антропологии. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003. - 368 с.
Раздел II История зарубежной этнопедагогики
Тема 1. Научные и практические предпосылки зарождения и развития этнопедагогической мысли
1.1. Социокультурные условия зарождения и развития этнопедагогической мысли.
1.2. Роль антропологических предпосылок в возникновении воспитания и зарождения этнопедагогической мысли.
1.3. Этнологические предпосылки зарождения этнопедагогической мысли.
1.4. Историко-педагогические предпосылки развития этнопедагогической мысли.
Ключевые понятия: антропологические, этнологические, историко-педагогические предпосылки; этапы становления этнопедагогики, научная педагогика.
1.1 Социокультурные условия зарождения и развития этнопедагогической мысли
Воспитание, как общественное явление, зародилось в глубокой древности. До появления первых форм государственности и первых научных обобщений оно было по своей сути родовым, семейным, равным для всех. Это было коллективное педагогическое творчество всего народа, нашедшее свое выражение в народной педагогике. "Философские учения, язык, религия, традиции, фольклор, то есть все, что характеризует культуру современных народов - есть продукт их длительного исторического развития.
Социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют наше представление о процессах, проходящих на поверхности Земли, где сочетаются "история природы и история людей". [40]
Этнопедагогика есть особая междисциплинарная отрасль научно-педагогического знания, органично и естественно связанная с историей различных типов этнических общностей. Это положение позволяет раскрыть научно-практические предпосылки эволюции и развития этнопедагогики.
Под предпосылками обычно понимают предварительное условие чего-нибудь. Для понимания сути этнопедагогики необходимо понять, что стало причиной зарождения этнопедагогической мысли, какие условия повлияли на ее становление. Эти предпосылки являются общими как для зарубежной этнопедагогики, так и русской.
Как большинство наук этнопедагогика в своем развитии прошла несколько этапов: от простейших этнопедагогических мыслей до теоретико-методологических концепций и обоснований.
В качестве основных предпосылок зарождения и развития этнопедагогики мы рассматриваем:
• антропологические (прямохождение, развитие речи, умственных и психофизических качеств и. др.);
• историко-педагогические (возникновение воспитания, появление письменности, открытие школ, зарождение научной педагогики в русле философии и др.);
• социокультурные (зарождение и развитие культуры в связи эволюцией этнических общностей: обычаев, традиций, фольклора, праздников, игр, ритуалов, церемоний, обрядов и т. д.);
• этнологические (этногенез, общий язык, самобытная этническая культура, этническое самосознание и др.).
Мы рассматриваем данные предпосылки как предварительные условия, способствующие зарождению и развитию воспитания вообще и этнического, как специфической области педагогического знания определенной этнической общности, в частности.
Можно сказать, что воспитание, его становление и развитие, протекало в антропосоциогенезе, который завершился около примерно 40 тысяч лет назад, когда появился человек современного типа, обладающий сознательной психикой и живущий первобытными общинами, положившими начало социальной истории.
По мнению исследователя проблем истории педагогики Т.Б. Корнетова само возникновение воспитания как педагогического феномена было исторически связано с появлением системы социального наследования. Если биологическое наследование обеспечивает воспроизводство одного поколения людей за другим, передавая материальные (генетические) структуры через зародышевые клетки, то социальная сущность формируется у каждого человека посредством усвоения опыта истории или в ходе общественно-практической деятельности. Передача этого опыта от поколения к поколению называется социальным наследованием, осуществляющимся в рамках более широких, чем воспитание процессов, от которых оно полностью зависит. Это процессы инкультурации и социализации. [41]
Социализация представляет собой процесс усвоения человеком с раннего детства необходимых знаний об окружающем мире, культурных ценностях, восприятия им норм поведения. Все это позволяет ему стать полноценным членом того общества, в котором он живет, правильно взаимодействовать со своим культурным окружением. В ходе социализации человек превращается в общественного индивида, формируется как личность.
Под инкультурацией подразумевается процесс приобщения человека с детства к культуре определенной этнической общности и обретения им необходимых для жизни культурных навыков. Через культуру происходит связь поколений. Каждое новое поколение, усваивая культурные достижения, достигнутые предыдущими, пополняет их новыми, обеспечивая этим прогресс общества. Именно культура сохраняет и развивает этносы и человечество в целом. Воспитание обладает такими особенностями и возможностями, которые позволяют осуществлять социализацию и инкультурацию человека. Важное место в развитии воспитания, расширении его содержания, приобретении им этнических признаков имело становление этнических культур - культурогенез, предполагающий совокупность постоянно протекающих процессов в культурах всех времен и всех народов, начиная с глубокой древности и до наших дней.
Простейшие этнопедагогические мысли возникли в глубокой древности. На протяжении истории развития человеческого общества они постоянно развивалось, пополнялись новыми знаниями. Чтобы этнопедагогика стала самостоятельной отраслью научного знания, понадобились века.
В данном разделе будут представлены общие предпосылки, тенденции и этапы зарождения и развития этнопедагогики на примере разных зарубежных стран.
1.2. Роль антропологических предпосылок в возникновении воспитания и появлении этнопедагогической мысли
Антропологические предпосылки имеют основополагающее значение в возникновении воспитания. Становление человека как вида, как разумного существа способствовало возникновению трудовой деятельности, а за ней и потребности в целенаправленной передаче трудового, социального опыта, воспитания и культуры новым поколениям.
Антропогенез позволяет понять процесс очеловечивания и то как, наряду с совершенствованием биологической природы человека, менялись язык, сознание, нравственность, культура. Превращение животных в людей (антропогенез) и становление общества (социогенез) протекали в неразрывном единстве, то есть в едином процессе антропосоциогенеза. На определенных исторических этапах развития человечества наряду с антропосоциогенезом возникает процесс этногенеза.
Человек как особенный биологический организм выделился среди других живых существ примерно 1,7 миллиона лет назад. Как субъект общественных движений и преобразований он живет примерно 50000 лет. Но за это время благодаря созданному им самим миру материальной и духовной культуры он и стал "человеком разумным" с высшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными состояниями. В течение этого исторического периода люди овладели речью и преобразовали свое восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Физическое совершенствование человека вело к развитию всех его способностей и, прежде всего, психических, что способствовало расширению его социально-исторического опыта, в том числе и педагогического.