В то же время, до появления государств народная и официальная педагогика не разделялись. Официальная педагогика возникает в условиях государства. И воспитание здесь было направлено, прежде всего, на подготовку детей и молодежи в соответствии с целями и задачами, обусловленными социально-политическими, экономическими, культурными и др. потребностями государства в целом. Хотя зачастую эти государства были многонациональными. Происходит нивелирование этнических культур. В отличие от официальной педагогики, народная педагогика решает задачи связанные в первую очередь с существованием этноса, его социально-экономическими и культурными потребностями.
Развитие письма, сначала слогового (Ассирия), а затем фонетического (Финикия) явилось важнейшим условием повсеместного распространения школ. Школа и воспитание в условиях формирования первых государств Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием различных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и др. факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные черты, в том числе в сфере воспитания и обучения.
Формирующие государственные системы воспитания имели свои этнические характеристики, которые не только не были забыты, но были развиты и усовершенствованны в новых условиях. Государства используют в воспитании детей и молодежи опыт традиционного народного воспитания для формирования у них этнического самосознания, чувства преданности своему народу, готовности к защите своей земли, мужества, смелости, стремления к сохранению территориального и государственного единства.
С появлением письменности в этнопедагогике наступил второй этап ее развития (научно-практический). Первые письменные обобщения традиционного народного воспитания содержатся в таких древних письменных памятниках как: Законы царя Вавилонии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), Законы Ассирии (2 половина II тыс. до н. э.), летопись ассирийского царя Ашшурбанапала (669–633 гг. до н. э.), книга притч иудейского царя Соломона (965–928 гг. до н. э.) и др.
Они дают общее представление об организации школьного обучения, содержании и методах обучения и воспитания детей в школах тех времен.
Обучение везде основывается, прежде всего, на народных воспитательных традициях предков. Например, в "Поучениях гераклеопольского царя" (XIII в. до н. э.) подчеркивается необходимость использования в воспитании молодежи мудрости предыдущих поколений: "Всегда следуй отцам и предкам своим". С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству. Эти письменные памятники свидетельствуют о том, что в школах в достаточно большом объеме использовали традиционный опыт воспитания.
Большое место отводилось заучиванию преданий, сказок, легенд, а также усвоению традиций, обычаев, обрядов, ритуалов. По этим древним источникам можно сделать выводы, что этнопедагогические знания, зародившиеся и сформировавшиеся в общем виде еще в первобытном обществе, получили широкое развитие и в последующие исторические периоды.
Значительному развитию этнопедагогических знаний послужило развитие наук, и в особенности философии. Так как, именно в русле философии получило первоначальное научное обобщение традиционное народное воспитание.
На жизнь людей древних государств огромное влияние оказывала религия. При храмах, святилищах, функционировали жреческие или высшие школы для избранных: детей высшей знати и жрецов. Они являлись средоточием научных знаний по философии, медицине, астрономии, физике, химии, литературе. В трактатах по философии этого периода также содержатся и этнопедагогические знания о традиционном народном общественном и семейном воспитании. Религия служила мощным фактором формирования национального самосознания народа. Ее целью было внедрение в сознание людей идеологии, направленной на формирование преданности своему народу и своему правителю, готовности защищать свою родину даже ценой своей жизни. Кроме того, религии всех народов во все времена служили действенным институтом формирования у верующих основ морали, духовности, так как в них представлен свод нравственных законов: не убей, не укради, возлюби ближнего своего, чти мать и отца, не прелюбодействуй и др. Таким образом, религия значительно способствовала развитию этнопедагогического знания и его обобщению в религиозных нравоучениях.
Но вместе с тем, появление частной собственности, формирование социального института государства, обогащение и возвышение верхушки общества, разделение труда приводят к тому, что воспитание детей перестает быть одинаковым у различных слоев населения. Оно приобретает социально-дифференцированный характер.
Воспитание, обучение стало различным по социальным и имущественным признакам. Отделение умственного труда от физического обусловило появление предпосылок для возникновения теоретической педагогики. Это с одной стороны имело прогрессивное значение, с другой, появилось разделение между народной педагогикой, которая продолжала развиваться преимущественно в семьях непривилегированных слоев населения и официальной - научной, развивающейся в школах для детей высших сословий.
Изучение научных и практических предпосылок зарождения и развития этнопедагогики свидетельствует: обращение общества к традиционному народному воспитательному опыту происходит, прежде всего, в периоды национальных войн, религиозных и др. преследований, социальных и политических кризисов, социального экономической и политической нестабильности. Взамен утраченных идеалов и ценностей общество обращается к традиционной народной культуре в поиске новых идеалов и ценностей.
Контрольные вопросы и задания
1. Что вы понимаете под социокультурными условиями, и как они влияют на развитие этнопедагогической мысли?
2. Раскройте понятие "антропогенез" и его влияние на социокультурную жизнь древнего человека.
3. Охарактеризуйте значение антропологических предпосылок в возникновении воспитания и зарождении этнопедагогической мысли.
4. Дайте определение процесса этногенеза и его влияния на воспитание детей в первобытном обществе.
5. Какова роль этнологических предпосылок в зарождении этнопедагогической мысли?
6. Опишите влияние историко-педагогических предпосылок на развитие этнопедагогической мысли.
7. Назовите причины, способствующие обращению идеологов того или иного общества к традиционному народному воспитанию.
8. Что послужило причиной зарождения научной педагогики?
9. Раскройте взаимосвязь научной и народной педагогики.
10. Опишите, как проходило развитие этнопедагогической мысли в русле научной педагогики.
Литература для самостоятельной работы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3 изд. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.
2. Гуревич П.С. Философия культуры - М.: Аспект-Пресс, 1994. - 317 с.
3. Корнетов Т.Б. История педагогики: введение в курс "История образования педагогической мысли": Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2002.-268 с.
4. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения. [Пер. с англ.]. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
5. Нестурс М.Ф. Происхождение человека. - М.: Наука, 1970. - 440 с.
6. Тишков В.А. Культура и культурная стратегия как антропологическое явление // Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. - М.: Министерство культуры РФ. Российский ин-тут культурологии, 2002. - 210 с
Тема 2. Развитие этнопедагогической мысли в педагогических учениях выдающихся зарубежных педагогов
2.1. Обобщение традиционного народного воспитания выдающимся китайским философом и педагогогом Конфуцием.
2.2. Педагогическая система Я.А. Коменского в контексте этнопедагогики.
2.3. Значение научно-педагогической деятельности швейцарского педагога-демократа И.Г. Песталоцци в развитии этнопедагогической мысли.
Ключевые понятия: традиции воспитания, гуманность, школа родного языка, природосообразность, культуросообразность воспитания.
2.1. Обобщение традиционного народного воспитания выдающимся китайским философом и педагогогом Конфуцием
Важнейшей предпосылкой развития этнопедагогики в России явилась научно-педагогическая деятельность выдающихся зарубежных философов и педагогов: Конфуция (551–479 гг. до н. э.), Я.А. Коменского (1592–1670 гг.), И.Г. Песталоцци (1746–1827 гг.), а также других мыслителей. Их научно-педагогическая деятельность послужила началом научно-теоретических обобщений традиционного народного воспитания.
Тенденция использования школы как действенного механизма по передаче и усвоению этнопедагогических знаний, возникнув в древности, получила дальнейшее развитие в теоретической и практической деятельности выдающихся философов и педагогов в период от рабовладельческого и феодального строя до наших дней.
Великие умы прошлого с большим уважением относились к воспитательным традициям собственных народов. Изучая традиционный воспитательный опыт своих народов, они обобщали, систематизировали его и, все лучшее, включали в свои научные труды и повседневную педагогическую практику.
Одним из первых мыслителей, предпринявшим попытку изучения и обобщения народной педагогической культуры, был выдающийся китайский философ и педагог Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Его настоящее имя Кун-Цю. В письменных памятниках его называют Кун-Фу-Цзы, или учитель Кун. В XVII веке Китай посетили миссионеры - иезуиты. Познакомившись с его учением, они латинизировали его имя. Конфуций является родоначальником китайской философии. Но его по праву можно назвать и основоположником этнопедагогической мысли Древнего Китая, так как им на основе традиционного народного китайского воспитания создано его учение о формировании всесторонне развитой личности.
К сожалению!!! По просьбе правообладателя доступна только ознакомительная версия...