Еще на заре мировой цивилизации древнейшие мудрецы сумели разглядеть в глубокой разобщенности народов и культур опасность для общности человеческого рода. Главное заключается, писал Плутарх в "Антологии мировой философии", не в том, что "мы обитаем в городах и областях и отличаемся своими особыми законами и нравами, а в том, что мы рассматриваем всех людей как своих сограждан, что жизнь одна, подобно тому, как мироздание одно". Этнопедагогика соединяет народную и национальную культуры современного информационного общества в рамках единообразного подхода.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие знания по истории этнопедагогики важны для решения проблем современного воспитания?
2. Объясните значение традиционного народного воспитательного опыта в жизни многонационального российского общества.
3. Что является предметом изучения истории этнопедагогики?
4. Какое значение имеют знания по истории этнопедагогики в профессиональной подготовке будущего педагога?
5. Почему этнопедагогику называют междисциплинарной отраслью научно-педагогического знания?
6. В чем главное отличие этнопедагогики от народной педагогики?
7. Какое значение имеет народная культура в традиционном народном воспитании?
8. Раскройте сущность научных понятий: "народная педагогика", "традиционное народное воспитание", этническое воспитание".
9. Охарактеризуйте научное понятие "народная культура"
10. Какова роль народной культуры в воспитании современного человека?
11. Раскройте сущность научных понятий "народная культура", "культура этноса", этническая культура", "национальная культура.
Литература для самостоятельной работы
1. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М., 1989.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 144 с.
3. Виноградов Г. С. Народная педагогика. - Изд. Восточно - Сибирского Отдела Русского Географического Общества, 1926. - 30 с.
4. Волков Г.Н. Этническая среда и воспитание детей // Волков Г.Н., Цаллагова З.Б. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, - М., 2001,- С. 210–214.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М., ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.-160 с.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб, для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 168 с.
7. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана, - М.: Педагогика, 1991. - 76 с.
8. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2005. -237 с.
9. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986.
Тема 2. Этнопедагогика в контексте основных этнологических понятий
2.1. Общее понятие об этносе и этногенезе.
2.2. Феноменологическое понятие "народ".
2.3. Сущность научного понятия "нация".
Ключевые понятия: этнос, этничность, народ, нация, национальный менталитет.
2.1. Общее понятие об этносе и этногенезе
Как уже было сказано выше, этнос, его культура являются объектом изучения ряда наук, в том числе и истории этнопедагогики. Научные понятия "этнос", "народ" и "нация" до сих пор не имеют однозначного толкования среди ученых. Это естественно создает неоднозначность при употреблении понятий: "этнос", "этническое воспитание", "этническая культура"; "народ", "народная культура", "народное воспитание"; "нация", "национальная культура", "национальный характер" и др. Постоянно ведутся дискуссии о том, что считать народным, что собственно этническим, а что национальным.
Некоторые исследователи, даже утверждают, что "нация", "народ", "этнос" наполнены в науке одним и тем же понятийным содержанием. Так, по мнению современного философа Е.А. Тюгашева, в славянских традициях принято употреблять слово народ, в европейских - нация, в греческих - этнос или демос [17] .
Но это далеко не так. Термин "народоведение" в русской культуре появился в связи с теорией И.Г. Гердера, величайшего немецкого философа, историка XVIII века, первого "народоведа" Европы, издавшего свой фундаментальный труд "Идеи к философии истории человечества". Этот ученый сыграл огромную роль в становлении русского взгляда на историю, цивилизацию и на создание своего рода "национального историографизма". Он подчеркивал, что открытия этнографов, антропологов, фольклористов, от польской Померании до Китая, стали своеобразной школой землеописаний континента Евразии, явившейся затем уже в качестве "нормального объекта" восприятия для народоведения с его любовью к измерению солнечной активности, геодезии, изучению сухих русел рек, ботанике, народным приметам и ритуалам и т. д. [18] .
Подобные взгляды связаны также с исследованиями великого немецкого ученого Ф. Ратцеля (1844–1904 гг.). Его "Антропогеография", вышедшая через сто лет после работы И. Еердера, а затем "Земля и Жизнь. Сравнительное землеведение" (в двух томах) в начале XX века стали настольными книгами в читающей России для понимания судеб этносов на территории Российской империи. [19]
Термин "этнос" начал активно использоваться уже в начале XX века. Тем не менее, на сегодня нет его общепринятого научного определения. Существует ряд научных теорий, оригинальных и существенно отличающихся друг от друга, по проблемам происхождения и понимания этносов виднейших ученых: Ю.В. Бромлея, Н.Я. Данилевского, В.В. Пименова, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова и др., которые безусловно принимаются одними учеными и категорически отвергаются другими.
Большой интерес у ученых и неоднозначное мнение, а у некоторых даже резкое неприятие, вызывает концепция этноса выдающегося ученого Л.Н. Гумилева. Он понимает этнос как явление, лежащее на границе биосферы и социосферы. Ученый в своей теории опирается на естественнонаучное положение, что человек - это часть природы. "Мы, люди, часть природы, и ничто натуральное нам не чуждо. В природе все стареет: животные и растения, люди и этносы, культуры, идеи и памятники и все, преображаясь, возрождается обновленным; благодаря этому диалектическому закону развивается наша праматерь - биосфера" [20] .
Этой точки зрения на процесс происхождения и развития народов (этносов) как природного явления задолго до него придерживались и другие выдающиеся ученые. Например, знаменитый историк, философ и естествоиспытатель Н.Я. Данилевский (1822–1885 гг.). Он подчеркивал, что народы нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют, умирают не от внешних только причин, но и естественной смертью от старческой немочи [21] .
Этнос - сложное образование. По словам Л.Н. Гумилева, этнос - это система, причем система закрытая и корпускулярная, она начинается и кончается, возникает и исчезает. Этносы рождаются, живут и умирают. Этот процесс, считает Гумилев, продолжается 1000–1200 лет. По мнению ученого, человечество, как вид, едино и в данном аспекте представляет собой антропосферу нашей планеты. Однако внутривидовое этническое разнообразие позволяет рассматривать мозаичную антропосферу как этносферу - часть биосферы Земли. Этническое разнообразие Гумилев объясняет адаптацией групп людей в разных ландшафтах: в разных климатических условиях географической среды образуются разные этносы и разные культурные традиции. Таким образом, по его мнению, именно в географических условиях проявляется этническое многообразие.
Гумилев подчеркивает что этнос - это не раса: "Этнос у человека - то же, что прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных и т. д. Это форма существования вида Homo Sapiens, его особей, которые отличаются как от социальных образований, так и от чисто биологических, которыми являются расы". [22]
По его утверждению - этнос это и не популяция. (Population (франц.) - население.) Популяция есть совокупность особей одного вида, населяющая определенную территорию, в большей или меньшей степени изолирования от других таких же совокупностей. Как элементарная единица эволюционного процесса популяция способна длительно существовать во времени и пространстве, самовоспроизводиться и трансформироваться вследствие преимущественного размножения тех или иных групп, различающихся в генетическом отношении. [23]
Гумилев подчеркивает, что два этноса могут существовать на одной территории веками и тысячелетиями. Могут друг друга уничтожать. Поэтому этнос - это явление не биологическое и не социальное, а географическое. Оно всегда связано с ландшафтом, который кормит адаптированный этнос. А поскольку ландшафты Земли разнообразны, разнообразны и этносы. Большинство этносов формировалось сложным путем. Этот процесс получил название этногенеза.
Гумилев доказал, что все процессы этногенеза разворачиваются единообразно, в соответствии с общей четкой закономерностью, которую он назвал пассионарностью (от лат. passio - страсть). Ученый определил её как непреодолимое стремление людей к осуществлению своих идеалов, идей и целей. Ученый доказал, что пассионарность присутствует абсолютно во всех исторических формациях. В результате своих научных размышлений он приходит к выводу, что пассионарность - это энергия, такая же, как та, которую впитывают растения. Именно на этой энергии живого вещества
биосферы, т. е. на пассионарности, работает этногенез. Движущими силами этногенеза выступают как природные, так и биосферные факторы.