Макс Вебер - Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм

Шрифт
Фон

В книге впервые на русском языке целиком публикуется первая часть фундаментального исследования, посвященного взаимоотношениям между основными религиозными течениями и характером обществ, развивавшихся под их влиянием. Рассматриваются ценностные системы и социально-этические установки, возникшие в рамках древнекитайских учении конфуцианства и даосизма. Вебер сравнивает оба течения и анализирует их воздействие на социальную и, прежде всего, на хозяйственную деятельность их последователей. Здесь же разрабатывается систематика идеальных типов религиозно мотивированной хозяйственной этики, характеризующих социально-экономическую ориентацию различных слоев.

Опубликованная в 1904 году работа "Протестантская этика и дух капитализма" во многом перевернула представление о роли религии в общественных и экономических процессах и дала своему создателю право называться одним из отцов современной социологии. До сих пор отечественный читатель мог воспринимать ее только как самостоятельное, отдельное сочинение. Однако для самого Вебера она была введением к полномасштабному проекту изучения мировых религий и их взаимосвязи с системой хозяйствования и общественного бытия. Предлагаемая книга, написанная спустя десять лет после выхода "Протестантской этики", анализирует религиозные и философские концепции Китая и раскрывает их участие в формировании уникального социального устройства, позволяющего Поднебесной и сегодня оставаться независимой и глубоко самобытной державой.

Содержание:

  • Социология религии М. Вебера как теория социального порядка 1

  • Введение 4

  • Литература к разделу 14

  • Глава I. Социологические основоположения: A. Город, правитель и бог 14

  • Глава II. Социологические основоположения: В. Феодальное и пребендальное государство 25

  • Глава III. Социологические основоположения: С. Управление и аграрный строй 35

  • Глава IV. Социологические основоположения: D. Самоуправление, право и капитализм 42

  • Глава V. Сословие книжников 48

  • Глава VI. Конфуцианская жизненная ориентация 57

  • Глава VII. Ортодоксия и ересь (даосизм) 66

  • Глава VIII. Результат: конфуцианство и пуританизм 80

  • Промежуточное рассмотрение: теория уровней и направлений религиозного неприятия мира 87

  • Сноски 97

Макс Вебер
Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм

Социология религии М. Вебера как теория социального порядка

Центр фундаментальной социологии НИУ ВШЭ и издательство "Владимир Даль" (Санкт-Петербург) начинают публикацию на русском языке крупнейшего сочинения "Хозяйственная этика мировых религий: Сравнительные исследования по социологии религии", в котором классик немецкой социологии Макс Вебер осуществил фундаментальный анализ воздействия мировых религий на социальную и хозяйственную жизнь обществ, развивавшихся под их влиянием. "Конфуцианство и даосизм" является первой частью этого масштабного труда и посвящено древнекитайским религиозным учениям. В последующие части вошли исследования индуизма и буддизма, а также древнего иудаизма.

Сделаем вначале небольшой экскурс в историю создания раздела о китайской духовной традиции.

Впервые "Хозяйственная этика мировых религий" была опубликована в 1915-1919 годах в виде серии статей в журнале "Архив социальной науки и социальной политики" (тома 41-46). Раздел, посвященный Китаю, появился в 41 томе данного издания. В нем на материале учений конфуцианства и даосизма исследуются социологические основания китайской религиозности в целом и ее специфическое отношение к хозяйственной активности в частности. После 1910-го года Вебер гораздо шире подходит к проблеме, поставленной в самом известном его труде в области социологии религии "Протестантская этика и дух капитализма" (1904), постепенно переходя от вопроса об условиях возникновения современного рационализма на Западе к универсально-историческим исследованиям духовной сферы мировых цивилизаций. Научно-прагматически они были нацелены на то, чтобы через изучение других культур и их ценностно-смысловых систем понять уникальность самого западного Модерна. Эта масштабная исследовательская программа в общих чертах формулируется Вебером во "Введении" ко всему циклу исследований хозяйственных импликаций религиозных этик и углубляется в примыкающем к китайскому разделу фрагменте "Промежуточное рассмотрение: Теория уровней и направлений религиозного неприятия мира"; они были написаны ранее, в 1913 году.

Незадолго до своей смерти Макс Вебер переработал статьи о конфуцианстве и даосизме, а также "Введение" и "Промежуточное рассмотрение", которые были объединены в первом томе его "Избранных статей по социологии религии" (1920). В них он систематизировал "картины миры", развитые данными религиозными учениями, в качестве идеальных типов отношения религиозно фундированной этики к миру. При этом Вебера интересовало не только влияние древнекитайских религий на экономическое поведение их последователей, но также взаимоотношения между хозяйством, правом и господством (ключевым понятием веберовской аналитики власти и здесь остается "харизма"). В этом смысле веберовская социология религии неразрывно связана с его социологией господства. Одновременно она является социологией рационализма, поскольку ее основной познавательный интерес постоянно вращается вокруг вопроса о том, в какой мере религиозно-этические картины мира через практические ориентации их носителей оказывали влияние на социо-структурную эволюцию обществ в направлении, радикально отличном от капиталистической и правовой рациональности западного типа.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке