Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Кто из читателей не знает бестселлер Клариссы Эстес "Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях"? Переведенная более чем на двадцать пять языков книга уже несколько лет занимает одно из первых мест в мировом книжном рейтинге благодаря необычной теме - фундаментальному исследованию мифов разных культур, показывающих, как можно возродить исконный Дух женщины посредством "психоархеологических раскопок" в области женского бессознательного.
Книга также адресована преподавателям школ и вузов, студентам, родителям.
Содержание:
Введение. О чем говорят мифы и сказки? 1
Исторический и символический подход к анализу сказок 2
О чем говорят мифы о сотворении мира? 4
Символика чисел в сказках 8
Стихии 11
Недостача или жажда познания и трансформации? 13
Горизонтальное и вертикальное перемещение в сказке 13
Русские народные сказки 14
Царевна-лягушка 15
Символика брака 18
Баба Яга 21
Перышко Финиста Ясна Сокола 25
Курочка Ряба 27
Емеля 27
Персей (Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы") 28
Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке 32
Три царства – медное, серебряное и золотое 34
Золушка, или Туфелька, отороченная мехом 38
Золотой башмачок (Русская "Золушка" – "Золотой башмачок") 41
Звериное молоко 42
Морозко 43
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (А.С. Пушкин) 44
Сестрица Аленушка и братец Иванушка 45
Миф о Психее 47
Подвиги Геракла 50
Тесей и Минотавр 62
Орфей и Эвридика 62
Савитри 63
Маруэ в подземном мире (Кения) 64
Прометей 65
"Спящая красавица" и "Шиповничек" 66
Рапунцель 67
Двенадцать братьев 69
Гензель и Гретель 70
Нюйва-прародительница (Китай) 71
Фуси 72
Безупречный Шунь 72
Песнь о Гайавате (Генри Лонгфелло) 75
История Пойа (Индейцы-черноногие) 82
Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях 84
Послесловие 87
Анна Бену
Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира
Благодарю свою семью – родителей и брата Романа за поддержку в издании этой книги. Благодарю дорогих отца и матушку за волшебное детство, проведенное в Африке, за любовь к прекрасному, за сказки на ночь и стихи, которые мы сочиняли с мамой друг другу. Благодарю своего отца – ученого-биолога за бескомпромиссную любовь к своему делу, к бесконечному познанию. Спасибо за жертвенность и честность, за то, что где бы вы ни были, вы остаетесь белыми птицами, не запятнавшими свои прекрасные крылья; за то, что дали мне возможность быть танцующей балеткой, хрустальной туфелькой, любопытным мокасином, семимильным сапогом и крылатой сандалией…
Введение. О чем говорят мифы и сказки?
Общими для всех сказок являются остатки уходящего в древнейшие времена верования, которое выражает себя через образное понимание сверхчувственных вещей. Это мифическое верование походит на маленькие кусочки расколовшегося драгоценного камня, которые россыпью лежат на поросшей травой и цветами земле и могут быть обнаружены лишь зорко смотрящим глазом. Смысл его давно утерян, но он еще воспринимается и наполняет сказку содержанием, одновременно удовлетворяя естественное желание чудес; сказки никогда не бывают пустой игрой красок, лишенной содержания фантазии.
Вильгельм Гримм
Создать миф, так сказать, осмелиться за реальностью здравого смысла искать более высокую реальность – это самый явный признак величия человеческой души и доказательство ее способности к бесконечному росту и развитию.
Луи-Огюст Сабатье, французский теолог
Жизнь – это миф, сказка, с их положительными и отрицательными героями, волшебными тайнами, ведущими к познанию самих себя, взлетами и падениями, борьбой и освобождением своей души из плена иллюзий. Поэтому все, что встречается на пути, – загадка, заданная нам судьбой в виде Медузы горгоны или дракона, лабиринта или ковра-самолета, от разгадки которой зависит дальнейшая мифологическая канва нашего бытия. В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где мудрость – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа…
Человек – это миф. Сказка – это ты…
Анна Бену
Почему сказки и мифы бессмертны? Умирают цивилизации, исчезают народы, а их сказания, мудрость мифов и легенд вновь и вновь оживают и волнуют нас. Что за притягательная сила сокрыта в глубинах их повествования?
Почему в нашей реальности мифы и сказки не теряют своей актуальности?
Что самое реальное в мире для тебя, читатель?
Для каждого человека самое реальное на свете – это он сам, его внутренний мир, его надежды и открытия, его боль, поражения, победы и достижения. Разве волнует нас что-либо больше, чем то, что происходит с нами сейчас, в данный период жизни?
В этой книге я рассматриваю сказки и мифы как сценарии жизни каждого из нас. Это про наших жар-птиц мудрости и Змеев Горынычей иллюзий повествуют старинные сюжеты. Это о нашей победе над хаосом повседневных препятствий рассказывают древние мифы. Поэтому сказочные сюжеты бессмертны и дороги нам, они увлекают нас в новые путешествия, побуждают к новым открытиям их тайн и самих себя.
В этой книге рассматривается одна из многочисленных граней интерпретации древних мифов и волшебных сказок разных народов, сказочно-мифологического мышления и его символизма.
Многие исследователи сказки и мифа выявляют различные их аспекты, различные способы интерпретации, взаимообогащающие друг друга. Владимир Пропп рассматривает сказки с точки зрения народных верований, обряда, ритуала.
К.Г. Юнг и его последователи – с точки зрения архетипического опыта человечества. Юнг утверждал: именно благодаря сказкам можно наилучшим образом изучать сравнительную анатомию человеческой психики. "Миф – это естественная и необходимая ступень между бессознательным и сознательным мышлением" (К.Г Юнг).
Американский исследователь мифов Джозеф Кемпбелл считает мифы источником развития, информации и вдохновения человечества: "Миф – это тайные врата, через которые неистощимая энергия космоса изливается в культурные достижения человека. Религии, философские учения, искусство, социальные установления первобытных и современных людей, базовые открытия науки и технологии, даже наполняющие наш сон сновидения – все это капли из волшебной кипящей чаши мифа".
Индийский философ XX века Ананда Кумарасвами говорит о мифе: "Миф воплощает собой теснейшее сближение с абсолютной истиной, какое только может быть выражено в словах".
Джон Френсис Бирлайн, американский исследователь мифов в книге "Параллельная мифология" пишет: "Мифы – древнейшая форма науки, размышления о том, каким образом возникла Вселенная… Мифы, взятые сами по себе, проявляют удивительное сходство между культурами различных народов, разделенных огромными расстояниями. И эта общность помогает нам увидеть за всеми различиями красоту единства человечества… Миф это своего рода уникальный язык, описывающий реалии, лежащие за пределами наших пяти чувств. Он заполняет пропасть между образами подсознания и языком сознательной логики".