Китайское искусство чаепития - Ван Лин страница 5.

Шрифт
Фон

Лу Юй, бог чая

Китайцы придают одинаковое значение материальным свойствам вещей (и самого человека) и их духовным свойствам. Например, они едят и пьют, чтобы удовлетворить свои физиологические потребности, а также чтобы освежить и прояснить свой ум. Употребление алкоголя всегда считалось частью этикета на различных приемах и жертвенных церемониях; алкоголь также давали солдатам перед боем, чтобы они проявили весь свой героизм и мужество. Китайцы очень трепетно относятся к запаху и вкусу блюд, которые должны не только наполнять желудок, но и доставлять эстетическое удовольствие.

Поэтому вполне естественно, что чай, напиток особенно популярный среди ученых, стал предметом, наполненным культурным и идеологическим значением. Именно в эпоху Тан стало далее развиваться искусство разведения чая и чаепития, которое было сродни стихотворным рифмам и размерам и заставляло пьющего чай размышлять над философией жизни. Лу Юй, первый человек, который усовершенствовал искусство чаепития, фактически создал чайную церемонию, получил в истории имя бога чая.

Лу Юй, родившийся в Цзинлине, провинция Фучжоу (нынешний округ Тяньмэнь в провинции Хубэй) жил в славную эпоху Кайюань и Тяньбао династии Тан. Он был сиротой, которого бросили родители. Его взял к себе Цзигун, пожилой и очень известный буддист, и мальчик вырос в храме Лонгай. Цзигун очень любил чай и посадил вокруг храма много чайных деревьев. Маленький Лу Юй очень много узнал от него об искусстве выращивания и приготовления чая и постепенно стал знатоком в этой области. Как гласит одна легенда, однажды Цзигуна пригласили к императорскому двору учить придворных азам буддизма. Чай, который подавали при дворе, разочаровал его. Однако однажды, отхлебнув предложенный чай, он ощутил прилив радости и сказал: "О, этот чай приготовлен моим учеником Лу Юем. Он приехал". Это была правда. Лу Юй был вызван во дворец заваривать для него чай.

Хотя Лу Юй воспитывался в буддийском храме, конфуцианство было ему ближе. Уединенная жизнь в отдаленном храме не привлекала его. Поэтому он решил убежать и присоединился к группе бродячих артистов. Поскольку он был весьма умен, он не только играл, но и писал юмористические пьесы. Позднее он получал признание Ли Ци-у, префекта Цзин– линя, который помог ему пойти на гору Тянь– мэнь изучать конфуцианство. Однако хорошие времена оказались недолгими. Его учеба была прервана восстанием Ань Лушаня на севере, в результате которого император Сюаньцзун бежал из столицы Чанъань на юг в Сычуань. Лу Юй был вынужден бежать вместе со спасавшимися от восстания в Хучжоу, южный регион, где традиционно выращивали чай. Там он почерпнул очень много полезной информации о выращивании, способах сбора и заваривания чая, а также подружился со знаменитыми поэтами, монахами, каллиграфами и государственными деятелями. Их всех объединяла любовь к чаю. На основе подробных обсуждений со своими друзьями искусства приготовления и употребления чая и своего собственного изучения теории культуры чая Лу Юй написал трактат "Канон чая" ("Ча цзин") – первое в мире исследование свойств чая и культуры его употребления.

"Канон чая" Лу Юя и искусство чаепития в эпоху Тан

"Канон чая" состоит из десяти глав. Первая глава посвящена происхождению чая, его природе и свойствам, а также тому, какие почва и климат наиболее всего подходят для выращивания чайных плантаций. Во второй и третьей главах дается описание процесса переработки чайного листа и необходимых для этого приспособлений. Глава четвертая дает описание чайных принадлежностей, используемых для приготовления чая и в процессе чаепития. Глава пятая посвящена приготовлению самого напитка и сопутствующим ритуалам. В главе шестой рассматриваются различные способы употребления чая и стандарты, по которым оценивалось качество чая. В главе седьмой изложены истории традиций чаепития китайского народа. В восьмой приводятся характеристики различных регионов, где выращивается чай, а также говорится о свойствах разных сортов и видов чая. В главе девятой повествуется о чайных приборах, которые следует использовать в разных случаях. И заключительная глава рассказывает о живописных произведениях на тему чая и чаепития и рекомендует использовать их как наглядное пособие, знакомящее любителей чая с традициями чайной церемонии.

"Канон чая" является не только своеобразной энциклопедией чая, но и

квинтэссенцией знаний о природе и обществе, материальном и духовном мире. Она фактически воссоздает традиции чаепития, объясняя, как следует заваривать чай, правильно выбирать воду для чая, расставлять чайные приборы и просто как пить чай. Причем все эти элементы чаепития несут в себе особую эстетику. Большое внимание уделяется в книге моральному аспекту культуры чаепития. Лу Юй утверждал, что люди, любящие чай, должны жить добродетельной жизнью. Он взял все лучшее из конфуцианских представлений о добродетели, из упорства буддистов в стремлении познать истину и из даосской теории о том, что человек является неотъемлемой частью природы, и создал свою собственную философию, в которой все это лучшее гармонично соединяется в единое в процессе чаепития, что позволяет пьющему чай достичь высшей чистоты, вкушая аромат чая. "Канон чая" считается самым полным изложением культуры чаепития в том виде, в каком она существовала до середины эпохи Тан. Позднее мыслители Тан написали новые книги об искусстве чая. Среди этих книг была и работа "16 видов чая", написанная Су И, которая внесла новые идеи в культуру чаепития. А "Комментарии на тему воды, используемой для приготовления чая" Чжан Юсиня детально описывали свойства воды в реках, источниках и озерах всего Китая. Лю Чжэнь– лян, евнух, который достиг больших высот в постижении культуры чаепития, даже сформулировал десять добродетелей чая. Однако все эти мыслители в своих философских размышлениях лишь отталкивались от опыта Лу Юя, который был первым, кто заговорил об искусстве чаепития и кого следующие поколения стали считать святым покровителем чая. В конце эпохи Тан Лу Юй был посмертно назван богом чая. Сошедшие с небес боги не существовали в Китае. Богами считались духи великих людей. Безусловно, Лу Юй был достоин этого титула.

Чай как подношение и чай как забава в эпоху Сун

В эпоху Тан привычка пить чай постепенно распространилась по всей стране; и, по сути, главную роль в этом сыграли писатели, странники и буддисты. Однако в эпоху династии Сун (960-1279) все изменилось, поскольку влияние ученых на развитие культуры чаепития уменьшилось. Хотя многие известные литераторы, среди которых были Су Ши, великий писатель Северной Сун, Ли Цинчжао, выдающаяся женщина-поэт, и Лу Ю, знаменитый поэт Южной Сун, очень любили чай и посвятили ему некоторые свои произведения, они внесли лишь незначительный вклад в развитие чайной церемонии. Культура чаепития в это время укреплялась и пропагандировалась двумя противоположными началами – императорским двором и простыми людьми.

Чай как подношение в эпоху Сун

Императоры Сун очень любили чай, и некоторые из них были знатоками чайной церемонии. Император Сун Хуэйцзун даже написал трактат под названием "Размышления о чае". Из-за особого положения императора производители чая придавали особое значение природным и вкусовым свойствам чая, привозимого ко двору императора в качестве даров.

С давних времен повелась традиция делать брикеты из чайных листьев для того, чтобы сохранить лучшие свойства чая. Когда наступил период расцвета культуры чаепития, жители Сун начали придавать этим плиткам оригинальную форму, чтобы оттенить красоту чая, и часто на этих плитках делался оттиск с изображением императорского дракона или птицы феникс. Такой чай для подношений ко двору в основном производился в префектуре Цзянь– чжоу, и чайные брикеты делались по эскизам двух знаменитых чиновников Дин Вэя и Цай Сяна.

Префектура Цзяньчжоу (первоначальное название – Цзянъань) располагалась на территории нынешней провинции Фуцзянь. Это была живописная местность с многочисленными буддийскими храмами, там процветало чаеводство, и там же делались чайные плитки для поставки ко двору еще до эпохи Сун.

Во время правления императора Сун Тайцзуна Дин Вэй был управляющим на чаеводческих плантациях Фуцзяни, где производился императорский чай. Это был человек, обладавший самыми разнообразными талантами: он писал стихи, рисовал, играл в шахматы, играл на многих музыкальных инструментах, хорошо знал буддизм и даосизм. Чтобы завоевать благосклонность императора (или более высокую должность и жалованье), Дин Вэй приложил много сил, чтобы создать новые формы и виды плиток чая. В эпоху Тан в этих плитках в центре делалось отверстие, чтобы через него можно было пропустить веревку и накрепко связать вместе несколько плиток. Дин Вэй распорядился больше не делать отверстий в плитках и разработал новые формы плиток и новые штампы для них.

Цай Сян, писатель и лучший каллиграф своего времени, который по характеру и убеждениям отличался от Дин Вэя, любил развлекать императора. Цай Сян часто спорил с императором и советовал ему быть проще в быту и больше заботиться о простом народе. Во время двух сроков пребывания на посту правителя Фуцзяни он очень много сделал для жителей провинции: построил дамбы, ирригационную систему и посадил сосны для защиты от разрушения дорог протяженностью 700 ли. Человек благородный, с незапятнанной репутацией, он воплощал в себе добродетели, которые были присущи истинному ученому – любителю чая. Он написал трактат о чае, в первой части перечислил критерии, по которым следует определять качество напитка: цвет, аромат и вкус. Во второй части он рассуждал о чайных принадлежностях, обращая внимание на необходимость гармонии между цветом чайных приборов и самим чаем. Цай Сян также внес свой вклад в развитие производства чайных плиток в форме дракона: эти плитки были меньше и изящнее, чем более ранние.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги