Китайское искусство чаепития - Ван Лин страница 7.

Шрифт
Фон

Чжу Цюань, семнадцатый сын первого императора Мин, помог своему брату Чжу Ди (который был четвертым сыном) захватить трон. Однако, к несчастью, новый император стал подозревать Чжу Цюаня и отправил его в ссылку на юг страны. Чувствуя себя столь же подавленным и разочарованным, как многие ученые того времени, Чжу Цюань, хорошо знавший буддизм и даосизм, стремился к уединению и начал живо интересоваться тонкостями чайной церемонии. Он написал "Руководство по употреблению чая", в котором предлагал очистить ум и душу человека с помощью чая и изменить саму процедуру чаепития, которая сформировалась после отказа от использования плиточного чая. Его предложения легли в основу чайной церемонии эпохи Мин. В то время ученые люди обычно жгли благовония перед началом чайной церемонии, чтобы освежить воздух в комнате и воздать должное силам земли и неба; затем они ставили на стол чайные принадлежности и кипятили воду, толкли чайные листья, готовили чай и щеточкой разгоняли пузырьки воздуха (Чжу Цюань сделал себе чайник в форме даосского сосуда и накрывал его веткой ротанговой пальмы, как это делали в древности. Позже кто-то начал использовать для этой цели бамбук, символ духовной цельности.)

В эпоху Сун появилось много книг об искусстве чаепития. Например, Гу Юаньцин также написал "Руководство по приготовлению чая", а Сюй Сянчжун составил "Полный атлас вод". Эти книги, как и "Канон чая" Лу Юя, обобщали многовековую историю развития культуры чая и описывали новые черты этой культуры, появившиеся в начале правления императоров Мин.

Художники тоже внесли свою лепту в популяризацию культуры чая. В качестве примера можно привести такие картины, как "Чайная церемония на горе Хуэйшань", "Лу Юй и его чай" и "Дегустация чая" кисти Вэнь Чжэнмина, а также "Приготовление чая, игра на цитре и дегустация чая" и "Аромат зеленого чая" кисти Тан Иня наглядно изображали приятную жизнь ученых династии Мин – возле журчащих горных источников и бурных рек; внутри древних павильонов они играли на цитре и пили чай, излагая свои чаяния зеленым склонам гор и белым облакам и собирая силы отстаивать свою целостность перед лицом врагов.

В поздней Мин активная составляющая чайной церемонии постепенно отмерла из-за жесткой внутренней политики, проводившейся императорским двором по отношению к образованным людям. Они были вынуждены удалиться в свои дома, чтобы проводить там чайные церемонии, и все природные и благородные черты ее постепенно оказались утраченными. С другой стороны, чайная церемония пополнилась новыми элементами: например, появилось "100 образов чая". При этом имелись в виду волны, возникающие в чашке при помешивании напитка.

В эпоху Цин культура чая проникла в широкие слои китайского общества

Для эпохи Цин (1644–1911) было характерно проникновение чайной культуры в жизнь простых людей. Высокое мастерство, необходимое для чайной церемонии, и сам ее дух были слишком далеки от жизни простых людей, поэтому в эпоху Цин они внесли в нее некоторые изменения. Самым заметным из них был рост популярности чайных домиков, где могли свободно общаться люди, принадлежащие к разным социальным слоям общества. Поскольку все больше и больше людей стали с удовольствием пить чай, упростились и чайные приборы, оставив главную роль за чайником и чашками. Чайный сервиз часто называли "Сервизом матери и сына", потому что, когда из чайника в чашку наливали чай, это было очень похоже на мать, кормящую ребенка грудью. Таким образом, еще больше укрепилась взаимосвязь между чаем и отношениями между людьми.

Хотя число предметов в чайном сервизе уменьшилось, их качество стало гораздо лучше, особенно это касалось чайника. Были разработаны новые формы, и для производства чайников стали использоваться новые материалы, такие, как красный песок, медь, фарфор, золото, серебро, жадеит и эмаль. В то время экспорт чая был достаточно велик, и чайные сервизы продавались за границу как сопутствующие товары. Более того, когда в Китай приезжали иностранные гости, чиновники угощали их чаем. Чаепитие как общественное явление и часть китайского этикета быстро распространилось по всему миру и стало достоянием человечества.

Глава 3
Искусство китайского чаепития

Искусство чаепития и чайной церемонии – основа китайской культуры чая. Понятие "искусство" включает в себя технику и художественную сторону процесса приготовления и дегустации чая, в то время как понятие "церемония" относится к атмосфере, в которой происходит этот процесс. Поскольку искусство чаепития является вполне осязаемым, а духовная составляющая никому не видна, я бы сначала хотел поговорить об искусстве чаепития.

Однако до того, как вы начнете свое знакомство с искусством чаепития, вам сначала следует постичь основы медитации и приобрести определенные навыки. Закройте глаза и представьте, что чайные деревья растут в прекрасном горном лесу под ярким солнцем, легкий ветерок шевелит их ветви и деревья шепчутся на этом ветерке. Когда я буду говорить о воде, вы будете рисовать в своем воображении безбрежные реки и озера и бурлящие чистейшие источники. Чистые и вкусные воды омоют ваше сердце и весь организм и унесут с собой усталость и печаль…

Чай как искусство

Понятие "чай как искусство" означает, что процесс возделывания, сбора, приготовления и отбора чая следует считать эстетическим наслаждением, таким же, какое мы испытываем, читая прекрасные стихи или слушая великолепную музыку. Для китайцев чай является воплощением духа Вселенной. Когда чай попадает в ваш организм, вас наполняет энергия солнца, луны и земли и всех чудес света. Именно поэтому все знаменитые знатоки культуры китайского чая либо сами умеют выращивать, собирать и готовить чай, либо досконально изучили опыт производства чая. Лу Юй, основатель культуры китайского чая, объездил все чаеводческие районы вдоль Янцзы и озера Тайху и поднимался высоко в горы. Он останавливался на ночь в древних даосских храмах или в домах чаеводов. Таким образом он смог подробнейшим образом изучить свойства чая и накопил опыт его возделывания и производства.

Чаеводы прежде всего должны выбрать правильное место для высадки чайных деревьев. Лучший чай выращивается на песчаных почвах на склонах гор; чай второго сорта выращивается на черноземе, и, наконец, чай самого низкого сорта – на лёссе. Дикорастущий чай всегда лучше по качеству, чем выращенный специально. Лучшими считаются листья изумрудного цвета, в то время как зеленые чайные листья хуже по своим свойствам; свернутые в трубочку листья лучше, чем развернутые или заостренные. Чайные деревья обычно растут на северных склонах гор, где выпадает умеренное количество осадков и где достаточное, но не избыточное количество солнечного света. Поэтому большинство земель, где выращивают чай, удивительно красивы. Лу Юй классифицировал чаеводческие районы династии Тан, восемь из которых располагались в провинции Сычуань. Второй по величине район возделывания чая находился вокруг озера Тайху и был знаменит чаем, который назывался "Темно– красные побеги бамбука Гу Чжу". Озеро Тайху с огромным объемом темной воды, с его чистыми источниками, окруженное живописными горами и лесами, было подходящим местом для разведения чая: там были подходящий климат и почвы, пригодные для выращивания чая. Лу Юй писал свой "Канон чая" на горе Чжушань, к югу от озера Тайху. Он также построил дом в Шаньжао, к западу от Тайху. Чай, производившийся в провинциях Сычуань, Чжэцзян и Цзянси и на горе Уи в провинции Фуцзянь, до сих пор пользуется большой популярностью. В эпоху Сун высоко ценился цзянчжуйский чай, который выращивался в провинции Фуцзянь, и многие чаеводы поднимались высоко в горы, чтобы отыскать знаменитый чай.

В эпоху Мин предпочтение стали отдавать чаю Уи. Своими извилистыми и тихими горными дорогами и великолепными пейзажами гора Уи привлекала многих чаеводов, и они каждый год поднимались на гору в поисках чая. Некоторые делали это в течение 60 лет подряд. Некоторые чаеводы строили там дома в ущелье Яркой Луны и выращивали там разные сорта чая, чтобы сравнить их качества. Они занимались чаем и изучением его свойств с детства до глубокой старости, и в конечном итоге достигали высот в своих знаниях. Чжуан-цзы, один из основателей китайского даосизма, полагал, что только те вещи, которые согласуются с законами природы, обладают превосходными качествами. Весь процесс становления и развития искусства китайского чая полностью отражает эту концепцию.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги