Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Письма о русской поэзии файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Данная книга, являющаяся непосредственным продолжением нашей совместной работы: Г. Г. Амелин, В. Я. Мордерер "Миры и столкновенья Осипа Мандельштама" (М.: Языки русской культуры, 2000), посвящена русской поэзии начала XX века. Имманентные анализы преобладают. Однако есть и общая интертекстуальная топика. Три главных героя повествования – Хлебников, Мандельштам и Пастернак – взяты в разрезе некоторых общих тем и глубинных решений, которые объединяют Серебряный век в единое целое, блистательно заканчивающееся на Иосифе Бродском в поэзии и Владимире Набокове в прозе.
"Письма о русской поэзии" рассчитаны на философов, литературоведов и всех, кто интересуется русской поэзией.
Содержание:
ОТПРАВЛЕНИЕ I - Платформа Хлебников 1
ОТПРАВЛЕНИЕ II - Платформа Пастернак 20
ОТПРАВЛЕНИЕ III - Платформа Мандельштам 37
ОТПРАВЛЕНИЕ IV - Платформа Набоков 41
ОТПРАВЛЕНИЕ V - Смешанный состав 58
ЛИТЕРАТУРА 79
Примечания 80
Валентина Мордерер, Григорий Амелин
Письма о русской поэзии
Меня удивляет, как могли вы не получить моего первого письма из Англии, от 2/14 ноября 1852 года, и второго из Гон-Конга, именно из мест, где об участи письма заботятся, как об участи новорожденного младенца. В Англии и ее колониях письмо есть заветный предмет, который проходит чрез тысячи рук, по железным и другим дорогам, по океанам, из полушария в полушарие, и находит неминуемо того, к кому послано, если только он жив, и так же неминуемо возвращается, откуда послано, если он умер или сам воротился туда же.
И. А. Гончаров. "Фрегат Паллада"
ОТПРАВЛЕНИЕ I
Платформа Хлебников
МУЗЫКА В ЗАСАДЕ. I. ЖИЗНЬ ЛИЦА
Заре Григорьевне Минц
О, если б Азия сушила волосами Мне лице – золотым и сухим полотенцем.
Велимир Хлебников
На утесе моих плеч
Пусть лицо не шелохнется,
Но пусть рук поющих речь
Слуха рук моих коснется.
Велимир Хлебников
Исследователь певческих рукописей русской церкви домонгольского периода протоиерей В. М. Металлов в начале XX века подытожил: "Русская старая семиография (…) не нашла еще своего розеттского камня и остается пока мало понятной загадкой". Сравнение с розеттским камнем не было акцидентальным сравнением ученого священнослужителя. Вторая половина XIX века была означена публикациями, для России равными расшифровкам египетских иероглифов. Открытием была возможность чтения древнерусской безлинейной нотации – так называемого "знаменного распева". Славянское слово "знамя" – знак, латинское – neuma, греческое σήμα (сема).
Занимательность интриги в том, что как только узкоспециальные знания медиевистики попали в печать, они перестали быть только наукой о богослужебном пении. Из области церковной они перешли в другую певческую страну и стали достоянием русской поэзии, всегда стремившейся к тотальному опыту и пределу возможностей. Немалую роль здесь играла особенность музыкального языка, включающего элементы тайнописи. Крюковой нотацию назвали по одному из ее основных знаков – "крюку". Одно из основных понятий знаменного распева – "Лицо".
"Лица" – это относительно краткие формулы с элементами тайнописи, когда при помощи одного знака зашифровывались протяженные мелодии. Это устойчивые, нередко весьма развернутые музыкальные обороты, записанные сокращенной условной комбинацией знаков (крюков). Главный признак "лиц" – их "тайнозамкненность".
Впервые около восьмидесяти начертаний "лиц" и их дешифровки привел прот. Д. В. Разумовский в книге "Церковное пение в России" (1867), часть комментариев к которой были написаны В. Ф. Одоевским. В своем завершающем труде, вышедшем в 1886 году, Разумовский дал такое определение термина: "Лицо в безлинейном нотописании знаменного распева состоит из сочетания двух, трех и более знамен, из которых одно или два принадлежат к разряду знамен переменных".
Современный исследователь древнерусской нотации М. В. Бражников (1904–1973), посвятивший "лицам" и "фитам" (также кратким формулам протяженных мелодий) отдельную книгу, пишет: "Лица и фиты – это явление, на котором невольно задерживается глаз, когда просматриваешь рядовое знамя строки напева, и к которому прислушивается ухо, когда проигрываешь или напеваешь песнопения знаменного распева. (…) Это своеобразные мелодические "сгустки" в напеве, украшающие и обогащающие его, делающие его развитым и сложным. Разумеется, обиходное песнопение остается выразительным и в том случае, если оно не содержит ни одной фиты. Зато какой блеск приобретает знаменный напев, например, в службах праздничных или Страстной недели, с их обилием сложнейших лиц и фит, буквально нагромождающихся одна на другую!". Далее автор специально останавливается на специфической терминологии, сопровождающей эти начертания: "Сопоставим ряд эпитетов, прилагаемых к лицам и фитам: "сокровенные", "тайносокровенные", "таинственные", "тайнозакрытые", "тайнозамкненные", "таинственное, скрытое знамя", "мудрые строки" и "узлы". Среди этих наименований наиболее характерным, на наш взгляд, является слово "тайнозамкненный". Его мы и принимаем к употреблению".
К началу XX века в России вышли уже десятки книг о богослужебном пении, а также специальные азбуки знаменного пения. Русская поэзия успешно освоила эту певческую азбуку и свободно ввела в свою гимнографию приемы сжатой тайнописи древней знаковой системы.
Стихотворение Хлебникова "Бобэоби…" – текст до прихлопа хрестоматийный:
Бобэоби пелись губы
Вээоми пелись взоры
Пиээо пелись брови
Лиэээй пелся облик
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь,
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо. (II, 36)
Никто не видел рукописи этого стихотворения, но зная иные хлебниковские контексты, можно предположить, что там было не "Лицо", а "Лице" (в словаре Даля обиходная форма – "Лице"), что точнехонько рифмуется с "цепь". Впервые текст был опубликован в сборнике "Пощечина общественному вкусу", вышедшем в самом конце 1912 года. Через год, по свидетельству Бенедикта Лившица, на его исполнение с эстрады был наложен запрет. Кто знает, что чудилось в стихотворении привередливой цензуре, но было решено изъять, от греха подальше, эту заумную тарабарщину из и без того скандальных футуристических выступлений. (К концу девяностых стихотворение все же достигло эстрады в виде отменного зонга группы "Аукцыон".)