Понятие фазового пространства широко используется в различных науках для упрощения описания обычных материальных явлений. На первый взгляд, все отличие фазового пространства от обычного материального заключается в том, что в качестве координат фазового пространства используются не геометрические координаты, характеризующие протяженность рассматриваемого объекта в разных направлениях, а другие различные характеристики объекта: например, импульс - в теоретической механике, концентрация элементов - в химической физике и т.д. Однако это, казалось бы, небольшое отличие резко меняет свойства пространства. Так, скажем, в фазовых пространствах возможны мгновенные перемещения объекта или системы из одной точки в другую (при резком изменении физических параметров объекта, например, при фазовых переходах); система, локализованная в обычном пространстве, может занимать в фазовом бесконечный объем и наоборот и т.п. Более того, одна и та же физическая система может быть отображена в различных фазовых пространствах, которые могут быть вложенными друг в друга, а могут и лишь частично пересекаться либо не пересекаться вообще, что зависит от выбора системы координат и свойств самой физической системы.
Перечисленные свойства фазовых пространств поразительно совпадают со свойствами "духовного неба" и его "сфер", описываемыми в различной религиозной и метафизической литературе. Есть в этих описаниях и бесконечная протяженность "Бога", и его одновременное присутствие в различных точках пространства, и возможность перемещения "более развитых духов" из одной "сферы неба" в другую (причем, сами "сферы неба" отличаются друг от друга различием свойств - читай "параметров", - приобретенных "духами" при земной жизни: чем большее духовное развитие получил "дух", тем в больших сферах он может побывать)…
Следующее свойство объектов духовно-нематериального мира, собственно, уже упоминалось: это - их способность мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую, что означает и возможность мгновенного взаимодействия этих объектов.
Описания мгновенного перемещения из одной точки пространства в другую можно встретить, вообще говоря, практически в любой литературе, освещающей те или иные свойства духовно-нематериального мира. При этом, с точки зрения обычной логики, свойство мгновенного перемещения и мгновенного взаимодействия в действительности непосредственно вытекает из свойства независимости духовно-нематериального мира от физического (т.е. материального) времени (как составной части физического пространства-времени).
В состоянии медитации "человек может предельно сконцентрировать сознание на том или ином предмете… Медитирующий не способен правильно оценивать промежутки времени, ему просто не с чем сравнивать, ведь он не видит и не слышит ничего вокруг. Время то растягивается до бесконечности, то сжимается в одну точку. Возникает ощущение необыкновенной пустоты, человеку кажется, что он растворяется в солнечном свете, парит в невесомости, сливается с беспредельным…" (Л.Гримак).
Однако, хотя события и явления духовно-нематериального мира протекают вне физического (материального) времени, они не являются "одновременными" и не расположены хаотично друг относительно друга. Всегда можно сказать, что одно событие духовно-нематериального мира произошло до или после другого, т.е. существует последовательность событий; при этом, вдобавок, и в духовно-нематериальном мире сохраняются причинно-следственные связи, а, следовательно, существует прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, вне пределов материального мира сохраняются свойства, связанные с категорией времени, хотя "время" в духовно-нематериальном мире (также как и "пространство") резко отличается от материального.
Следующее. Если для объектов материального мира и их свойств, проявляемых ими в том или ином физическом взаимодействии, основными факторами являются их материальные характеристики (масса, скорость, момент импульса, химический состав, и т.д.), то для объектов духовно-нематериального мира - факторы (естественно) нематериальные, и прежде всего, структура объекта или его форма.
"…в случае живой материи наблюдается сложное и далеко не очевидное соотношение формы и вещества: каждая отдельная клетка воспроизводит себя как частицу единого целого, однако целое, как таковое, обнаруживается лишь во внешнем виде (форме) организма. Следовательно, именно форма организма должна обладать такими свойствами, которые позволяют ей обеспечить целостность организма и выполнять тем самым организующую функцию по отношению к живому веществу" (А.Мартынов, "Исповедимый путь").
А для человеческих эмоций (явлений явно духовно-нематериальных) характерна зависимость от некоих "целостных" свойств:
"…функциональное превосходство получают те частные характеристики, которые вносят максимальный вклад в качество и композицию целого - которые в наибольшей степени связаны с целым. К таким характеристикам относится контур, как в прямом, так и в переносном смысле - то, что замыкает и ограничивает некоторое целое, - ритм, в наиболее широком смысле этого слова, форма и вообще - способ организации целого" (Ф.Крюгер, "Сущность эмоционального переживания").
"Австрийская школа психологии показала, что, например, любой аккорд, мелодия, ритмический ряд, в той мере, в какой они непосредственно переживаются, обладают в качестве целого особыми свойствами, независимыми от любого актуального анализа, и что эти "гештальт-качества" не могут быть сведены к качествам отдельно существующих частей этого целого" (Ф.Крюгер, "Сущность эмоционального переживания").
С формой и структурой системы тесно связан, в свою очередь, способ организации системы. Способ организации, например, "души" человека (его "духовность") по религиозным представлениям является определяющим свойством в его местонахождении в духовно-нематериальном мире, в выборе "сферы обитания".
Но способ организации системы и ее структура однозначно связаны с информативностью (т.е. насыщенностью информацией) системы. Таким образом, объекты и явления духовно-нематериального мира несут в себе массу информации, и сам духовно-нематериальный мир буквально напичкан ею, а "информационное поле", фигурирующее у экстрасенсов при описании "аномальных явлений", с его содержимым есть не что иное как духовно-нематериальный мир в целом…
Следующее свойство духовно-нематериального мира является значительно менее очевидным, чем предыдущие, хотя и проявляется во взаимодействии с миром материальным. Это свойство заключается в том, что реальностью объектов духовно-нематериального мира является потенциальная возможность их "материализации", т.е. переход их в материальные объекты, имеющие те же нематериальные характеристики (структуру, форму и т.п.).
Например, мы уже упоминали процесс перехода виртуальных частиц в состояние элементарных частиц при определенных условиях. В этом случае реальностью виртуальной частицы является потенциальная возможность стать материальной элементарной частицей. Для живых существ (растений, животных, человека) это свойство несколько менее очевидно, хотя образ, например, фасоли или кролика, однозначно связанный со структурой системы набора хромосом, при определенных условиях (развитие организма из единственной яйцеклетки с этим набором хромосом) способен стать реальной фасолью или кроликом.
Для объектов духовно-нематериального мира, связанных с деятельностью человека, это свойство гораздо более наглядно: образ, рожденный человеком, при определенных условиях может быть материализован с его же помощью или при помощи других людей, скажем, в картину, статую, музыку, формулу, предмет и даже в систему устройства целого общества. Да и сам человек, как существо не только материальное, но и духовное тоже может реализовать (а может и не реализовать) свои потенциальные возможности.
"…диалектическое свойство человека: в присущей ему извечной незавершенности и свободе выбора заключено то, что его реальность - это потенциальная возможность. Он не является еще таким, каков он есть, таким он лишь должен стать" (В.Франкл, "Человек в поисках смысла").
Общность проявляемых объектами и явлениями духовно-нематериального мира свойств определяет его глубокое внутреннее единство. Все, что имеет отношение к духовно-нематериальному миру качественно едино друг с другом.
"…мир сотворен в некоей богообразности…" (Еп.Александр, "Православный катехизис").
Здесь (если отойти от догматического принятия или отрицания религии) богообразность можно понимать как наличие единства духовно-нематериальных свойств, проявляемых объектами материального мира, связанными с духовно-нематериальными объектами, а под термином "Бог" мы можем подразумевать некую духовно-нематериальную первооснову, духовную субстанцию (лишенную в реальности каких-либо сверхестественных свойств или черт), - своего рода аналог "материи".
"Живые существа качественно едины с Верховным Господом, как искры костра по своим качествам имеют ту же природу, что и пламя костра" (Бхактиведанта, "Шри Йиошопанишад").
О первооснове духовно-нематериального мира мы поговорим чуть позднее, а сейчас коснемся еще одного свойства духовно-нематериального мира: наличия в нем разнообразных форм.