Например, в "Книге кагала" Якова Брафмана, издании, которое с конца XIX века неоднократно цитировалось многими людьми, мягко скажем, не всегда симпатизирующими еврейскому народу, его автор с возмущением описывает продажу кагалом (органом местного еврейского самоуправления) права на совершение сделки (хазака) с неевреем. Судите сами.
"Кагал продает на основании своих прав еврею N. дом, который по государственным законам составляет неотъемлемую собственность нееврея М., без ведома и согласия последнего. Какая, спрашивается, здесь польза для покупателя? Полученная им от кагала купчая ведь не может поставить покупателя к обозначенному в акте имуществу в те отношения, в которых каждый владелец находится в отношении к своей собственности! М. ведь не уступит свой дом потому, что он продан кагалом, и у кагала нет той власти, чтобы принудить его к уступке! Что же, спрашивается, приобрел покупатель N. на уплаченные им кагалу деньги? В ответ на этот вопрос вот что мы, к сожалению, скажем. С заключением купчей крепости с кагалом еврей N. получил хазака (власть) на имущество христианина М., в силу чего ему предоставлено исключительное право без малейшего препятствия или конкуренции со стороны других евреев стараться овладеть этим домом, как в купных актах сказано, "какими бы то ни было средствами".
Естественно, в рамках закона и права Российской империи. Так, действительно, что же приобретал еврей, заплатив кагалу за право хазака?
Давайте посмотрим на это с точки зрения сегодняшних "капиталистических" реалий, а не глазами преподавателя Минской духовной семинарии середины XIX века с соответствующим экономическим суждением.
Предположим, в местную Торгово-промышленную палату (или отделение Ротари-клуба, или другое неформальное объединение местных предпринимателей) приходит один из его членов и заявляет: "Я тут присмотрел себе свечной заводик и веду подготовку сделки по его приобретению. Поэтому я сделаю взнос в пользу клуба (палаты, общества), а уж вы, друзья и коллеги, не суйтесь в мою сделку…". Этично или не этично выглядит поведение подобного бизнесмена? И насколько этичным будет поведение того, кто вопреки решению той же Торгово-промышленной палаты все-таки попытается перекупить объект сделки (или просто взвинтить его стоимость на торгах назло реальному покупателю)? Так вот, тот взнос, что делает бизнесмен в сторону Торгово-промышленной палаты и есть полный аналог хазака, гарантирующего, что никто из местных евреев не будет подвергать риску деловые интересы своего соплеменника. Не хочу говорить о справедливости там, где она заменяется двумя другими показателями – законностью и эффективностью. О несправедливости в бизнесе обычно говорят те, кто упустил прибыль и не может возместить упущенное законными средствами. Здесь мы вынуждены признать, что хазака работала на экономическую эффективность еврейского сообщества – кагала. И именно своей экономической эффективностью вызывала нарекания со стороны представителей титульных наций…
Другой обычай кагала тоже вызывал большие возмущения со стороны Я. Брафмана – обычай меропие:
"Если человек (еврей) имеет в своем подчинении нееврея, то в определенных местах запрещается другим евреям входить в сношения с этим субъектом и делать подрывы первому; но в других местах вольно каждому еврею иметь дело с этим субъектом: давать ему деньги в заем, подкуп и обирать его…"
Трудно понять, о чем идет речь. Но явно чувствуется, что о чем-то нехорошем… Давайте снова взглянем на этот обычай с современной точки зрения.
Если у еврея есть работник, то запрещено переманивать этого работника, подрывая бизнес своего соплеменника (то есть об хед-хантерстве, гармонично вписавшимся в современную экономику, с точки зрения еврейской этики и речи быть не может). Но вне его работы с этим работником можно вести любые другие дела, продавая ему и покупая у него, давая ему в долг и т. д. Что в этом криминального? То, что нельзя переманивать работников друг у друга? Или что "вне профессиональных обязанностей" этот работник является таким же покупателем и потребителем услуг, как и любой другой? При всей своей простоте эти правила служили большей экономической успешности ВСЕГО еврейского сообщества, находящегося под управлением кагала.
Этой же экономической успешности еврейской общины служило и пристальное наблюдение кагала за "юридической (а точнее – талмудической) чистотой" сделок между "своими". И эта его функция также очевидна и понятна с позиций нынешнего "экономического" века.
Не из этой ли экономической успешности проистекает вся история навязчивых попыток властей Российской империи добиться ассимиляции евреев, их растворения, уничтожения их этнического и религиозного единства?
Ведь подобных усилий по "окультуриванию" и ассимиляции целого этноса не предпринималось в отношении татар, казахов, киргизов, армян, грузин и многих-многих других наций многонациональной Российской империи. Почему же именно у евреев надо было обязательно изменить их исконный, многовековой культурный уклад? Мы еще затронем этот вопрос в рассказе об истории российских евреев.
Но вернемся к сегодняшнему дню.
Современные психологические и экономические исследования безоговорочно утверждают: успех в современном капиталистическом обществе основан на культурных и исторических факторах, в результате воздействия которых появляются следующие качества:
• Способность находить новые способы и возможности, новые экономические сферы деятельности(инновационность).
• Готовность идти на профессиональный и деловой риск.
• Признание возможности неудачи и готовность к следующим попыткам.
• Готовность отложить удовольствия ради сбережения и образования.
Судите сами, как эти "новооткрытые" признаки успешности совпадают с культурным наследием еврейского народа. Давайте взглянем, как эти качества исторически формировались у евреев…
Глава 3. Краткая история еврейского народа
Если верить статистике, евреи составляют менее 1% населения мира, они являются подобием мелкой туманности, исчезающей в сиянии Млечного пути. Было бы естественно, если бы мы слышали о евреях лишь изредка, чтобы им было посвящено менее 1% новостей. Однако в действительности все наоборот – мы слышим о них постоянно. Еврейский народ знаменит во всем мире, и его значимость признается вне всякой зависимости от его численности. Его представители внесли неизмеримый вклад в развитие литературы, науки, искусства, музыки, экономики, медицины, гуманитарных дисциплин. Этот народ вел удивительные бои в этом мире, во все эпохи, даже тогда, когда его руки были скручены за спиной, он может гордиться этим, – и за это мы должны простить ему его высокомерие.
Великие империи древности, египтяне, вавилоняне и персы, не были таковыми. Да, в свое время и они вставали и наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум – но также и они прошли и ушли… И другие народы пробуждались, поднимали зажженный факел, но лишь до поры до времени, пока он не угасал, а сейчас они – либо в предзакатном свете, либо вовсе исчезли, как будто их и не было вовсе. Еврейский народ видел всех, в конце концов, побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его – бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны – кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи – остались. В чем же секрет вечности евреев?
Марк Твен, 1899 г.
Еврейскому народу более трех тысяч лет. Археология и историческая наука давно уже проверили и подтвердили те сказания о седой древности еврейского народа, которые содержатся в Библии.
Сам тот факт, что евреи как самобытный народ, живущий в окружении других народов и наций, без собственного государства, сумели продержаться так долго, так же уникален в истории, как уникальна скорость света в физике. Что мы достоверно знаем об истории еврейского народа сверх того, что записано в Торе и Библии?
Обширность еврейской истории
В этой книге уже столько раз упоминались слова "уникальность" и "уникально", что впору от них устать. Но еврейскую историю действительно хочется назвать уникальным сводом фактов, одним из удивительных свойств которой является ее географическая обширность и своеобразие. Разные этапы истории еврейского народа связаны с разными регионами земли, с разными культурами.
На заре еврейской истории события концентрировались вокруг Ближневосточных земель. Начиная с I века н. э. и далее, в раннее Средневековье, большая часть еврейского народа проживала в странах ислама. В поздние Средние века и в Новое время центральные события еврейской истории перемещаются в Европу и Россию. С течением времени ареной событий еврейской истории становятся Западная и Восточная Европа, Северная Америка. Но и с возникновением еврейского "национального очага", а затем государства Израиль, еврейская история по-прежнему остается "всемирной" историей – во всяком случае, в ее географическом смысле.