Книги Кэмпбелла по мифологии и психологии мифа давно стали бестселлерами во всем мире, разойдясь миллионными тиражами. Автор рассматривает миф как путеводитель по жизненному пути человека, от рождения к полной самореализации, которую он называет блаженством. Объединив историю с современной психологией, он показывает, как мифы формируют жизнь и ведут нас по пути счастья или беды. Произведения Кэмпбелла вдохновили многих творцов из мира искусства, в том числе Джорджа Лукаса - на создание "Звездных войн".
Содержание:
Joseph Campbell - Pathways to Bliss: Mythology and Personal Transformation 1
О собрании сочинений Джозефа Кэмпбелла 1
Предисловие редактора 1
Введение 2 2
Часть I. Человек и миф 5
Глава 1.Почему необходимы ритуалы14 5
Глава 2. Мифы во все времена17 10
Часть II. Живой миф 15
Глава 3. Общество и символ33 16
Глава 4. Миф и собственное Я 20
Глава 5. Личный миф 25
Часть III. Путешествие героя 31
Глава 6. Собственное Я как герой52 31
Часть IV. Диалоги63 37
Глава 7. Диалоги 37
Примечания 43
Книги Кэмпбелла 45
Книги, выпущенные под редакцией Кэмпбелла 45
Об авторе 46
Примечания 46
Джозеф Кэмпбелл
Мифы и личностные изменения. Путь к блаженству
Joseph Campbell
Pathways to Bliss: Mythology and Personal Transformation
New World Library
Novato, California
Джозеф Кэмпбелл
Серия "Мастера психологии"
Перевела с английского О. Чекчурина
Заведующая редакцией Т. Шапошникова
Ведущий редактор Е. Власова
Литературный редактор Н. Щербакова
Корректоры В. Сайко, И. Мивриньш
Верстка Л. Соловьева
16 + (В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г № 436-ФЗ.)
© 2004 by Joseph Campbell Foundation
© Перевод на русский язык ООО Издательство "Питер", 2017
© Издание на русском языке, оформление ООО Издательство "Питер", 2017
© Серия "Мастера психологии", 2017
Права на издание получены по соглашению с New World Library. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
* * *
Познать других - это мудрость;
Познать себя - это просветление;
Совладать с другими требует силы;
Совладать с собой требует подлинной силы.
Лао-цзы, Дао Дэ Цзин
О собрании сочинений Джозефа Кэмпбелла
После смерти Джозефа Кэмпбелла в 1987 году осталось много его опубликованных работ, в которых он исследовал то, чем всегда так страстно увлекался, - систему универсальных мифов и символов, названную им "Одна общая история человечества". И еще осталось много его неопубликованных работ: разрозненные статьи, заметки, письма и дневники, а также аудио- и видеозаписи его лекций.
Фонд Джозефа Кэмпбелла был основан в 1991 году для того, чтобы сохранять, оберегать и продолжать дело его жизни. Фонд сумел сохранить архив его трудов и записей в цифровом формате и опубликовать ранее недоступные материалы и давно не издававшиеся работы в "Полном собрании сочинений Джозефа Кэмпбелла".
Полное собрание сочинений Джозефа Кэмпбелла.
Роберт Уолтер, генеральный директор
Дэвид Кадлер, исполнительный директор
Предисловие редактора
Завершая в 1972 году работу над книгой "Мифы, которыми мы живем", созданной на материале лекций за двадцать лет, Джозеф Кэмпбелл заметил, что пережил откровение:
Я почувствовал, что за это время вырос как личность, что мои представления изменились и что сам я стал лучше. Но когда я собрал эти труды воедино, оказалось, что в них говорилось об одном и том же - на протяжении многих десятилетий. Я обнаружил кое-что о том, что побуждало меня к действию. Я даже не очень ясно осознавал, что же это было такое, пока не заметил общих идей, которые лежали в основе всей этой книги. Двадцать четыре года - это довольно длительный срок. Многое произошло за это время. А я все говорил и говорил об одном и том же .
Когда я сам закончил работать над этой книгой, в основу которой легли десятки лекций, интервью и семинаров, которые проводил Кэмпбелл между 1962 и 1983 годами, и у меня возникло похожее ощущение.
Я отобрал эти лекции, потому что в них ярко отражается результат кэмпбелловских исследований мифологии как средства выживания человека и инструмента для понимания его психологического развития - сам Кэмпбелл обозначил это как "четвертую", или "психологическую", функцию мифологии. Поначалу я хотел представить своего рода исторический обзор размышлений Кэмпбелла на эту тему.
Но я обнаружил, что мысли, которые он сформулировал в те времена, когда заканчивал Куперовские Чтения и титанический труд из серии "Маски Бога", в значительной мере перекликались с идеями, которые он продолжал обдумывать в конце своей жизни, хотя это выражалось более неформально и энергично, например в контексте семинаров Института Эсален , где он ежегодно отмечал свой день рождения. Некоторые его мысли получали дальнейшее развитие - например, представления о перспективах и опасностях употребления ЛСД как средства освобождения мифических образов коллективного бессознательного, - но в целом тезисы оставались неизменными. Кэмпбелл понимал, что миф создает основу для личностного роста и изменений, а знание того, каким образом мифы и символы влияют на сознание конкретного человека, позволяет найти способ жить в гармонии с самим собой, найти путь к благодати.
Неспешный ход его мысли, с одной стороны, бесконечно упрощал редактирование этого издания, а с другой - весьма усложнял его по сравнению с работой над предыдущими томами "Полное собрание сочинений Джозефа Кэмпбелла".
"Саке и сатори: Азиатские заметки - Япония" были созданы на основе единого последовательно организованного источника, который помогал мне сконцентрироваться на более точном изложении хода мысли Кэмпбелла. "Мифы света: восточные метафоры Вечности" строились на серии лекций и неопубликованных работ, подводя итог тридцатилетнему периоду размышлений Кэмпбелла о философии Индии и Восточной Азии. Однако, как только я выстроил их в соответствии с общей идеей - идеей исследования изучения трансцендентной божественности, каждая из тем легко и точно заняла подобающее ей место, по лекции на каждую часть.
Первая часть издания, которое лежит перед вами, "Человек и миф", посвящена исторической трансформации мифа как средства развития и взросления не сообществ, но отдельных индивидов. Эта часть была скомпонована из относительно разрозненных и разнообразных лекции, моей основной задачей было представить их так, чтобы удалить все лишнее и освободить читателя, например, от четырех разных вступлений, определяющих четыре функции мифологии.