* * *
Такое же "скромное умолчание" имеет место и в отношении еще одной "детали". Хотя "деталью" это нельзя назвать, поскольку речь идет о целой зоне в комплексе Теотиуакана, расположенной прямо в его центре - на берегу речки, пересекающей комплекс перпендикулярно Дороге Мертвых.
О речке книги по истории упоминают. Особенно когда речь идет о какой-то "сакральности" плана застройки: дескать, речка образует с Дорогой Мертвых фигуру в виде креста - древнего сакрального символа. Вот о том, что находится на ее южном берегу к востоку от Дороги Мертвых - ни слова!..
Да и туристические маршруты обходят эту зону стороной. И мы довольно случайно туда попали, пытаясь сократить путь и продравшись через колючий кустарник. Хотя, зная это место, туда можно попасть и более удобным путем - непосредственно свернув с Дороги Мертвых по малоприметной тропинке, идущей параллельно речке.
Мы как-то сразу назвали это место "Садом камней", и такое название у нас мгновенно прижилось, поскольку оно хоть и условно, но, пожалуй, наилучшим образом отражает то, как выглядит эта зона. Тут археологи подняли с земли и поставили на специальные тумбы каменные блоки, которые нашли. Судя по всему, воспроизвести из блоков какие-то постройки (которые они явно ранее составляли), оказалось невозможным, и блоки оставлены непосредственно на месте их обнаружения. Похоже даже, что сюда эти блоки были кем-то ранее перенесены и/или просто брошены по дороге…
Есть тут блоки с остатками краски, блоки с кусками штукатурки и даже блоки с фрагментами резных украшений. Однако для нас наибольший интерес представляли не они, а простые камни, но с очень ровными плоскостями и углами, которые указывали на явные следы распиловки исходного материала в процессе изготовления этих блоков.
На рис. 62 для примера показан один из таких блоков. На одной его грани сохранились остатки барельефа. Это вполне можно было сделать и вручную самым простым каменотесным инструментом. Но другая грань у этого блока слишком ровная для ручного изготовления. На ней нет никаких признаков обстукивания в форме каких-либо неровностей или отклонений от идеальной плоскости.
И подобных камней тут немало. Время изрядно их потрепало, но ровные плоскости сохранились. И все указывает на то, что каждый из этих блоков вовсе не был чем-то вроде "уникального произведения искусства" какого-то мастера, а был лишь малой частью результата фактически поточного производства стройматериалов из натурального камня.
При этом хотя большинство каменных блоков сделаны из известняка, который все-таки относительно несложно обработать, есть тут и гораздо более твердый материал - гранит и базальт. Правда, блоки из этого материала не имеют ярко выраженных ровных углов - они обладают округлой формой и больше похожи на цилиндры неправильной формы с сечением близким к приплюснутому эллипсу. Но обработка столь твердых пород и здесь поражает - выполнено все очень ровно.
А на одном из таких блоков, который сделан из прочного и твердого базальта, имеется углубление квадратной формы. Чем и как настолько ровно выполнено это углубление - остается загадкой. Однако если ориентироваться на форму углубления, то можно выдвинуть предположение о его функциональном назначении - не исключено, что в углублении крепилась какая-то поперечная балка. Но почему при этом понадобилась опора из столь трудоемкого в обработке материала - не ясно. Хотя если вести речь уже о высоко развитой цивилизации, то для нее изготовление подобных блоков и углублений в них вполне могло не составлять каких-то проблем.
И именно такое впечатление остается от "Сада камней" в Тиауанако - особых трудностей их создатели, похоже, не испытывали…
Обнаружение "Сада камней" заметно подогрело наш оптимизм. Следы причастия к созданию Теотиуакана высоко развитой в техническом отношении цивилизации были налицо. И уровень развития этой цивилизации явно превосходил возможности любой из известных историкам индейских цивилизаций.
Но окончательно какие-либо сомнения в существовании на территории Мезоамерики и в причастности к созданию сооружений Теотиуакана высоко развитой цивилизации развеялись у нас уже возле пирамиды Кетцалькоатля…
* * *
Пирамида Кетцалькоатля - самая южная из трех главных пирамид Теотиуакана - значительно уступает по размерам пирамиде Солнца и пирамиде Луны. И обычно на схемах ее обозначают лишь в качестве небольшой составной части комплекса сооружений под общим названием "Цитадель". Такое название этот комплекс явно получил из-за прямоугольной формы насыпи, чем-то напоминающей оборонительные стены, над которыми возвышаются небольшие пирамидки как башни над крепостью. Но имел ли он вообще подобное назначение - сказать трудно. Пожалуй, сугубо для обороны подобная толщина стен слишком чрезмерна. Да и стены ли это были?…
Судя по всему, название дано сугубо по первым приходящим в голову ассоциациям, а ассоциации - штука довольно ненадежная в таком деле как определение функционального предназначения сооружений…
Пирамида Кетцалькоатля располагается в восточной части Цитадели. Это, пожалуй, даже не пирамида, а две пирамиды (рис. 66). Хотя если быть точным, я бы сказал, что это одна с тремя четвертями пирамиды. Дело в том, что у одной из пары пирамид (на рис. 67 - слева) попросту… отсутствует четвертая грань!.. Вместо этого с ее восточной стороны располагается странной формы выемка, которая придает "недопирамиде" в плане некоторое сходство с буквой "П".
Каким образом возникла подобная форма - еще можно предположить: скажем, вторую пирамиду (ту, которая всего на три четверти) пристроили позже. А вот зачем понадобилась именно такая "ущербная на четверть" форма - большая загадка…
Историки, согласно привычному для них подходу, пытаются толковать столь странную конструкцию, придавая ей некий сакрально-религиозный смысл: "кто-то куда-то проходил, как бы символизируя что-то типа духовного восхождения". Поскольку довольно очевидно, что подобное "объяснение" ничем не отличается от высасывания из пальца, из которого можно высосать все что угодно, ясно, что ответа у историков попросту нет. А в книжках и путеводителях просто приводятся "объяснения" тех, чей палец оказался авторитетней…
Собственно, и у нас не нашлось сколь-нибудь разумно-логичного объяснения этого странного "недостроя". Разве что можно предположить, что "недопирамида" никогда и не задумывалась в качестве пирамиды, а служила лишь чем-то типа забора вокруг небольшой площадки, содержимое которой строителям зачем-то понадобилось укрыть от посторонних глаз…