Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик? - Алексей Виноградов страница 3.

Шрифт
Фон

Алексей Виноградов - Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

По Д. Адамсу, Дж. Мэллори, А. Мейе, Р. Беексу, А. Эрхарту и т. д.

Соответственно, для хозяйственной ПИЕ лексики: корова (*geou), свинья (*süs), овца коза (*diks), лошадь (*hiekwos), собака (*k(u)won), мясо (*me(m)s), соль (*seha-(e)l-), молоко (*hamelg-), мёд и напиток из него (*medu), яблоки (*haebōl) и др. общие термины (в частности, для сельскохозяйственных культу: пшеницы, ячменя, ржи, гороха).

Языковые исследования были довольно быстро дополнены историко-культурными: выяснилось, что не только словарный запас, но и верования и обряды "арийцев" были схожими. Собственно, это видно, что называется, невооруженным глазом по древним источникам. Один верховный "рогатый" бог (Сабазий, прообраз Диониса) был у фракийцев и фригийцев. Греки полагали, что скифы почитают их же богов, только под другими именами (Гестия – Табити, Зевс – Папей, Аполлон – Гойтосир, Афродита – Аргимпаса и т. д.). Тавры приносили жертвы богине Деве, которую они сами считали легендарной гречанкой Ифигенией.

Мало того. Ученые, на основании анализа многочисленных памятников архаического искусства и мифологических текстов предположили существование изначальных, общих для всех и.-е. народов типов богов, как (по А.Н.Фанталову): "Бог Грома" (индийский Индра, скандинавский Тор, кельтский Таранис, славянский Перун, балтский Перкунас); "Бог Ясного Неба" (греческий Зевс, скандинавский Тор, индийский Дьяус, балтский Диевас, славянский Дий); "Великая Богиня" (греческая Гера, индийская Приттхиви, скандинавская Ерд, славянская Макошь, балтская Земес Мате, ирландская Дану); "Божественные Близнецы" (греческие Диоскуры, индийские Ашвины, балтские сыновья Диеваса); "Бог Земных Сил" (греческий Дионис, индийский Рудра, скандинавский Фрейр, славянский Велес, балтский Веле, кельтский Цернунн); "Культурный Герой" (греческие Гермес и Геракл, скандинавский Один, славянский Геровит, ирландский Луг).

Впрочем, имена и функции многих и.-е. божеств до того схожи, что для выявления их родства не нужно никаких преданий. "Грозовой дракон" Аждахак армян, Ажи-Да-хака "Авесты", Эхидна греков, так или иначе связаны с демонической силой. Прусский Пус(к)айтс, древнеиндийский Пусан, греческий Пан – с землей и лесом. Шива – у индусов и Сива (Сив) у вандалов и скандинавов с плодородием. Балтийский Мокас и славянская Макошь связаны не только с плодородием, но и с водой, что объединяет их с инд. – будд. понятием Мокша (букв, "истечение"). Славянский Даждь-бог и кельтский Дагда олицетворяли благо, совершенство. И т. д. (см. табл.)

Теонимы и сакральные понятия у и.-е. народов

Гром, громовержец

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

* имя (сопоставляется с греч. "огненный") одного из циклопов, ковавших громовые стрелы в "Энеиде" – поэме римлянина вергилия, но написанного по мотивам Гомера.

** сюда же, возможно, Peruna (скала), peru т.ж. фрак., (p)arcunia гора (кельт.), лексемы связанные в и.-е. традиции с молнией.

Здоровье, чувства

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

Вода

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

Сакральные предки

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

Смерть

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

Загробный мир

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

* "Скот" тесно связан с понятиями "пастбище, луг", а они, в свою очередь, в и.-е. являются родственными лексемам, обозначающим "бога мертвых", см. Лушникова…с. 233.

Небо

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

* Индийский философ С. Радхакришнан считал, что все индоевропейские и индоиранские народы имели общее божество – чье имя дошло до нас как Дьяус, Зевс и т. д. – восходящее к сакральному понятию deva– "светящийся".

Заря

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

Свет-жизнь

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

* У западных славян, а также у болгар, где, по данным этнографов, языческий культ Сивы плавно перешел в христианский культ св. Василия.

Сила-война

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

* То, что он "этимологически и функционально" связан с остальным рядом, указывает, в частности А.Е. Наговицын в книге "Мифология и религия этрусков".

Близнецы

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?

* о сравнениях этой группы см. Бс исс-я, 1984, с. 19.

Как и в случае с "родственной" и хозяйственной лексикой, ученые попытались восстановить ПИЕ теонимы (например, "Бог-отец", который звучал как Dyeus Phater).

Наконец, развивая мысль Шлегеля, исследователи обратили внимание на массу созвучий в и.-е. этнонимах. Так, О.Н. Трубачев пишет, что исходя из наличия однокорневых личных имен (Ariantas и др.), названий племен: Arii, Arrae, Sarmatae, древнейшим самоназванием иранцев-скифов и сарматов было *ārya, оговариваясь, что "ариями назывались и называются не только иранцы… что согласуется с вероятным ходом индоевропейской диаспоры в целом" (Труб., с. 136). Действительно, названия прародины почитателей "Авесты" Арианы Ваеджо, Арианы (Иран), тохарского племени arsi, Эйре (древнее название Ирландии) и т. д. как предполагают, восходят к тому же смысловому ряду, что и др. – инд. ārya ("благородный"), др. – ирл. aire "знатный", др. – сев. arjōstēR – "знатнейшие", арм. ari– "мужественный" и длинному ряду имен: лит. Агув, герм. Ariowistus, кельт. Areus, фрак. Ares, лат. Arrius, греч. Ariomandus и т. д. Исходя из этих созвучий, была высказана гипотеза, что и имя у всех ПИЕ было общим: арии.

Зачастую общими оставались и другие этнонимы, представлявшие собой разлетевшиеся на тысячи километров и лет осколки древних племен. Так, например, по Страбону, фракийцы-даки изначально называли себя daoi (что некоторые сопоставляют с фригийским названием волка daos). Но daoi – это и имя союза сако-массагетских племен в Приаралье.

Мифы одних и.-е. народов пронизывают смутные воспоминания о родстве с другими. Почитатели "Авесты" хранили память об общих предках со своими легендарными врагами-туранцами (и те, и другие произошли от Йимы, у которого было три сына – Салм, Тура и Эрадж, поделивших мир на свои царства). В потомках сына Йимы Туры, скорее всего, надо видеть тохаров. Эллинское предание, пересказанное Геродотом, гласило о родстве греков и скифов. Последние якобы произошли от Скифа – сына Геракла от брака с женгциной-змеей (двое других сыновей – Гелон и Агафирс дали начало другим народам). Сократ (в пересказе Платона) утверждал, что и греки-лакедемоняне, и персы происходят от "Персея, сына Зевса". Племена лидийцев, карийцев и мисийцев хранили память об общих предках – Лиде, Мисе и Каре. Иордан говорит о происхождении гуннов от готов. "Славяне и тевтонцы (германцы. – A.B.), как говорили, происходили от двух братьев – Яна и Куса", – записано в "Великой польской хронике".

Суммируя вышеуказанные данные, французский академик Ип. Тэн писал: "Древний арийский народ… показывал в своем языке, религии, литературе и философии общность крови и духа, связывающую все его проявления".

Вначале, поддавшись обаянию текстов "Вед" и "Махабхараты", истоки этой "общности крови и духа" стали искать на их родине. В частности, Луи Жаколио назвал Индию "колыбелью человеческого рода", а Фридрих Гегель писал о том, что распространение и развитие и.-е. народов из одного источника в Азии "есть неопровержимый факт" (Поляков…)

В свою очередь, антропологи принялись утверждать тезис о единстве "первобытной индоевропейской расы". Однако чем дальше заходили ученые в своих поисках, тем более сомнительным им стало казаться первоначальное утверждение о том, что исходной точкой этой расы была Азия. В частности, французский социолог Жорж Лапуж пришел к выводу, что главную роль в европейской истории сыграла раса homo europaeus, представители которой отличались высоким ростом, светлыми волосами и глазами.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке