Отец городов русских. Настоящая столица Древней Руси - Андрей Буровский

Шрифт
Фон

Новгород - сила и мужество. Новгород - самостоятельность и гордость. Новгород - международные масштабы и торговли, и морского грабежа.

От Отца городов русских всегда шли импульсы силы, свободы, агрессии, уверенности в себе. Книга посвящена роли, которую играл в нашей истории Отец городов русских и весь северо-запад Руси. Начиная с города Адельгьюборга, который русские называют по-своему - Ладогой.

Содержание:

  • ВВЕДЕНИЕ 1

  • ЧАСТЬ I - РУСЬ - "СТРАНА ГОРОДОВ" 3

  • ЧАСТЬ II - ЗАКЛЯТЫЕ ДРУЗЬЯ РУСИ 20

  • ЧАСТЬ III - ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД 43

  • ЧАСТЬ IV - ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ ПСКОВ 68

  • ЧАСТЬ V - МОСКВА И СЕВЕРО-ЗАПАД 76

  • ЧАСТЬ VI - ЧТО МОГЛО БЫ ПРОИЗОЙТИ 86

  • ЛИТЕРАТУРА 96

  • Комментарии 98

А. М. Буровский
ОТЕЦ ГОРОДОВ РУССКИХ
Настоящая столица Древней Руси

Германским, финским, латгальским и славянским предкам русского народа ПОСВЯЩАЕТСЯ.

Сталин:

Ви, Алексей Максимович, написали очень своевременний роман "Мат". Теперь вам предстоит написать не менее своевременний роман "Отэц".

Горький:

Попытаюсь, Иосиф Виссарионович, попытаюсь…

Сталин:

Обязательно попитайтесь, Алексей Максимович. Ведь попитка - это же еще совсем не питка. Не правда ли, товарищ Ежов?

Исторический анекдот

ВВЕДЕНИЕ

Я пью свой бокал за варяжскую Русь,

Татарской Руси нам не надо.

Граф А. К. Толстой

Огромный период ранней русской истории назван "киевским". Вся русская история начиналась с того, что возникло огромное государство, Киевская Русь - "раннефеодальное гос-во 9-12 вв., возникшее в Восточной Европе в результате возникновения вост. - слав, племен, древним культурным центром к-рых было Ср. Приднепровье с Киевом во главе" [1. С. 93].

Киевская Русь положила начало государственности восточных славян, объединила их всех в огромное государство - самое большое и богатое государство Европы того времени.

В эпоху Киевской Руси сложилась древнерусская народность, "ставшая впоследствии основой для формирования трех братских народностей - русской, украинской и белорусской" [1.С. 94].

Это потом, спустя века, начались какие-то размежевания и разборки, а изначально Русь была единой. Что характерно - никто особенно и не сомневается, что это Русь не какая-нибудь, а Киевская. Правда, еще с XVIII века появилось и другое название первоначальной Руси - Древнерусское государство… Но как синоним более распространенного, шире известного "Киевская Русь", в которой "Киевский князь господствовал над славянами, прежде всего, как глава сильнейшего племени - полян" [2. С. 24].

В некоторых учебниках государство восточных славян более последовательно называется Древнерусским, Древней Русью. В них только отмечается, что "Древнерусское государство объединило под властью великих киевских князей земли восточнославянских племен и их ближайших соседей" [3. С. 43].

Но и в этих учебниках не ставится под сомнение первенство Киева. То, что Киев - "мать городов русских" и что без него не было бы Руси.

Специалистам прекрасно известно, что Киев - вовсе не самый древний из городов Руси и даже не самый большой и славный среди них. Чернигов, Новгород, Менск, Плесков, Ладога, Тмутаракань, Переяславль, Тверь - все это города не менее древние и знаменитые.

Специалисты хорошо знают, что Киев - вовсе не центр самого древнего на Руси государства. Государственные образования возникали на Руси много раз; академик Б. А. Рыбаков отмечал даже, что государство на Руси появлялось несколько раз начиная с II–I тысячелетий до P. X. Еще в 1940-е годы В. В. Мавродин предлагал принимать за начало русской государственности "державу волынян" - государство, существовавшее в VI–VII веках, "первое славянское "варварское" политическое объединение" [4. С. 87].

Почему же тогда Русь - Киевская? Может быть, потому, что киевские князья завоевали остальные государства восточных славян? Действительно - если существует множество городов и государств, а потом один из них присоединяет другие - логично дать всему государству название города-завоевателя и государства-завоевателя.

Но Киев таким завоевателем и объединителем не был. Это сам Киев завоевали выходцы из совсем другого княжества, и откуда появились эти "выходцы", превосходно известно историкам - из Новгорода. Правда, первые объединители Руси не были и новгородцами - династия Рюрика сначала княжила в Ладоге, потом уже в Новгороде.

Признавая Киев столицей Древнерусского государства, прекрасно помня слова князя Олега о Киеве: "Это будет мать городам русским", в исторической традиции Руси полагали весьма логично, что российская государственность начинается с прихода на Русь династии Рюрика.

Кто такой Рюрик и как он появился на Руси, - спорят до сих пор. Но практически все дореволюционные историки были согласны с тем, что "призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю" [5. С. 123].

Спор велся о частностях: в основном о том, как было дело, да о конкретной дате начала русской истории.

Убежденный монархист H. М. Карамзин полагал, что "начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай… Самовластие… утвердилось с общего согласия граждан" [6. С. 93]. Он относит возникновение России к очень конкретной дате - 864 году. Именно тогда, если верить легенде, скончались братья Рюрика, Синеус и Трувор, и Рюрик, "старший брат, присоединив их области к своему княжеству, основал Монархию Российскую" [6. С. 95].

В. О. Ключевский годится Карамзину даже не во внуки - в правнуки. Он родился (1841) через пятнадцать лет после смерти Карамзина (1826). Дитя совсем другой эпохи, В. О. Ключевский критически относился к идиллическому призванию варягов.

Он полагал, что "летописная сказочка о добровольном призвании варягов" должна была "прикрыть факт разбоя и узурпации", и соглашался с "обычной" датой - Русь началась с 862 года, с года воцарения Рюрика в Новгороде.

Он очень сильно сомневался в самом существовании Синеуса и Трувора и уже знал: в переводе с древнешведского "Рюрик сине хус трувор" означает: "Рюрик с домом и дружиной".

Карамзин верит в легенду и нежно относится к монархии.

Ключевский в легенду не верит, к монархии относится критически.

Но и В. О. Ключевский полагал, что появление варяжских княжеств послужило толчком для возникновения "первой формы русского государства" - Великого княжества Киевского [7. С. 156].

Тут только руками разведешь: до Киевской Руси были варяжские княжества (то есть государства на Руси). Они дали толчок для создания Киевского княжества. Но не они, не варяжские княжества, были первой формой русского государства - первым был все равно Киев…

Правда, предки думали как-то иначе и вовсе не отдавали Киеву такого уж несомненного первенства. "В русской исторической литературе XI в. существовали и боролись между собой два взгляда на происхождение Русского государства. Согласно одному взгляду центром Руси и собирателем славянских земель являлся Киев, согласно второму - Новгород" [8. С. 193].

Причем в политической традиции Древней Руси Новгород был все же "старшим братом". Князья Киева - это в той же степени и новгородские князья, но начинают-то они с Новгорода! Не будем даже брать полулегендарного Олега и Игоря - они пришли из Новгорода. Это - новгородские князья, захватившие власть в Киеве, - и только.

Княгиня Ольга - дочь перевозчика на реке Великой, у Выбутской веси, близ города Плескова.

Святослав - первый из общерусских киевских князей, носящих славянское имя. И он единственный киевский князь, который не прошел сначала новгородскую школу.

Владимир начал княжить в Новгороде, а потом завоевал Киев, отбил его в 980 году у старшего брата Ярополка. Отец двенадцати сыновей от разных жен, Владимир посадил в Новгороде старшего сына - Вышеслава. Именно старшего! Только после смерти Вышеслава в Новгороде сел Ярослав…

У Ярослава сложились особенно хорошие отношения с новгородцами. Он правил в Новгороде, когда в 1014 году отказался платить отцу в Киеве дань - две тысячи гривен. Добрый папа собирается воевать с уважительным сыном, и только ранняя смерть Владимира (в 1015 году ему не исполнилось и шестидесяти лет) избавляет Русь от крупной междоусобицы. Что характерно - Новгород собирал рать, чтобы помочь Ярославу.

Получается - и Владимир, и Ярослав начинали с княжения в Новгороде. Это князья в той же степени новгородские, что и киевские. И оба сели на престол, опираясь на силу, богатство и международные связи Новгорода.

Уже в конце XII века, незадолго до монгольского нашествия, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо обращается к сыну, отъезжающему на княжение в Новгород: "На тобе Бог положил переже стареишиньство во всей братье твоей, а Новъгород Великыи стареишеньство имать княженью во всей Руськои земли" [9. С. 422].

Соперничество двух центров Древней Руси за старшинство прослеживается до самого монгольского нашествия - после разгрома и сожжения Киева в 1242 году город запустел, надолго потерял свое значение. А до этого города спорили между собой не только на уровне княжеских разборок, но и на уровне общественной и политической жизни всех вообще образованных русских людей. По-видимому, выяснение главенства одного из этих городов имело для них некий смысл.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке