Граф Черни не скрыл, что правительство опасается - если русины будут считать русских дорогими соплеменниками, то Российская империя легко найдет среди них своих шпионов и агентов влияния. Австрия не допустит, чтобы русины стали "пятой колонной" для Российской империи; если они не согласятся с предложениями австрийского правительства, то подвергнутся репрессиям, как жители враждебного государства.
Руководители общины согласились с предложениями австрийцев. Община приняла решение своего руководства. Маленький народ стал называться карпатороссами, и это название прижилось.
На северо-востоке Руси поднимается жуткая русско-татарская Московия - оживший кошмар русской истории, воплощение всего самого худшего, что только есть в русской жизни. Московия пытается представить себя наследницей всей Древней Руси… Но с ней не согласны русины Речи Посполитой… И не только они - Господин Великий Новгород и Псковское княжество продолжают традиции Древней Руси - не на словах, а на деле.
До конца XV - начала XVI века шло самостоятельное развитие северо-западной Руси - области со своим языком, своими традициями, своей государственностью.
Северо-Запад Руси, эти два княжества, Псков и Новгород, - в самой большой степени "сухой остаток" Древней Руси, ее прямой наследник и продолжатель. Весьма возможно, тут уже начал формироваться новый народ… Но развитие Новгорода и Пскова было прервано завоеваниями Москвы. Арнольд Тойнби ввел в науку понятие "абортированная цивилизация" - цивилизация, развитие которой прервано завоевателями. К их числу великий теоретик относил цивилизации индейцев майя, кечуа, ацтеков [22. С. 399].
Добавим в этот список Псков и Новгород - абортированные Москвой государства. А вместе с ними оказались абортированы Москвой и язык, и целый народ - наследник словен ильменских, помнящий готское нашествие.
Из-за этого исторического аборта исчезла одна из пяти культурно-исторических земель, на которые разбилась Древняя Русь. Возникали пять самостоятельных народов - но возникло только четыре: белорусы, украинцы, карпатороссы и русские-великороссы.
Откольники от Руси
Судьба русских-великороссов поучительна и необыкновенна. Начнем с того, что мы сами не знаем, как себя называть. До Великого Катаклизма 1917–1922 годов русскими назывались все восточные славяне. Все. Большевики пришли к власти не только на волне "борьбы за справедливость", но и на волне "борьбы с великорусским шовинизмом". В раже этой борьбы они тут же признали право наций на самоопределение и "выделили" белорусов и украинцев из числа русских. Далеко не все так уж рвались "выделяться", но их никто особенно не спрашивал.
А тех, кто выражал сомнение в такой необходимости, называли "русопятыми", "кондовыми", "длиннобородыми", "шовинистами", "патриотами", "контрреволюционерами", "антисемитами". Слова это были примерно одного смысла, и вели они прямиком в расстрельные подвалы ЧК. В одном Крыму венгерский еврей Бела Кун и украинская еврейка Голда Залкинд по кличке Землячка уничтожили больше десяти тысяч россиян (в основном этнических русских) "за то", что они были "патриотами, монархистами и офицерами". Впрочем, и об этом - совсем другая моя книга [23].
Большевики очень не хотели сохранения имперского народа - русских. Это название стали применять только к одной из ветвей русского народа - к великороссам, то есть обитателям Великой России. Здесь надо сказать, что название Великая Россия вовсе не содержит никаких претензий на великодержавность и вообще на величие - в каком бы то ни было смысле.
Великая, то есть большая Россия, - это земли бывшей Московии плюс земли Новгорода и Пскова плюс Твери и Рязани. И только. Великороссы и правда отличаются от белорусов и малороссов-украинцев, но, в отличие от них, никогда не осознавали самих себя каким-то особенным народом.
На Украине уже в XVII веке, в ходе Украинской войны 1654–1667 годов между Московией и Речью Посполитой, начало формироваться самосознание украинцев. В 1710 году Григорий Иванович Грабянка обосновал различия "козаков" и "москалей" на мифологическом уровне. В своей украинской летописи "Действия презельной и от начала поляков кровавшой небывалой брани Богдана Хмельницкого гетмана Запорожского с поляки" Г. И. Грабянка выводил москалей от библейского Мосоха, а вот "козаков" - "от первого сына Иафета, - Гомера" [24. С. 16].
С тех пор самосознание украинцев только ширилось и крепло - притом что даже в начале XX века далеко не все жители Малороссии были готовы признать себя украинцами.
В Белоруссии это началось позже, но к началу XX века довольно многие жители Белой Руси готовы были признать себя не русскими, а представителями какого-то совсем другого народа.
И даже карпатороссы, пусть не без помощи австрийских властей, осознают, что они - не русские.
То есть получается - в начале XX века три народа откалываются от русского единства. Как много раз до этого от единств разных групп индоевропейцев откалывались новые народы. А великороссы не откалываются. Они продолжают осознавать себя русскими, и многие из великороссов до сих пор искренне не понимают, почему остальные "откольники" не хотят поступать так же. Что это они вообразили?!
Большевики стали заниматься национально-территориальным устройством народов СССР, разводить всех по национальным квартирам. И привели все еще в больший хаос. Причерноморье, завоеванное в конце XVII века, не входило ни в историческую Великороссию, ни в историческую Малороссию. Новые земли так и назвались - Новороссия, с новыми городами Новороссийском, Одессой, Херсоном. С Новороссийским университетом в Одессе.
Масть Новороссии с Одессой большевики отдали Украине. Теперь русско-молдаванско-еврейский город Одесса превратился как бы в украинский. Достаточно взять в руки хоть Бабеля, хоть Гарина-Михайловского с его "Детством Темы" и "Гимназистами" [25], чтобы убедиться - действие разворачивается где угодно, только не на Украине.
Другую, восточную часть Новороссии отдали России - РСФСР. Как бы великороссами оказалось смешанное население территорий, где всегда говорили о поездах, идущих на Москву: "В Россию поехал".
Территориальная путаница дополнялась еще и путаницей с самоназванием. Самоопределение "великороссы" не прижилось, да как-то и не очень понятно.
В неудержимой борьбе с неизвестно где выисканным антисемитизмом братья Стругацкие вводят в свою антихристианскую повесть "Отягощенные злом" комедийный образ "патриота" по кличке Сючка. И этот самый Сючка в графе национальность всегда писал "великоросс" [26. С. 59]. Для читателей этого бреда было очевидно - раз называет себя великороссом - претендует на некое русское величие, великодержавность и вообще враг братьев наших мень… то есть я хотел сказать, национальных меньшинств.
Ведь мы до сих пор называем себя русскими и психологически осознаем преемниками древнерусской народности Древней Руси. Она же Киевская Русь, она же Киево-Новгородская Русь.
Получается удивительная вещь: как бы ни относиться к русофобии Ленина, Троцкого, Луначарского und so weiter,но в одном они были правы - великороссы в начале XX века остались единственной группой русского народа, которая однозначно осознавала себя его частью и преемником его истории. Тем самым "сухим остатком", о котором уже шла речь. Тем "сухим остатком", который возник после всех "отколов" от первоначальной общности.
К наследию Древней Руси сейчас многие тянут руки. В Белоруссии то ли люди умнее, то ли просто со вкусом у них получше. Во всяком случае, там если и говорят порой про Франциска Скорину, который писал на белорусском языке и "создавал белорусский язык" [27. С. 441–446], если и пытаются представить Великое княжество Литовское и Русское "белорусским", - то о своих предках, части древнерусских племен, пишут вполне корректно, не пытаясь подмять под себя всю общую древнерусскую историю. И уж во всяком случае, не в пример пану Грушевскому, не считают зазорным поминать о существовании Новгорода и цитировать "Повесть временных лет" [28. С. 6–11].
Удивительную историю Украины, в которой Новгород вообще не упоминается, я уже цитировал.
Про удивительные изображения "украинских" князей на денежных купюрах-гривнах уже повествовал читателю.
Украина любит объявлять себя Русью… Но вот что интересно - памяти о Древней Руси украинский народ не сохранил. Легенды про Владимира Красное Солнышко, про Ярослава и Святослава, былины про богатырей и про бой Ильи Муромца с Чудищем поганым и с Жидовином записаны вовсе не на Украине, они записаны на севере Великороссии - в Олонецком крае, на Вологодчине. Что характерно - память о Древней Руси, ее героях, богатырях и князьях сохранил не теплый юг Великороссии, отбитый у степняков в XVIII веке, а именно север - север, где больше всего сохранилось от Новгородчины, прямого "пережитка" Древней Руси.
Ни украинцы, ни белорусы, ни карпатороссы не хранят памяти о Древней Руси. Не в том дело, что народы эти бездарные, малоспособные к фольклорному творчеству и вообще какие-то "плохие". Украинские песни по уровню искусства и по напевности сравнивают ни много ни мало - с итальянскими.
Дело в том, что все эти народы - очень молодые. Украина помнит все, что прямо относится к сложению украинского народа, - польский гнет, набеги крымских татар, хмельнитчину, войны с москалями, жидов-арендаторов, бесконечные войны, по существу, со всеми на свете. Но того, что было ДО формирования украинцев, - не помнит. Народ, который возник в XVII–XVIII веках, никак не может хранить в своей исторической памяти то, что произошло в IX или в XIII веке.