Славяне отличались большим гостеприимством. Гостю отводилось лучшее место в доме и отдавались лучшие куски. Позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника. Позволялось даже любимую жену отдавать гостю.
Но какой счет потом представлялся гостю, неизвестно историкам.
Должно быть, счет представлялся порядочный. Это видно из того факта, что к славянам нечасто ездили в гости.
Брак у них заключался без излишних проволочек.
Мужчина накидывал на голову понравившейся ему женщины мешок, связывал руки и тащил в свой дом; таким образом, брак заключался с обоюдного согласия.
Еще меньше проволочек требовал развод. Например, отрубление головы у жены считалось достаточным поводом к разводу, и с первого же момента муж, отрубивший голову жене, считался снова холостым и мог беспрепятственно жениться на другой.
Религия у славян была простая и общедоступная. Они поклонялись всему, что Бог послал.
Увидят пень, и станут пред ним на колени. Поймают зверя, и давай перед ним молиться, прежде чем снимут с него шкуру.
Один пень сделал большую карьеру. Для него построили храм и наняли жрецов.
Пню дали имя Перун и подчинили ему солнце, гром и все остальные божества.
Некоторые из славянских племен жили в городах и управлялись князьями.
Князья же неизвестно кем управлялись, и хотя некоторые историки уверяют, что они управлялись вечем, но им никто еще до сих нор не поверил.
Происхождение Русского государства
Племя Русь в первый раз появилось в России в 862 году. Откуда оно появилось – никому не было известно.
Все в этом племени были беспаспортные и на расспросы летописцев давали уклончивые ответы.
– Мы происходим от Адама! – говорили одни.
Летописцы накидывались на свои пергаменты, чтобы записать эти слова. Но тут подходили другие из племени Русь и не без лукавства замечали:
– Вас обманули, господа летописцы. Мы происходим от Евы.
И бедные летописцы тщетно ломали головы, стараясь угадать, какой из этих двух разноречивых ответов можно считать верным.
Жили тогда славяне, следуя строго обычаям предков – в вечной ссоре и беспрерывной драке между собой.
Синяк под глазом или вывороченная скула, как у нынешних боксеров, считались почетными знаками и лучшим доказательством мужской красоты и отваги.
Несмотря, однако, на отчаянную отвагу, славяне всем платили дань, не желая, по-видимому, отступать от преданий седой старины.
Северные славяне платили дань варягам. Южные – хазарам. Восточные – половцам. Западные – немцам. Юго-восточные славяне платили и хазарам и половцам. Северо-восточные платили и немцам, и варягам.
Иногда северные славяне тайком от южных славян приносили дань хазарам; когда это обнаруживалось, южные славяне в долгу не оставались, и, выбрав ночку потемнее, отправлялись тайком от неверных славян к варягам и приносили им дань.
На этой почве у южных и северных славян весьма часто возникали войны, которые в большинстве случаев кончались вничью.
Южные славяне возвращались к себе на юг, сообщая всем по дороге:
Здорово мы отколотили северных славян. Больше не сунутся с данью к нашим хазарам.
Северные же славяне всем по дороге рассказывали:
– Ну, и отдубасили мы южных славян! Будут знать, как платить дань нашим варягам.
В конце концов славяне всех стран света так перессорились между собой, что вмешательство иностранных держав стало необходимым.
Славяне не стали ждать, пока чужеземцы придут в их страну, и сами позвали их к себе.
– Так-то почетнее будет! – сказали умные славяне. И отправили к чужеземцам послов.
Призвание варягов
Летописцы на основании не дошедших до нас рукописей так рассказывают о призвании варягов.
Славянские послы обулись в праздничные портянки и самые модные для того времени лапти.
Брюк в то время еще не носили; даже князья, управляя своими народами, оставались без брюк при исполнении своих княжеских обязанностей.
На плечи послы накинули по звериной шкуре. Взяли по котомке с хлебом и отправились к варягам.
Пришедши к варягам, послы потихоньку заглянули в шпаргалки, которые на всякий случай носили в кармане, и выпалили из Иловайского: "Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".
За знание истории варяги поставили послам пять, но потом приступили к деловому разговору.
– Зачем вам порядок? – спросили варяги.
Послы переглянулись и почесали затылки. Видно было, что к такому вопросу они совершенно не были подготовлены.
– Да как же без порядка! – стали они мямлить. – Нужен порядок…
– Зачем же нужен?
– Для порядка, значит, нужен. Сами знаете, без порядка какой же порядок?
Варяги засмеялись.
– Ну, хорошо, – сказали они. – Порядок нужен для порядка. А земля ваша действительно велика?
Послы оживились.
– Велика? Ишь ты, чего захотели! Это только так для красного словца говорится. Куренка, к примеру сказать, и того выпускать некуда. Сейчас его либо половчанин схватит, либо хазарин унесет, либо к вашей милости на сковороду попадет. Совсем безземельные…
– А земля ваша действительно обильна?
– Обильна ссорами.
Заметив, что слова эти произвели на варягов нехорошее впечатление, послы бросились в ноги и завопили:
– Ваши благородия! Не оставьте нас, сирот. Вы наши отцы, мы ваши дети. Приходите учить нас уму-разуму.
После небольшого колебания варяги согласились принять власть над славянами.
Три брата Рюрик, Синеус и Трувор с дружинами пошли к славянам. Рюрика приняли с удовольствием.
– Хоть и не Рюрикович, – говорили про него послы, – но его потомки будут Рюриковичами.
Синеуса приняли благосклонно.
– Усы выкрасим, – решили послы, – и он сделается черноусым.
Но насчет Трувора возникли трения.
– Пойдут от него Труворовичи! – говорили послы, – а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю самым лучшим манером.
Но варяги шутить не любили, и пришлось уступить. От Труворовичей и пошли на Руси интенданты, приказные и хожалые и всякого рода воры и взяточники.
Олег
Самым популярным из первых князей, попавших в историю, сделался Олег, впоследствии князь киевский.
О взятии этим князем Киева летописец Нестор со слов очевидца Иловайского рассказывает следующее.
Однажды Олег подплыл к Киеву со своей дружиной и спросил:
– Кто над вами княжит?
– Вот эти! – ответили равнодушно киевляне, указав на Аскольда и Дира.
– Вы княжите? – обратился к последним Олег.
Аскольд и Дир поняли, что отпираться уже поздно, и ответили:
– Так точно, мы!
– Ваши документы!
Аскольд и Дир побледнели, но быстро оправились и в свою очередь спросили:
– А у вас, г. Олег, документы есть?
– Есть. Вот мой документ.
При этих словах Олег поднял над головой своей малолетнего Игоря, сына Рюрика.
Аскольд и Дир хотели сказать Олегу, что в Киеве мальчик не только документом на княженье, но и простым метрическим свидетельством служить не может.
Но прежде, чем они успели открыть рот, Олег приказал убить их и похоронить на Аскольдовой могиле.
После этого Олег любезно осведомился у киевлян:
– Кому платите дань?
– Прежде платили хазарам…
– А теперь мне будете платить.
Киевляне почесали затылки и робко сказали:
– Но хазары могут прийти и побить нас.
Олег рассмеялся.
– Эка важность, что побьют. Что у вас, первый раз? Побьют и устанут, а потом уйдут.
Киевляне увидели, что князь рассуждает логично, и решили:
– Будем платить ему дань.
Киев так понравился Олегу, что в порыве восторга он приказал ему:
– Будь матерью городов русских.
Сказав эти слова, Олег поселился в Киеве.
Киев же, несмотря на свою явную принадлежность к мужскому роду, не посмел ослушаться грозного князя и стал матерью.
Вскоре Олег покорил много народов, своих и чужих. Однажды он подплыл на своих ладьях к самому Царьграду и, улучив удобную минуту, прибил свой щит к воротам города.
Греки на следующий день долго ломали головы, не зная, кто мог это сделать и зачем? Наконец они догадались:
– Должно быть, у этого доброго человека были два щита, и один из них он тайно принес нам в дар.
И они решили остаться со щитом.
И еще много блестящих войн вел Олег, и еще много земель он завоевал.
Вообще этот воинственный князь не признавал чужой собственности и вещи своих соседей считал своими, за что и был назван Вещим.
О смерти Олега существует прекрасная легенда.
Один кудесник предсказал, что князь умрет от своего любимого коня.
Олег велел по-прежнему кормить коня, но больше на него не садился. По возвращении из похода князь спросил:
– А где мой любимый конь?
Шталмейстеры смутились и ответили:
– И… издох!
Смущение показалось подозрительным Олегу.
– Хочу видеть его кости! – лукаво усмехнувшись, сказал князь. – Шкуру я его видел… на другом коне.
Шталмейстеры повели Олега на какой-то курган, с которого его принесли обратно мертвым. Последнее слово князя было "Змея".
Из этого историки делают заключение, что Олег умер от укуса змеи.
Но опытные чиновники и киевские интенданты только улыбались наивности историков и объясняют инцидент с конем несколько иначе…