Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона - Дмитрий Калюжный страница 13.

Шрифт
Фон

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Европейская миниатюра "Святой Лука", VIII век. Линия № 2

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Статуя женщины из Тумулоса. Этрурия, VII век. Линия № 2

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Фреска "Музыкант" из дворца в Пилосе, XIII век до н. э. Линия № 4

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Фрагмент статуи древнегреческой девушки "Кора 679", VI век до н. э.

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Фрагмент европейской скульптуры "Дева мудрая", XIII век

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Голова Гериона из Афин, VI век до н. э.

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Голова Давида с портала св. Анны собора Парижской Богоматери, XII век

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Александр Македонский, Греция, IV век до н. э.

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Фрагмент статуи Иисуса Христа, Рим, III век н. э.

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Фрагмент статуи Богоматери, Италия, XIV век

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Царица Нефертити, Египет, XIV век до н. э.

Дмитрий Калюжный, Сергей Валянский - Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Голова неизвестного юноши, Нигерия, XIII–XIV века

Попутно удалось объяснить многие удивительные явления древности, например аттикизм.

"АТТИКИЗМ, литературное направление в древнегреческой и отчасти в древнеримской риторике. Развилось во 2 в. до н. э. как реакция на азианизм, культивировало "подражание классикам" – соблюдение языковых норм аттических прозаиков 5 в. до н. э., простоту и строгость стиля. В области стиля аттикизм уступил азианизму, но в области языка одержал верх: имитация языка аттической прозы многовековой давности осталась идеалом всего позднеантичного греческого красноречия" (из Литературного энциклопедического словаря).

Что означает этот самый аттикизм? А означает он лишь одно: в XVI веке хронологи датировали латинскую часть культуры Ромейской (Византийской) империи некоего периода II–I веками до н. э., а греческую часть той же культуры того же периода – V–IV веками до н. э. Так в истории образовался "зигзаг": греческая культура, пройдя свой путь от V до II века до н. э., уткнулась сама в себя, но уже в изображении римлян. Объяснить, с какой стати развившаяся культура вернулась к своим истокам, и даже стала имитировать язык "аттической прозы многовековой давности", совершенно невозможно с точки зрения здравого смысла.

У Жабинского аттикизм легко обнаруживается при сравнении стандартной "греческой" синусоиды с ее "римской" волной.

Вообще результаты, полученные этим автором при анализе скалигеровской хронологии, просто потрясающие. Но, к сожалению, выводы, сделанные им, не во всем хороши; оказалось, что детерминистский стиль мышления, требующий определенности и установления взаимосвязи между явлениями, присущ как сторонникам традиционной истории, так и ее критикам. А вывод, сделанный Жабинским, таков: если синусоиду сложить, как гармошку, получится цельная, объемная история. Но почему?

ДАНО: неверная хронология.

РЕШЕНИЕ: сложить ее "гармошкой".

ВЫВОД: получилась верная хронология.

Этот вывод, конечно, может быть правильным, но только в том случае, если история и хронология от IX до XVII века, которую Жабинский называет "реальной историей", полностью достоверна и ее отражения на разных "траках" синусоиды – тоже. Придется согласиться с тем, что Скалигеру была известна достоверная история, по крайней мере, восьми последних перед ним столетий, что он правильно ее хронологизировал. А вот как раз это никем не доказано. Даже наоборот, сам же А. М. Жабинский показал оккультные числа, которыми оперировал этот мастер: 333 и 360.

Коротко говоря, хронологический срез, сделанный А. М. Жабинским, верен, а его интерпретация – нет: из набора неверно выстроенных дат нельзя получить другого набора, чтобы в нем все даты каким-то чудом выстроились верно. Синусоида может оказаться верной, но лишь в приложении к истории Европы, и то не во всем.

Но между тем своим прекрасно выполненным анализом стилей искусства А. М. Жабинский открыл новый метод построения хронологии, да к тому же хорошо изложил материал; получилась интересная книга. Причем он сам сразу заметил, что кривые линии его синусоиды выглядят, простите за каламбур, слишком прямыми, а ведь нелинейный процесс истории непременно подвергается шумам и однозначной прямой быть не может.

Затем – Жабинский забывает о географическом факторе.

Если в Нигерии, Греции, Германии и Италии найдены произведения искусства, стилистически относящиеся к одной эпохе, это еще не значит, что они сделаны в одно и то же время. Пример из истории ХХ века: никто ведь не будет утверждать, что цветные кинофильмы в США, СССР и Китае начали снимать одновременно.

Мы в одной из своих книг были вынуждены пользоваться модифицированной синусоидой, поскольку прямолинейных совпадений событий на самом деле не очень много. Причина именно в том, что автор принял к разбору хронологическую систему Скалигера, считая, что хоть в какой-то части она верна, да к тому же рассматривал ее только с одной точки зрения – стилей искусства. Но уже в следующей книге, написанной нами вместе с А. М. Жабинским и посвященной истории литературы, показаны неверно датированные произведения европейских писателей XII–XIV веков.

А также в "Другой истории литературы" есть прямые указания, что проблема не так проста:

"Человечество как-то жило и до линии № 1, то есть до IX века. Поэтому надо суметь не только сложить из мнимых историй реальную "объемную историю", но и вычленить события, датировку которых традиционная история выполнила правильно.

…В период, когда единственным алфавитным письмом было так называемое древнееврейское письмо, возникло впервые государственное образование, развившееся со временем в Византийскую (Ромейскую) империю. Точную дату здесь указать нельзя, но она, конечно, должна находиться много ниже линии № 1 нашей синусоиды; предположительно это III–IV века н. э. стандартного летоисчисления".

Без сомнений, работы Фоменко и Жабинского имеют огромное значение для развития истории как науки. Несмотря на все недочеты, относиться к ним с пренебрежением нельзя. Да, эти авторы опирались на Скалигера, но ведь иной точки опоры у них и не было. Это теперь мы можем рассуждать об излишней формализации исторического процесса в работах Фоменко или о несовпадениях в синусоидах Жабинского. Но без их работ мы не смогли бы сделать принципиального вывода о многомерности истории.

Наука развивается преемственно, и надо обмениваться результатами, чтобы двигаться к новым выводам.

Скалигера, кстати, тоже нельзя скидывать с "парохода современности", а надо изучать его методику, чтобы понять, как получилась наша традиционная хронология.

В одной из своих давних статей мы писали:

"Словом История называется, во-первых, естественный процесс развития человеческих сообществ на планете Земля, их реальная эволюция во всех ее проявлениях. Во-вторых, История – это описания той самой эволюции, которые выполняют участники событий, очевидцы или вообще посторонние люди. Наконец, в-третьих, История – это официально принятая версия хода событий, канон, обеспечивающий единообразие мыслей у подданных и который следует затверживать наизусть, не обсуждая: таковы школьные учебники и жития святых".

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке