Здесь встает очень важный вопрос: а собирались ли войска русов брать Константинополь штурмом? Они с легкостью могли это сделать сразу по прибытию под стены столицы Византийской империи, поскольку защищать город было некому. Однако они этого не сделали. Может быть, в намерение вождей нападавших вовсе не входило брать город, а лишь напутать его жителей и тем скорей склонить к переговорам и получить отступные? Может быть, ждали появления самого императора, чтобы начать переговоры? Почему они сняли осаду? Ведь даже если произошло чудо - оно влечет за собой реальные поступки людей. Тем более что чудо, пресловутая буря, известная лишь по более поздним источникам, а не по данным свидетелей событий, произошло позднее.
Вывод напрашивается лишь один - русы не собирались брать штурмом Константинополь, а, наведя ужас на его жителей, готовились к переговорам с императором Михаилом, который, узнав о нападении, спешно вернулся в свою столицу, с трудом переправившись через Босфор.
Сам патриарх Фотий ничего не пишет о последующем чуде - о нем сообщают гораздо более поздние источники, в частности, семейство хроник Симеона Логофета (середина X в.) "Василевс же, прибыв, едва смог переправиться. И отправились они с патриархом Фотием во Влахернский храм Божьей Матери и там призывали к милости и состраданию Божество. Затем, вынеся с пением гимнов святой омофорий Богородицы, они окунули его краем в море; и хотя стоял штиль, сразу же начались порывы ветров, и на спокойном море волны стали громоздиться друг на друга, и суда безбожных росов были разбиты, так что лишь немногие избежали опасности".
Кстати сказать, сам патриарх Фотий ничего не говорит о прибытии императора, как и о самом чуде (имеется в виду поднявшаяся буря). Он лишь свидетельствует о снятии русами осады. Поэтому известие о подобном чуде мы не будем считать достоверным. Важно, что после описываемых событий русы прислали посольство с просьбой о заключении договора и принятии крещения.
В итоге мы можем сделать следующие выводы:
1. До 860 г. русы уже имели дипломатические и торговые контакты с Византией.
2. Русы были хорошо знакомы с христианством и, возможно, среди них уже были христиане.
3. Византийская империя была в этот период ослаблена боевыми действиями с Арабским халифатом, которые были давними партнерами русов по международной торговле и были заинтересованы в нападении последних на беззащитный Константинополь.
4. Действия арабской армии и флота русов, скорее всего, были согласованы и, вероятно, арабы оповестили русов о том, что в Константинополе нет войск.
5. Основной причиной похода на столицу Византийской империи было не получение военной добычи, а с помощью демонстрации своей силы добиться заключения выгодного для себя торгового и политического договора. Именно поэтому русы лишь разграбили Принцевы острова и пригороды Константинополя и не предприняли никакой попытки взять штурмом беззащитный город.
6. Русы проявили готовность к принятию христианства.
ГЛАВА II.
РУСЫ И РУССКИЙ КАГАНАТ
1. Откуда пришли русы?
Теперь встает вопрос: где жили сами русы и какие земли находились у них в подчинении? Какие племена Северо-Восточной Европы участвовали в походе 860 года? Где находился сам Русский каганат?
Эти же вопросы задает и свидетель данных событий патриарх Фотий в первой гомилии "На нашествие росов": "Откуда обрушилась на нас эта страшная гроза гиперборейская? Что за сгустившиеся тучи горестей, каких осуждений суровые скрежетания исторгли на нас эту невыносимую молнию? Откуда низвергся этот нахлынувший сплошной варварский град…" Понятно, что эти вопросы - откуда пришел враг и какими он располагает возможностями, волновал всех византийцев.
Патриарх Фотий сокрушается, что: "коварный набег варваров не дал молве времени сообщить о нем, чтобы были обдуманы какие-нибудь меры безопасности, но сама явь бежала вместе с вестью - и это в то время, как нападали оттуда, откуда мы отделены столькими землями и племенными владениями, судоходными реками и морями без пристаней". Кузенков интерпретирует эту фразу следующим образом, считая, что "Фотий неплохо осведомлен о тех областях, откуда появились нападавшие. Упомянутые "племенные владения (этнархии)" и "судоходные реки", отделяющие их от Византии, целесообразно сопоставить с сообщением "Вертинских анналов" о неких враждебных народах (видимо венграх), перекрывших в 838 г. путь послам-росам из Константинополя к своему "хакану". Все это указывает скорее на Восточно-Европейскую равнину, чем на приморские области в районе Тавриды или Тмуторокани". Но ведь учитывая достаточно широкую область расселения восточнославянских племен - место, где собрался флот русов и откуда они нанесли удар, может быть локализовано в разных местах. Как раз территория Русского каганата, как это будет ясно из дальнейшего, "отделена столькими землями (хазарами, аланами и венграми. - С.Ц.), судоходными реками (Доном, Волгой и Кубанью.
- С. Ц.) и морями без пристаней (Азовское море, Каспий и северо- восточное побережье Черного моря. - С. Ц.)".
Фотий говорит о русах, что это "скифский народ, жестокий и варварский, выползя из самых предвратий города, будто дикий зверь объел окрестности его". Речь идет о том, что русы ограбили окрестности Константинополя. Во второй гомилии на нашествие росов, Фотий говорит о нападении, что "вовсе не похоже оно на другие набегы варваров", что оно было слишком неожиданным и невероятно стремительным. Здесь же патриарх Фотий дает характеристику русам: "Народ незаметный, не бравшийся в расчет, народ, причисляемый к рабам, безвестный - но получивший имя от похода на нас, неприметный - но ставший значительным, низменный и беспомощный - но взошедший на вершину блеска и богатства; народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий, имеющий дерзость (в качестве) оружия, беспечный, неуправляемый, без военачальника, такою толпой, столь стремительно нахлынул, будто морская волна, на наши пределы…" В этом отрывке есть очень важный пассаж - что свое имя русы получили "от похода на нас", а это согласуется с известием ПВЛ, на что указывает и Кузенков, а именно на то, что именно со времен Михаила "начася прозывати Русьска земля". Он так же отмечает, что "древнерусская традиция связывает выход Руси на историческую сцену с походом 860 г.". То есть впервые русы были выделены среди других восточнославянских племен, которые всегда именовались просто скифами. Здесь следует задаться вопросом, почему именно после этого похода появилось понятие Русская земля. Вполне очевидно, что русы были главенствующим племенем среди восточных славян, и именно их представители вели последующие переговоры с Византией, а поскольку до этого события империя, которой уже давно были хорошо известны другие славянские племена, видимо, мало что знала о русах, то после похода всех восточных славян так именовала - по главенствующему племени - русами (росами). О главенстве руси над соседними племенами Фотий пишет в знаменитом Окружном послании: "тот самый так называемый (народ) Рос, те самые, кто - поработив (живших) окрест них и оттого чрезмерно возгордившись - подняли руку на саму Ромейскую державу". Из этих текстов еще следует, что в Византии и до этого похода знали о русах, но не придавали этому народу должного значения: "народ незаметный, не бравшийся в расчет", народ, от которого никак не ожидали серьезной угрозы для Византийской империи.
Возможно, что русы совсем недавно подчинили себе соседние славянские племена, и, ощутив свое могущество после этого, решили продемонстрировать свою силу Византийской империи. Поскольку русы были известны византийцам в первую очередь в качестве торговцев, то они могли не придавать серьезного отношения людям, озабоченных лишь своими барышами. Да и прежние их нападения были известны лишь на периферии Византийской империи. О том, что другие славянские племена находились у русов в подчинении и платят им дань, сообщают и многие мусульманские писатели.
Здесь следует обратить внимание на слова Иоанна Зонары, византийского историка и правоведа. Вот что он пишет в "Сокращении историй": "А скифский народ росов, что из числа народов, живущих вокруг Тавра, флотом совершали набеги на области Эвксинского Понта и стал помышлять о нападении на саму Византиду". Он же пишет и о заключении договора с народом росов императором Василием. Иоанн Скилица так же пишет: "росы же - скифский народ, живущий близ северного Тавра, дикий и свирепый".
Не исключено, что более точное обозначение места, откуда пришли русы, связано с тем, что уже с X в. существовало Тьмутараканское княжество, хорошо известное византийцам, но которое вовсе не отделено от империи судоходными реками, о чем писал современник и очевидец событий патриарх Фотий. А скифами и тавроскифами византийцы называли русов постоянно. Другое дело, что напасть на Константинополь, минуя Крым и не делая там стоянки в одном из городов, можно считать большим достижением. Если бы они сделали остановку на этом полуострове, то византийцы наверняка были бы оповещены о грядущей угрозе. Трудно было бы собрать столь значительный флот и воинский контингент в Крыму, чтобы византийцы не обратили на это внимания.