Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
В форме увлекательных бесед показаны не только высоты и бездны европейской философии, но и значительные достижения русской философской школы, уходящей своими корнями в православное мировосприятие. Прослеживаются истоки современного западного антропоцентризма и разрыва с Божественной Истиной.
Данная книга – пример серьёзного и в то же время увлекательного исследования, она может использоваться в качестве компактного пособия по освоению философии для преподавателей, учащихся средних и высших учебных заведений, а также для самообразования.
Для всех, кто хочет научиться серьёзно мыслить, познакомиться с философским наследием Европы и России, а также думает о будущем своей страны.
Содержание:
Предисловие автора 1
Беседа первая - Предмет и метод философии 1
Беседа вторая - Только что родившаяся философия сразу задаёт свой главный вопрос 3
Беседа третья - Учение элеатов о "едином" 4
Беседа четвёртая - Космология Платона 6
Беседа пятая - Антропология и социология Платона 8
Беседа шестая - Космология Аристотеля 9
Беседа седьмая - Политология Аристотеля 11
Беседа восьмая - Материалистическая и прагматическая линия в эллинской философии 13
Беседа девятая - Агония Римской империи и античной цивилизации 15
Беседа десятая - Христианство бросает вызов античной цивилизации 17
Беседа одиннадцатая - Философское содержание христианского учения 18
Беседа двенадцатая - Средневековая европейская философия 20
Беседа тринадцатая - Кризис католицизма и протестантская революция 22
Беседа четырнадцатая - Первые плоды протестантизма 24
Беседа пятнадцатая - Философия начинается с нуля 26
Беседа шестнадцатая - Запоздалый философский цветок католицизма 28
Беседа семнадцатая - Кому Церковь не мать, тому Бог не отец 30
Беседа восемнадцатая - Кант – философ протестантизма 32
Беседа девятнадцатая - Фихте и Шеллинг, каждый по-своему, корректируют Канта 34
Беседа двадцатая - Гегельянство и марксизм 35
Беседа двадцать первая - Пробуждение самостоятельной философской мысли в России 37
Беседа двадцать вторая - Первые научные результаты русской философии 39
Беседа двадцать третья - Дальнейшее развитие историософии славянофилов 40
Беседа двадцать четвёртая - Владимир Соловьёв-философ православия 41
Беседа двадцать пятая - Помогла ли европейская философия приблизиться к истине? 43
Виктор Тростников
Вера и разум. Европейская философия и её вклад в познание истины
Предисловие автора
Предлагаемые двадцать пять бесед о европейской философии представляют собой краткое изложение двухсеместрового курса, читавшегося на разных факультетах Российского Православного института имени Иоанна Богослова на протяжении пятнадцати лет. Приступив к преподаванию, я сразу столкнулся со стандартной для перестроечного времени трудностью: вся предыдущая методика, равно как и все имеющиеся учебники и учебные пособия, в один момент сделались непригодными для использования, так как основывались на марксистской идеологии, теперь отменённой. Посоветовавшись со специалистами из Института философии РАН, я принял решение читать просто курс истории европейской философии, давая её критическую оценку с позиции православного миропонимания: начать с древних греков и закончить русской религиозной философией Серебряного века. Естественно, что при отсутствии учебной литературы курс поневоле получился авторским, и я чувствовал себя человеком, который начал учиться плавать непосредственно в тот момент, когда его бросили в воду. Но в этом было и нечто полезное: предоставленный самому себе, я осознавал свою ответственность за построение курса и был вынужден непрерывно работать над его усовершенствованием, учитывая в конце каждого года выявленные в ходе преподавания недочёты и исправляя их в новом учебном году. Огромную помощь в этом оказали мне мои студенты своими вопросами, а зачастую и дельными возражениями. Чтобы эта "обратная связь" была как можно более эффективной, я строил изложение не в форме монолога, а именно в форме бесед. В результате курс явно улучшался, нам удалось_уточнить само понятие "философии" как науки об "отвлечённых началах" (метафизики) и вывести её за пределы "философствования" (вроде того, каким занимались французские просветители XVIII века), а затем постепенно избавиться от гипноза послекантовской "немецкой классической философии". Чем внимательнее мы в неё вглядывались, тем более убеждались в том, что она является в сущности идеологическим инструментом протестантской цивилизации, представленным всему миру как высший образец человеческой мудрости. Эта разрекламированная и непомерно раздутая в литературе вычурная риторика совершенно затмила в умах многих поколений достижения русской философской школы, уходящей своими корнями в православное мировосприятие. А между тем, насколько простая, глубокая и ясная вещь "настоящая философия" – не заказанное напористой и самоуверенной протестантской цивилизацией её теоретическое оправдание, а честное искание Истины – и как нужна такая философия тем русским людям, которые по своей натуре нуждаются в укреплении веры доводами разума.
Вступив в XXI век, мы обнаружили себя в многополярном мире. Это налагает на каждую из существующих сегодня цивилизаций обязанность самоопределиться, осознать свою безусловную ценность. Ибо без уважения к самой себе она не будет уважать других, а без уважения к другим цивилизациям как таким же носителям безусловных ценностей не может быть мирного с ними сосуществования и плодотворного сотрудничества. Поэтому задача самоидентификации русской православной цивилизации в области философской мысли становится требованием не только культурным, но и политическим. В беседах и делается попытка такой самоидентификации.
Данные беседы предлагаются не в качестве готового учебника, а в качестве руководства к действиям по его коллективной разработке. В них содержится лишь сама идея будущего курса философии для нефилософских высших учебных заведений России, который неизбежно должен прийти на смену марксистским курсам.
Текст этой книги формировался не только при участии тех, кто слушал мои лекции. В рукописи его прочитали Михаил Спирин и Олег Козлов, сделавшие ряд ценных замечаний. Но самые веские аргументы в пользу его опубликования нашли мои друзья Дарья и Алексей Ананьевы, которым я выражаю особую благодарность.
Беседа первая
Предмет и метод философии
Слово "философия" в переводе с греческого означает "любовь к мудрости". А что такое мудрость? Это не то, что ум. Человек может иметь острый ум, быстро соображать, успешно решать задачи, требующие интеллектуальных усилий, но, если он не разбирается в жизненных ситуациях, не может дать человеку, испытывающему затруднения, хороший совет и сам совершает неблагоразумные поступки, его никак нельзя назвать мудрецом. Умными и даже очень умными нередко бывают дети – мы называем их вундеркиндами или компьютерными гениями и поражаемся совершенству их мыслительного аппарата, – но мудрости в них так же мало, как в любом ребёнке этого возраста.
Мудрость – это и не багаж знаний, не эрудиция. По телевидению часто показывают различные викторины, конкурсы всезнаек, которые могут сразу ответить на самый хитрый вопрос, например: в каком фильме Антониони впервые играл Ален Делон? Удивляясь человеку, который знает такую чепуху, не видишь в нём ничего такого, что можно назвать мудростью: ведь истинному мудрецу глубоко безразлично, какой лицедей изображал такого-то героя, – у него на уме совсем другое. Его интересуют не частности, а мир в целом, принципы, которые лежат в основе его функционирования. Он размышляет над тем, что есть окружающая нас действительность и как нужно к ней приспосабливаться. А для ответа на эти вопросы он ищет внутреннего смысла внешних явлений, сущности вещей, цели своего существования. Иными словами, мудрость есть понимание и чувствование сущности мироустроения и вытекающее из этого умение в него вписаться. Любовь к такому пониманию и есть философия.
Толстой сказал об этом так:
"Философия, в личном смысле, есть знание, дающее наилучшие возможные ответы на вопросы о значении человеческой жизни и смерти".