Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу За Храмовой стеной. Книга Памяти (сборник) файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Книга стихов "За Храмовой стеной" – это отдельно взятая часть работы души автора в один из очередных критических периодов жизни (2008-2012), в годы невозвратных утрат и безутешных горестей.
По своему содержанию сборник стихов "За Храмовой стеной" – является не только прямым продолжением темы высокого предназначения человека, но и своеобразной данью памяти тех людей, на чью долю такое предназначение выпало. Автор попытался выразить свои впечатления об эпохе через призму духовно-нравственных переживаний своих недавно ушедших из жизни современников, дать онтологическую оценку своему времени в исторической перспективе самой России.
В сборнике стихов "За Храмовой стеной" к прежним мотивам отчуждения и внутренней эмиграции добавляется тотальное одиночество лирического героя, с его особой многовековой, наследственной античной тоской, которая часто проявляется в людях накануне гибели очередной цивилизации. Звуки Земли и звуки Небес вступают в резонанс и создают в чувствительной душе читателя глубокие трансцендентальные переживания.
Книгу предваряет эссе "Слово об ушедших в Вечность", посвященное героям страшной эпохи: родителям-труженикам, учителям нравственности, историкам и теософам (В. Никитину и А. Смирнову); писателям-мыслителям и философам Новейшей истории (А. Зиновьеву и А. Солженицыну).
Содержание:
Анатолий Апостолов - За Храмовой стеной. Книга Памяти 1
Слово об ушедших в вечность 1
1. Нам нет прощения… 1
2. Свидетели иллюзий 2
3. О мыслителях прошлого века (о Зиновьеве и Солженицыне) 3
4. Когда умрет последний русский (А.А. Зиновьев о судьбе русского народа) 5
I. За Храмовой стеной 6
Сретенье 6
Доктрина безсмертных 6
Последние атланты (Откровение от Платона) 7
Мотив разочарования 7
Голос 7
У камина времен 7
Иван Грозный 7
Памяти Варлама Шаламова 8
Банальный вопрос 8
Ббанальный ответ 8
Вопль о спасении 8
Вопль восхождения 8
День последний 8
Bз глубины глубин (На псалом царя Давида) 8
На краю суровой Ойкумены 8
Самая страшная притча 9
Ломоносовский тракт 9
Видение 9
У тихих вод 9
Памяти философа Зиновьева 9
Страсти по Моабиту 9
Кремлевская символика 9
На берегу Ефрата 9
Старуха 9
О юдоли поэта 9
Груз Затеи 10
Репейник 10
Оккупация 10
Теософия 10
За кольцевой дорогой 10
Беседа с белгородскими горняками 10
Письмо из нарыма 10
Рабы иллюзий 10
Я рад за всех! 10
Акростих 10
Ii. Евангелие от Макара 11
Чашка кофе 11
Огонь 11
Младенцев жалко… 11
Новейший Завет 11
Будем жить 12
Оценщики 12
Вариация на электромагнитную тему 13
Благодарной публике 13
Конец 13
Памяти историка Эгидиюса баниониса 14
Дело акмеиста 14
Знак вопроса 14
III. Философия Вечности 14
1. Бим-Бад Макар Михайлович (1945-2010): вечное Колесо 14
2. Никитин Владимир Николаевич (1949-2010): философия Вечности 15
3. Смирнов Алексей Глебович (1937-2009): честный Свидетель лживой эпохи 16
Об авторе 18
Анатолий Апостолов
За Храмовой стеной. Книга Памяти
Светлой памяти моих родителей – Геннадия Ивановича и Марии Ивановны Апостоловых;
и родителей моей жены – Федора Гавриловича и Александры Николаевны Молокановых ,
а также наших бабушек – Феодоры Ивановны Лопатиной и Наталии Ивановны Алферовой,
всем жертвам тотальной системы насилия
посвящается эта книга…
Слово об ушедших в вечность
1. Нам нет прощения…
Где найти источник той силы, которая могла бы одолеть ту черную неодолимую энергию жестокой, бесчеловечной повседневности, стремящуюся с какой-то сатанинской алчностью, как можно быстрей, зарыть нас еще живыми в землю? Нигде и ни у кого, кроме как у очага наших славных предков, у отцов и матерей.
Чем ближе подходишь к последней своей черте, тем больше понимаешь, что ушедшие в Вечность предки продолжают идти впереди тебя по искривленным полям пространства-времени. При этом понимаешь, что огромную роль здесь играет событийно-временной фактор – тебе непременно предстоит одолеть пройденный некогда твоими предками путь и завершить его совершенно неожиданным образом, ибо обстоятельства и причины ухода человека в Вечность многовариантны и непредсказуемы.
Идущие впереди никогда не возвращаются. Это надо признать и с этим нужно смириться. Их уход в иной мир воспринимается многими из нас как военные невозвратные потери и вызывает в наших душах чувство непоправимой вины, как будто это мы, потомки, в первую очередь виноваты в преждевременном уходе своих предков. В основном это так. Идущие впереди нас предки все свои трофеи, добытые в сражениях с безжалостным рациональным миром, оставляют нам. Мы же бездумно пользуемся плодами побед идущих впереди по своему усмотрению, и зачастую бываем при этом крайне эгоистичными, черствыми и неблагодарными…
Ничем не искупить нам вину перед своими предками. Лишь светлая память о них, тихая поминальная молитва и наши зримые дела, посвященные им, смогут в какой-то мере утешить нас, озарить светлой печалью наши души.
Идущие впереди не возвращаются, не повторяются и не воскресают во плоти. Природа не терпит полных повторений, у Творца Вселенной имеется бесконечное множество вариаций и метаморфоз на эту электромагнитную тему. Не будем рабами великих мировых заблуждений, пора перестать жить иллюзиями и самообманом.
Не будем роптать духом и напрасно скорбеть сердцем. Лучше мудро и покорно пойдем вслед за идущими впереди. Пойдем по стопам своих дедов, отцов и матерей, по тернистым путям новейших странных времен, с их острыми, опасными гранями и тончайшими, роковыми нитями, от которых изначально зависит так горячо желанное спокойное состояние души.
Ничем не искупить нам вину перед своими родителями, героически выжившими в нечеловеческих условиях российской действительности, ничем не искупить нам вину перед старшим поколением, перед гражданами несчастной бывшей державы.
Мы плохо относились к своим ветеранам всех войн, еще хуже относились мы к инвалидам этих войн и труда. Ни один народ цивилизованного мира не относится так бездушно и подло к своим предкам, как мы.
Наша вина перед старшими поколениями заключается в том, что мы не смогли в 90-е годы ХХ века вернуть в нашу жизнь здравый смысл, природную совесть и добрые национальные традиции. По большому счету мы обязаны были возвести в ранг национальных героев наших стариков, сумевших достойно пережить все "великие переломы" славянской души в эпоху большевистского ига и прочих социальных, катастрофических "перестроек" и криминальных революций прошлого века.
По большому счету, мы, сыновья и внуки наших стариков, сами отказались от своих национальных ценностей, традиций и верований ради западноевропейской чечевичной похлебки.
Это мы позволили ветеранам войны и тыла усомниться в своих великих победах, ради которых ими была пролита Большая Кровь. Это по нашей вине многие из ветеранов-победителей на пороге смерти задавали себе страшный вопрос: "Неужели все напрасно?" (Виктор Астафьев).