Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Антикварий файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
"Антикварий" (англ. The Antiquary), - готический исторический роман Вальтера Скотта, опубликованный в 1816 году. Книга повествует о судьбе нескольких персонажей, в том числе антиквара - историка-любителя, археолога и коллекционера предметов сомнительной древности. Хотя роман назван в его честь, антиквар не всегда является главным героем, вокруг других персонажей проходят гораздо более значительные события, антиквар лишь является фигурой, объединяющей более важных для сюжета персонажей и более захватывающие происшествия, которые он сопровождает насмешливыми комментариями. "Антиквар" был одним из любимых романов Вальтера Скотта.
Время действия романа "Антикварий" относится к 1793–1794 гг., работу над ним Вальтер Скотт начал в 1815 г. и закончил в 1816-м. Все это время шла война между Англией и Францией. Своим романом Скотт побуждал читателей поразмыслить над сравнительно еще недавними и уже историческими событиями.
Содержание:
От автора 1
ГЛАВА I 3
ГЛАВА II 5
ГЛАВА III 8
ГЛАВА IV 11
ГЛАВА V 14
ГЛАВА VI 17
ГЛАВА VII 21
ГЛАВА VIII 23
ГЛАВА IX 25
ГЛАВА X 27
ГЛАВА XI 29
ГЛАВА XII 32
ГЛАВА XIII 33
ГЛАВА XIV 36
ГЛАВА XV 38
ГЛАВА XVI 41
ГЛАВА XVII 43
ГЛАВА XVIII 46
ГЛАВА XIX 49
ГЛАВА XX 52
ГЛАВА XXI 54
ГЛАВА XXII 58
ГЛАВА XXIII 61
ГЛАВА XXIV 63
ГЛАВА XXV 65
ГЛАВА XXVI 68
ГЛАВА XXVII 70
ГЛАВА XXVIII 72
ГЛАВА XXIX 74
ГЛАВА XXX 75
ГЛАВА XXXI 78
ГЛАВА XXXII 80
ГЛАВА XXXIII 81
ГЛАВА XXXIV 84
ГЛАВА XXXV 86
ГЛАВА XXXVI 89
ГЛАВА XXXVII 91
ГЛАВА XXXVIII 93
ГЛАВА XXXIX 95
ГЛАВА XL 97
ГЛАВА XLI 99
ГЛАВА XLII 102
ГЛАВА XLIII 104
ГЛАВА XLIV 106
ГЛАВА XLV 108
СТАРИНА И СОВРЕМЕННОСТЬ 111
Примечания 111
Вальтер Скотт
Антикварий
Я знал Ансельмо. Умный, осторожный,
Он с мудростью лукавство сочетал.
Бывал он и капризен, как ребенок,
Он быстро мог утешиться игрушкой:
Собраньем сказок с выцветшей гравюрой,
Иль звяканьем заржавленной медали.
Иль старой песенкой, впервые спетой
Над колыбелью короля Пипина.
От автора
Настоящей книгой завершается серия повествований, задуманных с целью описать шотландские нравы трех различных периодов: "Уэверли" охватывает эпоху наших отцов, "Гай Мэннеринг" - время нашей юности, "Антикварий" же относится к последнему десятилетию восемнадцатого века. Я стремился - особенно в двух последних произведениях - искать прообразы главных действующих лиц в той части общества, которая менее всего поддается воздействию всеобщей взаимной полировки, постепенно сглаживающей различия в нравах разных наций. С той же средой я связал и многие сцены, в которых старался изобразить игру страстей более высоких и бурных, потому что люди низших классов меньше привыкли подавлять свои чувства и потому что - в этом я вполне согласен с моим другом Вордсвортом - они редко упускают случай выразить их сочным и чрезвычайно сильным языком. Этим, по моему мнению, отличаются жители сельских местностей моей родины, представители среды, с которой я давно и близко знаком. Античная сила и простота их языка, часто уснащенная восточным красноречием Священного писания в устах наиболее развитых из них, придают пафос их горю и достоинство их негодованию.
Я больше заботился о подробном описании нравов и обычаев, нежели об искусном и сложном развитии сюжета, и могу лишь пожалеть, что не был в силах объединить оба эти требования, предъявляемые к хорошему роману.
Похождения подлого "чародея" могут показаться надуманными и малоправдоподобными. Но мы за последнее время наблюдали гораздо более яркие случаи вреднейшего суеверия, и читатель может не сомневаться, что эта часть повествования основана на действительном происшествии.
Мне остается лишь выразить свою благодарность читателям за исключительно теплый прием, оказанный ими произведениям, в заслугу которым можно поставить разве что верность колорита, и почтительно откланяться, так как едва ли я буду еще иметь возможность обращаться к благосклонности читателей.
К приведенным выше словам автора, предпосланным первому изданию "Антиквария" , в настоящем издании необходимо добавить несколько слов, заимствованных из введения к "Хроникам Кэнонгейта" и касающихся личности Джонатана Олдбока.
Замечу здесь, что, считая обращение к историческим событиям неотъемлемым правом писателя, я ни разу не вторгался в чью-либо частную жизнь. Конечно, черты разных лиц, до сих пор живых и уже умерших, с которыми я когда-либо встречался в обществе, неизбежно попадали под мое перо в таких произведениях, как "Уэверли", и в тех, что за ним последовали. Но я неизменно старался обобщать свои портреты, с тем чтобы они в целом казались плодом фантазии, хотя и сохраняли сходство с подлинными людьми. И тут я должен признать, что мои усилия не всегда увенчивались успехом. Встречаются люди с такой яркой индивидуальностью, что при описании их главной, наиболее характерной черты они сразу же встают перед вами во всем своем неповторимом облике. Так, образ Джонатана Олдбока в "Антикварии" отчасти списан с одного друга моей юности, который познакомил меня с Шекспиром и оказал мне ряд других неоценимых услуг . Мне казалось, что я очень тщательно замаскировал сходство и что этого человека не мог бы узнать никто из его современников. Однако я заблуждался и невольно выдал то, что хотел сохранить в тайне, ибо, как я узнал впоследствии, некий весьма почтенный джентльмен, один из немногих еще оставшихся в живых друзей моего отца и проницательный критик, после выхода в свет моей книги заметил, что он прекрасно знает, кто ее автор, так как узнал в антикварии характерные черты очень близкого друга семьи моего отца.
Мне остается лишь просить читателя не думать, что у моего уважаемого покойного друга была такая же родословная, как у мистера Олдбока, или что события его жизни походили на приключения, приписанные мной вымышленному лицу. В романе нет ни одного эпизода, взятого из действительности, за исключением разве того, что мой друг жил в старинном доме близ процветающего морского порта и что автору довелось быть свидетелем разговора между этим другом и содержательницей почтового дилижанса, разговора, весьма похожего на тот, с которого начинается история антиквария. Добрый, хоть и несколько раздражительный нрав, ученость, остроумие и шутливая веселость, некоторая чудаковатость, присущая старому холостяку, здравость суждений, подкрепляемых подчас своеобразием языка, - вот, по мнению автора, единственные особенности, роднящие детище его воображения с благожелательным и милым старым другом.
Важная роль нищего в нижеследующем повествовании побуждает автора высказать несколько замечаний о людях этого типа, которые в прежнее время часто встречались в Шотландии, но теперь уже почти перевелись.