---------------------------------------------
Ницше Фридрих Вильгельм
Фридрих Ницше
ПРЕДИСЛОВИЕ
1
Я делаю себе маленькое облегчение. Это не просто чистая злоба, если в этом сочинении я хвалю Бизе за счёт Вагнера. Под прикрытием многих шуток я говорю о деле, которым шутить нельзя. Повернуться спиной к Вагнеру было для меня чем-то роковым; снова полюбить что-нибудь после этого победой. Никто, быть может, не сросся в более опасной степени с вагнерианством, никто упорнее не защищался от него, никто не радовался больше, что освободился от него. Длинная история! Угодно, чтобы я сформулировал её одним словом? Если бы я был моралистом, кто знает, как назвал бы я её! Быть может, самопреодолением. Но философ не любит моралистов... он не любит также красивых слов...
Чего требует философ от себя прежде всего и в конце концов? Победить в себе своё время, стать безвременным . С чем, стало быть, приходится ему вести самую упорную борьбу? С тем, в чём именно он является сыном своего времени.
Ладно! Я так же, как и Вагнер, сын этого времени, хочу сказать decadent:
только я понял это, только я защищался от этого. Философ во мне защищался от этого.
Во что я глубже всего погрузился, так это действительно в проблему decadence, у меня были основания для этого. Добро и зло только вариант этой проблемы. Если присмотришься к признакам упадка, то поймёшь также и мораль поймёшь, что скрывается за её священнейшими именами и оценками: оскудевшая жизнь, воля к концу, великая усталость. Мораль отрицает жизнь... Для такой задачи мне была необходима самодисциплина: восстать против всего больного во мне, включая сюда Вагнера, включая сюда Шопенгауэра, включая сюда всю современную человечность . Глубокое отчуждение, охлаждение, отрезвление от всего временного, сообразного с духом времени: и, как высшее желание, око Заратустры, око, озирающее из страшной дали весь факт человек видящее его под собою... Для такой цели какая жертва была бы несоответственной? какое самопреодоление ! какое самоотречение !
Высшее, что я изведал в жизни, было выздоровление. Вагнер принадлежит лишь к числу моих болезней.
Не то чтобы я хотел быть неблагодарным по отношению к этой болезни. Если этим сочинением я поддерживаю положение, что Вагнер вреден, то я хочу ничуть не менее поддержать и другое, кому он, несмотря на это, необходим философу. В других случаях, пожалуй, и можно обойтись без Вагнера: но философ не волен не нуждаться в нём. Он должен быть нечистой совестью своего времени, для этого он должен наилучшим образом знать его. Но где же найдёт он для лабиринта современной души более посвящённого проводника, более красноречивого знатока душ, чем Вагнер? В лице Вагнера современность говорит своим интимнейшим языком: она не скрывает ни своего добра, ни своего зла, она потеряла всякий стыд перед собою. И обратно: мы почти подведём итог ценности современного, если ясно поймём добро и зло у Вагнера. Я вполне понимаю, если нынче музыкант говорит: я ненавижу Вагнера, но не выношу более никакой другой музыки . Но я понял бы также и философа, который объявил бы: Вагнер резюмирует современность. Ничего не поделаешь, надо сначала быть вагнерианцем...
-----------------------------------------------------------------------
ТУРИНСКОЕ ПИСЬМО В МАЕ 1888
Ridendo dicere severum...
1
Я слышал вчера поверите ли в двадцатый раз шедевр Бизе. Я снова вытерпел до конца с кротким благоговением, я снова не убежал. Эта победа над моим нетерпением поражает меня. Как совершенствует такое творение! Становишься сам при этом шедевром .