Мальчик, ставший в три года великим князем всея Руси Иоанном IV, превратился в зверя. Не выдержав произвола и террора, его приближенные вступили в сговор - и на троне очутился двойник, бывший холоп. Молодому государю-самозванцу поневоле приходится думать о великих делах, чтобы стать достойным своего титула.
А тот, первый, жив, и он мечтает о мести…
Содержание:
Пролог - КОГДА ЗА УЧЕБУ БЕРЕТСЯ СУДЬБА 1
Глава 1 - НОВАЯ МЕТЛА 2
Глава 2 - ВТОРАЯ НЕУДАЧА 4
Глава 3 - ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА 7
Глава 4 - СТОГЛАВ 9
Глава 5 - ПЕРЕМИРИЕ, НО НЕ МИР 12
Глава 6 - ВРЕМЯ ПРИШЛО 15
Глава 7 - ПРОКЛЯТЫЙ ГОРОД 17
Глава 8 - КРЫМСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ 22
Глава 9 - ОСАДА 26
Глава 10 - ШТУРМ 29
Глава 11 - МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ 32
Глава 12 - ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРИУМФ 33
Глава 13 - МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ 36
Глава 14 - ПРИСЯГА 37
Глава 15 - ВЕДЬМА 41
Глава 16 - "ТАЙНА" ИСПОВЕДИ 44
Глава 17 - ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ 47
Глава 18 - СМЕРТЬ ПЕРВЕНЦА 48
Глава 19 - ЦАРСКИЕ ПРОКЛЯТЬЯ 50
Глава 20 - ЗАРЕВО КОСТРОВ 53
Глава 21 - ВЕСЕЛИЕ РУСИ ЕСТЬ ПИТИ 57
Глава 22 - СУД ИЛИ СУДИЛИЩЕ? 59
Глава 23 - ПРИГОВОР 61
Глава 24 - ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ 63
Глава 25 - ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ 65
Глава 26 - ВЫБОР ПУТИ 67
Глава 27 - ЛИВОНИЯ 69
Вместо эпилога - ПОСЛЕДНИЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ 71
Примечания 71
Валерий Елманов
ПОДМЕНЫШ
Обращаюсь к труду моему. Не дозволяя себе никакого изобретения, я искал выражений в уме своем… искал духа и жизни в тлеющих хартиях; желал преданное нам веками соединить в систему, ясную стройным сближением частей.
(Н. М. Карамзин. История государства Российского)
Пролог
КОГДА ЗА УЧЕБУ БЕРЕТСЯ СУДЬБА
Схожие лицом и фигурой, как и положено братьям-близнецам, Иван и сменивший его на царском троне Третьяк, если присмотреться, во многом напоминали друг друга и по характеру. Оба - решительные, порою до безрассудного упрямства, оба - умные и целеустремленные. Много чего можно было бы найти схожего, хотя и отличий немало. Но тут уж не вина одного и не заслуга другого, а, скорее, обстоятельства судьбы.
Один, с малых лет привыкнув не верить окружающим лицемерам, слушал только самого себя, другой предпочитал вначале внимать доводам советников, не разучившись доверять людям и приученный к тому даже не столько думным дьяком Карповым и старцем Артемием, а всей жизнью. В Калиновке, где он жил, Третьяку дурных советов не давали и были они не приукрашены лестью, не таили в себе тайной корысти для самого советчика. Потому он и относился к ним совершенно иначе.
Да и во всем остальном точно так же. То гнусное, что таилось в природе обоих, в подлой придворной обстановке кремлевских палат, смердевших от зловония боярских интриг, не преминуло взойти и в самом Иоанне, распустившись буйным цветом, включая самое главное - желание слушать только самого себя и неумение подчиняться кому бы то ни было. И тут речь идет даже не столько о людях, сколько о возникающих ситуациях, к которым надо приноравливаться, об обстоятельствах, меняющихся порою круче, чем вольный ветер, да и о прочем.
Они оба учились в этой жизни, цепким смышленым умом постигая ее сложности и хитросплетения, вот только, как ни парадоксально это будет звучать, судьба была более милостива по отношению к Третьяку, а Ивану она давала слишком сложные уроки. Разумеется, выводы можно было сделать и из них, но только с частицей "не" - каких советников близ себя не держать, как не надо себя вести, как не надо поступать, как не надо править. Такая заковыристая учеба пришлась мальчику, а затем и подростку явно не по зубам. К тому же хоть бы раз она показала маленькому Ване противоположное - а как надо . Так ведь нет, таила, подлая, зло ухмыляясь - мол, сам пойми да додумайся.
Потому и вырос из обиженного одинокого мальчишки злобный своенравный юнец, с малых лет видящий вокруг себя сплошную фальшь и притворство. Люди, что окружали его, все свои дела и поступки круто замешивали только на корысти, щедро приправляя их злобой против удачливых соперников за влияние на великого князя.
У Третьяка же получилось наоборот. Сызмальства лишив его роскошных палат и положенных почестей, вкусной даровой еды, для которой не надо вначале как следует потрудиться, чтобы заработать, судьба, подобно могучему порыву ветра, сорвав с детской головы великокняжескую шапку, заодно разогнала отравляющее душу зловоние, царящее в Кремле.
Даже неродная Акулька и та вела себя в жизни гораздо естественнее, чем та же Елена Глинская. Помимо материнской любви, которая вне всякого сомнения тоже была - никто не спорит, маленький Ванятка видел и другое, - мать такая же, как и все прочие. На словах она одна, а вот в поступках - совсем другая. И тут лицемерие, и тут ханжество. А вот внучка повитухи что говорила, то и делала.
Вот и выросли оба, исповедуя совершенно разное. Один требовал: "Я так хочу", не задумываясь о возможных последствиях и не помышляя о том, что радость безудержной скачки по московским улицам может обернуться гибелью зазевавшегося прохожего. Другой твердо знал: "Не заработав - не приобретешь. Коль дали тебе, дай взамен, иначе в другой раз не получишь ничего".
Сверху, с высокого трона, вид открывается более красивый, более величественный. Но кто бы знал, как там одиноко, как зло свистит ледяной ветер, не встречающий преград, как леденит сердце стужа. У Третьяка не было трона, зато не было и одиночества. Приученный к тому, что он не исключение, а один из многих, он и прочих людей оценивал совершенно иначе, а не как его брат-близнец. Ему можно было не бояться, что человек улыбается не ему самому, а той шапке Мономаха, что водружена на его чело.
Юный великий князь хорошо сознавал как раз обратное. Тот, кто тянется к нему, на самом деле протягивает трясущиеся от нетерпения руки к государевым милостям и подачкам. Может, в уме он и не давал себе ясного ответа на этот вопрос, зато сердцем он понимал все хорошо и от этого еще больше презирал свою челядь. Так стоит ли удивляться, что уже в юные лета он оледенел сердцем и очерствел душой? И кто знает, поменяй их судьба местами, не получилось бы то же самое, только наоборот.
Получив все, что только можно, благодаря одному своему рождению и не затратив для этого никаких усилий, Иван беспечно уверился в том, что всякая власть от бога и дает ответ лишь богу. Страна же… А что страна? И она тоже создана для того, чтобы ему было где править, потому как его дело - повелевать, а у всех прочих - повиноваться. Искусству править его тоже никто не учил. Никто даже не заикался о том, что и государь в свою очередь ответственен перед собственной державой.
Нет, нет, разумеется, он не обязан давать ему отчет в своих поступках, и не обязан отчитываться перед тем же народом. Отнюдь. Не встает ведь хозяин дома перед своей буренкой на колени, не винится перед конем, что мало припас овса на зиму. Но в то же время если он рачительный, то обязан следить, чтобы у его скотины было вдоволь сена, чтобы держалась она в студеную зиму в тепле, чтобы не была заморена непосильной работой. Да и доброе слово тоже время от времени сказать не помешает. Ты к корове с лаской, и она тебе лишнюю кружку молока, ты Серко духмяной горбушкой угостишь, кормильцем назвав, и он твою оплошность исправит, вытянет, дрожа всем телом, чрезмерно груженный дровами воз, привезет его к дому, потому как надо . Словом, хороший государь заботится о стране. Он думает в унисон с нею, а не отделяет себя от нее. Тогда и только тогда он может рассчитывать на то, что оставит своему потомству, образно говоря, крепкую избу, здоровый скот, возделанную и ухоженную пашню. Иван хорошим не был.
Впрочем, не следует думать, что несчастной Руси сызнова не повезло, а вот там, в ихних Европах, все совершенно иначе. Как раз напротив, потому что русский царь не был исключением, но являлся именно правилом. Исключением же был, и только благодаря обстоятельствам, Третьяк.