Михаил Голденков представляет первый роман трилогии о войне 1654–1667 годов между Московским княжеством и Речью Посполитой. То был краеугольный камень истории, ее трагичный и славный момент.
То было время противоречий. За кого воевать?
За польского ли короля против шведского?
За шведского ли короля против польского?
Против московского царя или с московским царем против своей же Родины?
Это первый художественный роман русскоязычной литературы о трагичной войне в истории Беларуси, войне 1654–1667 годов. Книга наиболее приближена к реальной истории, ибо не исключает, а напротив, отражает все составляющие в ходе тех драматических событий нашего прошлого. Читатель не только узнает правду о самой неизвестной войне истории, но и окунется в удивительный и ныне уже исчезнувший мир, в котором жили наши соотечественники в XVII веке.
Содержание:
От автора 1
ПРОЛОГ 1
Глава 1 - ПРИЗРАК 2
Глава 2 - ПРЕДСКАЗАНИЕ 5
Глава 3 - СМОЛЕНСК, ИЮНЬ 1654 г. 9
Глава 4 - КМИТИЧ В СМОЛЕНСКОЙ ФОРТЕЦИИ 11
Глава 5 - ЗАБОТЫ ЯНУША РАДЗИВИЛЛА 17
Глава 6 - БУНТ В ГОРОДЕ 19
Глава 7 - ВРАГ У ВОРОТ 22
Глава 8 - БЕССОННЫЕ НОЧИ, БЕЗРАДОСТНЫЕ ДНИ 25
Глава 9 - ЦАРЕВЫ ДУМЫ 31
Глава 10 - ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТУРМ 32
Глава 11 - ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОРШУ 37
Глава 12 - БИТВА НА ОСЛИНКЕ 39
Глава 13 - "ОГНЕННЫЙ ВСАДНИК" 42
Глава 14 - РОДИНА ЖУРАВЛЕЙ 44
Глава 15 - СДАЧА СМОЛЕНСКА 46
Глава 16 - ОСАДА НЕСВИЖСКОГО ЗАМКА 48
Глава 17 - БУЛЬБУС В ОСАДЕ 49
Глава 18 - ГОРОДА ОТБИВАЮТСЯ, ГОРОДА СДАЮТСЯ 51
Глава 19 - В СУГРОБАХ 56
Глава 20 - МОГИЛЕВСКИЙ ТУПИК 59
Глава 21 - "ДЬЯВОЛ" ПОД ДВИНСКОМ 65
Глава 22 - ПОТЕРЯ МЕНСКА 67
Глава 23 - УНИЯ 70
Глава 24 - АЛЕСЯ 72
Глава 25 - "ЛИТОВСКИЙ ВСАДНИК" 76
Примечания 77
Михаил Голденков
Огненный всадник
От автора
То был краеугольный камень белорусской истории, ее самый трагичный и самый славный момент. Момент, когда решалось: быть или не быть народу и его стране. То было время противоречий. За кого воевать? За польского ли короля против шведского? За шведского ли короля против польского? Против московского царя или с московским царем против своей же Родины? Но нашлись рыцари и вытащили страну из этого дьявольского водоворота.
Это первый художественный роман русскоязычной литературы о самой трагичной войне в истории Беларуси, войне 1654–1667 годов. Те, кто читал блистательную книгу польского писателя Г. Сенкевича "Потоп", не могли не заметить, что действие его романа происходит часто на белорусской земле. И герои местные. Да, Сенкевич (и сам белорусских корней) полонизировал белорусских исторических личностей, таких как Януш и Богуслав Радзивиллы, Биллевичи, Кмитич, и украинца Юрия Володыевского. Кого-то из них великий поляк нарисовал предателем, кого-то героем, часто искажая их настоящие имена. Но на то он и художественный роман. Книга "Огненный всадник" наиболее приближена к реальной истории, ибо не исключает, а напротив, отражает белорусскую и украинскую составляющие в ходе тех драматических событий нашего прошлого. Читатель не только узнает правду о самой неизвестной войне истории, но и окунется в удивительный и ныне уже исчезнувший мир Беларуси XVII века.
ПРОЛОГ
"Когда же окончится тысяча лет,
Сатана будет освобожден из темницы своей
И выйдет обольщать народы,
Находящиеся на четырех углах земли,
Гога и Магога, и собирать их на брань…"
(Новый Завет; Откровение)
Солнечным ясным днем 26 июня 1653 года от Рождества Христова на Девичьем поле двадцатичетырехлетний царь Московии Алексей Михайлович производил смотр своего войска. Стройными рядами под развевающимися на ветру знаменами с золотистым двуглавым орлом стояли все четырнадцать стрелецких полков, словно сочный цветущий луг: один полк в кафтанах светло-зеленого сукна, другой - темно-зеленого, третий - брусничного... Вишневые, желтые, голубые, светло-серые… В ярко-зеленых кафтанах и красных сапогах возвышались сотники в высоких, не по погоде соболиных шапках, опираясь гордо на трости. В несколько мешковатых зеленых фуфайках, надетых поверх брони, восседали в седлах изнывающие от жары дворяне в блестящих на июньском солнце начищенных шеломах-шишаках. Царь в сверкающих латах, в островерхом шлеме, известном потомкам как Ерехонская шапка с арабской вязью "Вабашшир альмуминик" - "да обрадуй верующих", словно сказочный богатырь, в пурпурном плаще, с лазоревым щитом с золотой окантовкой и в зеленых перчатках, восседал на белом скакуне. Щегольские усы молодого царя задорно загнуты вверх, легкая окладистая бородка темнела на подбородке. Карие глаза взирали с умилением.
После торжественного смотра Алексей Михайлович велел разрядному дьяку Семену Заборовскому выйти вперед и зачитать от лица государя, то есть от себя, речь стольникам и стряпчим, дворянам и жильцам. В речи, похвалив ратных людей за службу, царь выразил надежду, что, когда потребуется "супротивные воевати", ратные люди выкажут прежнее усердие и "положат души своя за други и за Святую церковь". После этой "скаски" государь, весьма довольный, уехал. Стрельцы крутили бородами и спрашивали друг друга: на что это намекал царь-то? О каких таких "супротивных" он говорил? Ведь вроде как мир в государстве Московском, да и не нападает вроде никто! "Пустые слова", - решили служивые и забыли.
Прошло лето, а за ним и дождливый сентябрь. А 23-го октября, когда все вокруг окрасилось рыжим, золотистым да красным цветом осенней листвы, после молебна в Успенском соборе царь в Кремле так прямо и сказал:
- Повелеваю я идти на недруга своего, Польского и Литовского Короля Яна Казимира за его многие неправды.
Здесь же дьяк Заборовский прочел царский указ о походе, в котором всем ратным людям "быть без мест и никому нынешним разрядом ныне и впредь не считаться". Люди же в царском окружении спрашивали друг друга: "Что за многие неправды короля?" Одни говорили, мол, в Речи Посполитой безбожные поляки православных из Польской Руси живьем на кострах жарят да едят мясо, дабы силою православною подпитаться. Другие говорили, что "неправды короля" - это кровь православных убиенных литвинских детей, которую поляки да литовцы пьют, а женщин беременных крюками за ребра подвешивают да рожать так заставляют…
Войска готовились всю зиму и весну, и не только московские: наняли французскую конницу с ратниками в заломленных лихих широкополых шляпах и лазоревых коротких плащах; венгерскую - в расшитых галунами гусарских кафтанах; татарскую; немецких мушкетеров; купили пушек шведских, мушкетов и пистолетов в Голландии и Швеции… Пришли и британские наемники в медных касках и клетчатых накидках, иные смех вызывали, ибо в юбках, как бабы, расхаживали…
15 марта 1654 года государь на том же Девичьем поле во время рейтарских и солдатских учений уже привечал послов от гетмана Богдана Хмельницкого. Оный гетман в январе после трудной войны с Польшей и чувствительного разгрома на Волыни впервые связал унией русский Киев с Москвой, дав присягу на подданство бывшей метрополии своей же бывшей колонии.
Русинские послы жаловались на Польшу: мол, разрезали при объединении в Речь Посполитую шляхтичи польские единый народ русский на две части! Могилевский философ Томаш Йевлевич даже сочинил стих на эту тему под названием "Лабиринт". Мол, литвины-то остались в своем княжестве при своих законах, армии и шляхте, а вот Волынь, Украния да Галиция батраками в Польшу ушли без прав и вольностей прежних. Но теперь, мол, все по-другому будет. Нет ляхам прощения! Стих тот читали послы царю. Царь соглашался, клялся наказать антихристов, лично подносил послам кубки, был любезен. Еще бы! Хмельницкий отрядил для нового союзника 20-тысячное казачье войско во главе с лихим рубакой Иваном Золотаренко и братом его. Собралась армия - до 315 000 человек!
23-го апреля в Кремле прошло большое торжество по поводу отпуска походом в Брянск князя Трубецкого с 70 000 войска. После патриаршей обедни в Успенском соборе царь при многочисленном собрании знати и служилых людей через патриарха Никона вручил Трубецкому воеводский наказ. По выходе из собора государь пригласил к себе бояр и воевод "хлеба поесть". На обеде "Тишайший" растрогал старика Трубецкого и многих присутствующих до слез задушевными речами и благостными наставлениями. Передавая Трубецкому списки ратных людей, Алексей Михайлович говорил: "Князь Алексей Никитич со товарищи! Заповедую вам: заповеди Божии соблюдайте и дела наши с радостью исправляйте. Творите суд в правду, будьте милостивы, странноприимцы, больных питатели, ко всем любовны, примирительны, а врагов Божиих и наших не щадите, да не будут их ради правые опорочены…"