Емельян . Шалишь, танцуй!
Абрам . Ой, мой боже! Видели дурака? Семейный крах налицо, а он заставляет танцевать! Я не умею танцевать, понятия не имею. Ну, давай уж, давай!
Емельян . Танцуй!
Абрам . Так не умею же я… Ну, черт с тобой! (Неуклюже танцует под хлопанье в ладоши и аккомпанемент Емельяна.) Ну, давай!
Емельян . Танцор из тебя, знаешь, как слон по бутылке. Танцкомик. На.
Абрам . Ух, я уже чувствую – начинаются феодальные штучки! (Не может разорвать от волнения конверт.)
Емельян . Постои, дай мне письмо. У тебя руки дрожат. (Разрывает конверт.)
Абрам (читает) . "Товарищ Абрам! Я долго думала и пришла к заключению, что дальше так продолжаться не может. При создавшихся объективных условиях…" Ну вот, я говорил, что она докопается до объективных условий…
Емельян . И я говорил то же. Помнишь, когда в баню шли…
Абрам (с досадой) . Постой, Емельян, тут не до шуток. (Продолжает читать.) "…при создавшихся объективных условиях наша взаимная семейная жизнь неприемлема. Ты, конечно, понимаешь, о чем я говорю". Крах налицо… (Читает.) "Считаю необходимым сделать из этого организационные выводы…" Ой, травиться, кажется, сейчас будет…
Емельян . Нет, топиться, милый, топиться… (Гладит его по голове.)
Абрам (в бешенстве) . Отстань, Емельян. (Читает.) "Я должна уйти. Собери все свое мужество и не пытайся меня удерживать… Так надо…" Определенная катастрофа!
Емельян . Жуть! Жуть!
Абрам (читает) . "Когда ты будешь читать это письмо, я уже буду, вероятно…" Только чтоб не в крематории, только чтоб не в крематории…
Емельян . Нет, в Москве-реке. Там прохладнее…
Абрам (в бешенстве вскакивает) . Емельян!
Емельян замолкает. Абрам читает дальше.
"Я уже буду в вагоне…"
Емельян (поправляет его) . "В агонии…"
Абрам (со страху поддаваясь) . "…в агонии по дороге…"
Емельян (читает из-за его плеча) . "…в агонии по дороге в деревню…" Нет, это что-то не то.
Абрам (радостно) . "В вагоне по дороге в деревню, куда меня направляет учраспред на работу на основании моего личного заявления. Постарайся меня забыть и книги отдай Соне Огурцовой. С комсомольским приветом. А.Кузнецова". Ай, Тонька! Молодец! А я думал, будет что-нибудь ужасно феодальное. Ха! Без никаких драм! Людмилка, ты слышишь? "С комприветом. Кузнецова"!.. "С комприветом. Кузнецова"!.. (Начинает дикую пляску.)
С левой стороны сцены, за занавесом, слышится плясовая музыка, гитара, топот и резкое пение Васи.
Емельян . Видели, видели? Ишь выкомаривает! А еще плакался, что не имеет понятия танцевать. Ого!
Абрам (пляшет) . Ушла! Ушла! Ушла!
Отдергивается левая половина занавеса и открывает радостно танцующего под гитару Васю.
Явление V
Слева танцует Вася, справа – Абрам. Емельян тихо недоумевает. Вася и Абрам в пляске сближаются на середине авансцены, долго смотрят, подмигивают, танцуя, друг другу.
Вася (поет и танцует) . Ушла, ушла, ушла, ушла!
Абрам (поет и танцует) . Ушла, ушла, ушла, ушла!
Емельян . Болванов видели?
Вася (остановился, смотрит на Абрама) . Ушла! Ха-ха! Ушла…
Абрам (остановился, смотрит на Васю) . Ушла! Факт!
Вася (хохочет, подмигивая) . Ушла…
Абрам (хохочет, подмигивая) . Ушла!
Вася . Стой! Кто ушел?
Емельян . Стой! Кто ушел?
Абрам . А кто ушел?
Емельян . А кто ушел?
Вася . Ясно, кто: Людмилка.
Емельян . Ясно, кто: Людмилка.
Абрам . Что… Людмила ушла?.. Ты с ума сошел? Кузнецова ушла!
Емельян . Ты с ума сошел? Кузнецова ушла!
Вася . Что? Ты с ума сошел? Тонька… ушла? Ты шутишь?
Емельян . Ты шутишь?
Абрам . Стой! (Остолбенел.)
Вася . Стой! (Остолбенел.)
Емельян . Стой не стой, братишки, а дело совершенно простое: обе бабы рванули когти. Ясный факт.
Вася . Стой… Она… совсем… ушла?
Абрам . Совсем ушла.
Емельян . Совсем ушла?
Абрам . Совсем. А что?
Емельян . Совсем. А что?
Вася . Куда?
Емельян . Куда?
Абрам . Уехала работать в деревню. А что?
Емельян . Уехала в деревню. А что?
Вася . В деревню… Как же так? Постой…
Емельян . Как же так? Постой…
Абрам . Стой!.. Людмила… совсем?
Емельян . Совсем?
Вася . Совсем. А что?
Емельян . А что?
Абрам . Куда? Куда? Говори!
Вася . Вообще… Неизвестно… А что?
Абрам (в отчаянии) . Куда же ты смотрел?
Емельян . Куда же ты смотрел?
Вася . Чего там я! Куда ты смотрел? Как ты ее отпустил?
Емельян . Нет, как ты ее отпустил?
Абрам . Нет, куда ты смотрел?
Емельян . Нет, куда ты смотрел?
Вася . Я куда смотрел? Стой! А ты, собственно, здесь при чем?
Емельян . А ты здесь при чем?
Абрам (в запальчивости) . А кто же здесь при чем? Может быть, ты здесь больше при чем?
Емельян . Может быть, он здесь при чем.
Вася . Молчи! До того довел девушку, что она пошла к черту на рога, лишь бы не видеть твоей поганой рожи. Где ж ее? Где ж ее теперь искать?
Емельян . Где же ее искать?
Абрам . Я довел девушку? А ты? А ты что сидел? А ты до чего Людмилу довел? (Передразнивает.) "Котик, поцелуй меня в носик! Котик, скажи "мяу"!"
Вася . А тебе какое дело?
Емельян . А тебе какое дело?
Абрам . А тебе какое дело?
Вася . У! Видеть тебя не могу равнодушно! Хозяйчик паршивый!
Абрам . От ренегата слышу!
Вася . Это кто ренегат? Я ренегат?
Абрам . Ренегат и оппортунист!
Емельян (в восторге) . Я б на твоем месте, Васька, за ренегата обиделся.
Вася . Это кто ренегат? (Наступает, замахивается.)
Емельян . Правильно, ребятки, бейтесь, только музыкальный инструмент не повредите.
Вася . Кто ренегат?
Емельян . Это кто ренегат?
Абрам . Брось гитару! (Отступает за дверь.)
Емельян (глядя в дверь) . Правильно, крой! Хо-хо! Форменный экспромт!
Голос Васи . Кто ренегат?
Грохот падающего велосипеда.
Емельян (в дверь) . Ребятки, это не годится – гитару калечить. Бейтесь по всем правилам, как полагается по роману. Во втором этаже в восемнадцатом номере, у Володьки Синицына трофейные деникинские сабли есть. Крой!
Шум.
Валяй! Чтоб дуэль по всей форме. Не иначе!
Голос Абрама . Брось гитару!
Голос Васи . Кто ренегат?
Голос Абрама . Брось гитару, а то я за себя не ручаюсь. Пусти!
Голос Васи . Стой!
Емельян (в дверь) . Сыпьте за саблями! Хо-хо! Бейтесь, ребятишки!
Шум по коридору смолкает.
Явление VI
Емельян (возвращается, утирая пот, как после тяжелой битвы) . Это называется дотанцевались! Потеха! А мне самому жарко стало. Ну, как теперь бабы отсюда окончательно смылись, можно, слава богу, и переночевать тут. Закуски сколько! (Ложится.) Буду сочинять новую поэму. (Ест, валяется и пишет.) Нужно только создать подходящие условия для работы. (Передвигает всю мебель.) Ну-с, так, начнем заказанное насчет боржома: "Если будем жить боржомом, то мы сразу все заржем". Что-то не выходит…
Явление VII
Входит Флавий. С недоумением оглядывает опустошенную комнату и живописно развалившегося Емельяна.
Флавий . Емельян, ты?
Емельян . Мы… Здорово, Флавий! Есть хочешь?
Флавий . Здорово! Ты чего разоряешься в чужом семейном доме?
Емельян . Да, был семейный дом, только весь вышел.
Флавий (видя разгром) . Что тут происходит?