2. Литературный процесс в России XVIII века
28. На какие годы приходится сатирическое творчество Антиоха Кантемира?
а) 1710-е;
б) 1730-е;
в) 1750 – 1760-е;
г) 1760-е – начало 1790-х;
д) 1790-е.
29. На период правления какого императора (императрицы) падает расцвет литературы классицизма и основная деятельность М.В. Ломоносова?
а) Петра I;
б) Петра III;
в) Анны Иоанновны;
г) елизаветы Петровны;
д) екатерины II.
30. На царствование каких императоров (императриц) приходится основная творческая деятельность А.П. Сумарокова?
а) Петра I – екатерины II;
б) елизаветы Петровны – екатерины II;
в) Анны Иоанновны – елизаветы Петровны;
г) екатерины II – Александра I;
д) елизаветы Петровны – Павла I.
31. На какие годы приходится активная литературно-художественная деятельность Н.М. Карамзина?
а) 1730 – 1750-е;
б) 1740-е – начало 1760-х;
в) конец 1770-х – 1790-е;
г) 1780 – 1790-е;
д) конец 1780-х – начало 1800-х.
32. Творчество какого из перечисленных писателей хронологически охватывает последнюю треть XVIII века и почти два десятилетия ХIХ века?
а) Державина;
б) Радищева;
в) Сумарокова;
г) Карамзина;
д) Фонвизина;
е) Крылова.
33. Только один из перечисленных писателей создавал произведения в 1780-е годы:
а) Ломоносов;
б) Карамзин;
в) Тредиаковский;
г) Майков;
д) Сумароков.
34. Творческий путь этого писателя не захватывает 1770-е годы. Это:
а) В. Тредиаковский;
б) В. Майков;
в) А. Сумароков;
г) Н. Новиков;
д) А. Аблесимов;
е) Д. Фонвизин.
35. В 1804 году этот автор издал собрание своих сочинений в 4 частях под названием "Рассвет полночи, или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браноносных и мирных гениев России...". Это:
а) Г.Р. Державин;
б) И.С. Барков;
в) С.С. Бобров;
г) М.М. Херасков;
д) М.Н. Муравьев;
е) Н.А. Львов.
36. Укажите писателя, чье творчество полностью приходится на XIX век:
а) М.И. Поповский;
б) И.С. Барков;
в) В.А. Левшин;
г) Н.А. Львов;
д) Н.Ф. Павлов;
е) е.И. Костров.
37. Какой из теоретико-литературных трактатов XVIII века вышел в свет в 1735 году?
а) "Эпистола о стихотворстве";
б) "Новый и краткий способ к сложению российских стихов";
в) "Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских";
г) "Письмо о правилах российского стихотворства";
д) "О пользе книг церковных в российском языке".
38. Это произведение писалось в 1781 – 1782 годах:
а) "Недоросль";
б) "Душенька";
в) "Хорев";
г) "Утреннее размышление о Божием величестве";
д) "Письма к Фалалею";
е) "ябеда".
39. В 1782 году было написано произведение:
а) "Бедная Лиза";
б) "Бригадир";
в) "Фелица";
г) "Письмо о пользе Стекла";
д) "езда в остров Любви".
40. Свою "Историю Государства Российского" Н.М. Карамзин создавал в:
а) 1760 – 1770-е;
б) 1780 – 1800-е;
в) 1790 – 1810-е;
г) 1800 – 1820-е;
д) 1810 – 1830-е.
41. Год выхода в свет "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева:
а) 1767;
б) 1779;
в) 1782;
г) 1790;
д) 1796;
е) 1801.
42. В каком году была написана эпистола "О стихотворстве" А.П. Сумарокова?
а) 1735;
б) 1747;
в) 1749;
г) 1752;
д) 1759;
е) 1761.
43. Эти произведения: "О истинном блаженстве", "О воспитании", "На бесстыдную нахальчивость" – были написаны:
а) в конце 1720-х;
б) в конце 1730-х;
в) в 1740-е;
г) в начале 1760-х;
д) в конце 1770-х;
е) в 1790-е.
44. Какое из перечисленных произведений создано раньше всех остальных:
а) "Сиерра-Морена";
б) "Осень во время осады Очакова";
в) "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске";
г) "Душенька";
д) "Корион".
45. Хронологически (т.е. в порядке своего написания) это произведение предшествует всем другим перечисленным произведениям этого же автора:
а) "Ключ";
б) "Бог";
в) "Водопад";
г) "Видение мурзы";
д) "Снигирь";
е) "Шуточное желание".
46. Какое из произведений создано раньше всех остальных:
а) "езда в остров Любви";
б) "Лихоимец";
в) "Всеобщая придворная грамматика";
г) "Слава Российская";
д) "Письмо Харитона Макентина к приятелю";
е) "Слово о пользе Химии".
47. Какое произведение хронологически создано позднее всех остальных:
а) "Семира";
б) "Россиада";
в) "Тилемахида";
г) "Пересмешник, или Славенские сказки";
д) "ябеда".
II. КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА. ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ
48. Укажите, какая из перечисленных ниже задач по преобразованию культуры не характерна для реформ эпохи Петра I.
а) создание новой, секулярной культуры;
б) разрыв с традиционной, древнерусской духовностью;
в) перенесение западноевропейских культурологических схем и моделей развития на русскую почву;
г) усиление роли церкви и православия в государстве;
д) просвещение нации;
е) насаждение идеи единоличной императорской власти и служения государству.
49. "Табель о рангах" Петра I – это:
а) закон, определяющий порядок присвоения чинов в зависимости от срока службы;
б) закон, устанавливающий привилегии государственным служащим в зависимости от чина;
в) закон о делении чиновников всех ведомств на 14 классов;
г) закон, отменяющий какие бы то ни было иерархические отношения на государственной службе;
д) закон, по которому светская и духовная власть сосредоточивалась в руках императора.
50. Какая социально-философская теория XVIII века отразилась в известных стихотворных строках:
<...> от баб рожденных и от дам
Без исключения всем праотец Адам...
Какое барина различье с мужиком?
И тот и тот – земли одушевленный ком.
А если не ясняй ум барский мужикова,
Так я различия не вижу никакого.
а) концепция просвещенной монархии;
б) теория "естественного" равенства людей;
в) идея свободы совести;
г) идея народной антикрепостнической революции;
д) идея социального равенства;
е) теория о нравственном и умственном превосходстве "благороднорожденного" над крепостным крестьянином.
51. С идеями какого французского писателя связана известная по произведениям русских сентименталистов, а позднее и романтиков, идеологическая и образная антитеза: "человек естественный" – "человек цивилизованный"?
а) Дидро;
б) Вольтера;
в) Руссо;
г) Монтескье;
д) Декарта;
е) Монтеня.
52. С помощью какой "теории" председатель уголовной палаты Крестьянкин оправдывает убийц асессора (глава "Зайцово" из "Путешествия из Петербурга в Москву")?
а) теория "естественного равенства" людей;
б) теория "природного права" каждого человека защищать свою жизнь и благосостояние;
в) теория крестьянской революции;
г) идея неизбежности наказания жестокосердных помещиков;
д) конкретная статья из российского уголовного законодательства.
53. Пафос этой филологической работы М.В. Ломоносова – в преодолении разрыва между "старым" и "новым" в русской культуре и языке, в утверждении богатства "славенорусского" литературного языка.
а) "Письмо о правилах российского стихотворства";
б) "Письмо о пользе Стекла";
в) "Риторика";
г) "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке";
д) "Слово о пользе Химии".
54. Первая русская общедоступная печатная газета.
а) "Московские Ведомости";
б) "Ведомости Московского государства";
в) "Полярная Звезда";
г) "Вестник европы";
д) "Санкт-Петербургский Вестник".
55. Музыкальная основа русской комической оперы:
а) музыка из известных западноевропейских опер;
б) русская народная песня;
в) оригинальные сочинения русских композиторов;
г) русская и европейская симфоническая музыка;
д) музыкальная основа русской комической оперы остается неизвестной.
56. Надпись, выбитая на Медном Всаднике, гласит:
а) "Фелице";
б) "Князю А.В. Суворову";
в) "Петру Первому – екатерина Вторая";
г) "Петру Великому от благодарных потомков";
д) "Се – Человек!";
е) "Memento mori!".