Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока паломника файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
В заглавие книги архимандрита Леонида не вынесено слово "Путеводитель", хотя сам он и называет свой труд именно так. Это объясняется тем, что книга уже в момент издания выходила далеко за рамки своего внешне утилитарного назначения. Сегодня "Старый Иерусалим и его окрестности" востребован археологами, литургистами, искусствоведами, историками, всеми интересующимися историей Иерусалима и Святых мест. Созданная как авторский научный продукт книга архимандрита Леонида стала в наши дни самостоятельным источником и прекрасным "Путеводителем" для изучения русского паломничества, истории, культуры, религии, топографии и быта Иерусалима 50-х годов XIX века.
Содержание:
Предисловие 1
Яффа 2
Дорога от Яффы до Рамли 5
Дорога от Рамли до Иерусалима 7
Взгляд на исторические судьбы Святого Града 9
Первые четыре дня в Иерусалиме русских поклонников 11
Ночь в храме Святого Гроба 13
Храм Воскресения Господня и находящиеся внутри его Святые места 16
Общий взгляд на историю храма Воскресения 22
Иерусалим 25
Греческая патриархия в Иерусалиме 28
Православные монастыри внутри Святого Града 31
Религиозные общины в Иерусалиме: армян, коптов, абиссинцев и сириан (яковитов) 34
Латины (католики) 39
Мусульманской квартал в Иерусалиме 42
Протестанты иерусалимские 45
Иерусалимские евреи 47
Страстной путь 49
Гефсимания 52
Гора Елеонская или Масличная 56
Прогулка вокруг городских стен 58
Западные и северные окрестности Иерусалима 63
Вифания 67
Крестный монастырь 69
Горний град Иудов и пустыня Иоаннова 71
Источник Св. Филиппа 73
Вифлеем 74
Вифлеемские Святые места 76
Вифлеем и его окрестности 81
Пустыня Святого Града 85
Поездка в Назарет, на Тивериадское озеро и Фавор 104
Хеврон 107
Заметки о экономических условиях жизни в Иерусалиме (для русских богомольцев) 110
Вместо послесловия 113
Примечания 114
Архимандрит Леонид Кавелин
Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока паломника
Предисловие
Подобно Нестору наших паломников игумену Даниилу, пробывшему в Святом Граде 16 месяцев, Господь привел и мне, чрез 700 с лишком лет после него посетившему Святой Град, пробыть в оном также 16 месяцев (с 1 февраля 1858 по 20 мая 1859 года). В это время я успел познакомиться довольно подробно со всеми Святыми местами, также подобно Даниилу не щадя из того, что имел у себя в руках "добытку", и расточая его всем могущим рассказать мне о Святых местах, как внутри города, так и вне оного находящихся. Подобно же Даниилу, говоря его словами, "приплоди и мне худому Бог обрести в лавре Св. Саввы мужа свята, стара и книжна вельми и тому мужеви святому вложи Бог в сердце любити мя вельми худаго. И той ми указа добре вся места святая во Иерусалиме, и по всей той земли (святой), и сказа ми о них вся, от святых книг испыта добре" .
Три раза сподобил меня Господь в разныя времена года быть на Иордане, два раза в Назарете, около Тивериадского моря и на Фаворе, два раза имел я удовольствие встречать и провожать в Святом Граде Иерусалимского патриарха блаженнейшего Кир Кирилла, что, как известно, составляет великую редкость, ибо некоторые из предшественников его блаженства скончались не видав Святого Гроба. А конец моего пребывания в Святом Граде ознаменовался событием, подобного которому не было в летописях Иерусалима со времени Византийского императора Ираклия: в мае 1859 года посетил Святой Град Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич с благоверною своею супругою и первенцем сыном. Вскоре после его отбытия и я простился с Святым Градом, унося в сердце своем самые неизгладимые воспоминания о Святых местах нашего искупления.
Проживая в Иерусалиме, свободное от церковно-служебных обязанностей время употреблял я частию для беседы о Святых местах с людьми близко знающими оные, частию для посещения сих Святых мест с целию основательного изучения оных; во время же поездок по окрестностям Святого Града и дальним Святым местам, каковы Иордан и Галилея, я старался не столько следовать указанию западных писателей, сколько поверять драгоценные сказания нашего первого паломника, "мниха Даниила" и имел приятный случай убедиться, что эти сказания, как заимствованные из самого вернейшего источника, "сказания мужа свята, ветха деньми и книжна вельми, жившего в Галилее 40 лет и в лавре Св. Саввы 20 лет", вполне согласны с преданиями греческими и во многом опровергают показания латинских писателей, основанные на показаниях францискан и разных "чичероне" из "Казановы", владельцы которой, соперничая постоянно с греками в обладании Святыми местами, успели исказить и затмить многие православные предания о Святых местах, что, к сожалению, отразилось на сочинениях некоторых из наших новейших паломников.
Возвратясь из Иерусалима, я не имел времени тотчас привести в порядок свои "Палестинские записки", большая часть коих была писана урывками во время странствований и притом карандашом, как вдруг совершенно неожиданно для меня получил приглашение составить что-либо вроде путеводителя для русских поклонников Святого Града. Это заставило меня снова обратиться к своим забытым запискам и привести их в порядок преимущественно с вышеупомянутою целью; и хотя им не пришлось упредить появление в свет путеводителя, изданного в 1863 году Н. Б., составленного для русских поклонников "по иностранным гидам", и мои записки спокойно пролежали под спудом до настоящего времени, но так как доселе нет еще в русской литературе путеводителя, удовлетворяющего достаточно требуемым условиям, то можно надеяться, что и мои записки о "Старом Иерусалиме" не покажутся ни слишком старыми, ни излишними для истинно русских людей, для каковых они и предназначены были. Имея в виду, что большинство наших поклонников принадлежит к среднему и низшему сословию, я старался изложить мои "путеводные записки" в такой форме, чтобы они были доступны пониманию этого большинства и удовлетворяли его религиозному вкусу, впрочем не корча простонародного языка. С другой стороны, сохраняя безыскусственную форму записок очевидца всего описываемого, надеюсь, что заключающиеся в них подробности не лишены будут интереса и для всех тех, кто не смотрит равнодушно на так называемый "вопрос о Святых местах", которому не всегда же суждено оставаться в форме вопроса, по сказанному в Писании: "Иерусалим будет предан на попрание языков, дондеже окончатся времена язык". Чтый да разумеет.
Один из красноречивых западных паломников справедливо заметил, что по Святой Земле надобно путешествовать с Библиею в руках и с Евангелием в сердце. Нам видится, что между большинством западных туристов и русских богомольцев именно та разница, что первые точно все почти путешествуют с Библиею в руках, а наши, хотя и без Библии, но с Евангелием в сердце (само собою разумеется, что в том и другом случае бывает не без исключений). К числу различий между теми и другими принадлежит между прочим и то, что на Востоке даже римско-католические монахи путешествуют с оружием в руках , а наши паломники из отставных солдат, не покидая своего военного костюма, не боятся ходить везде с палочкою в руках и обезоруживают смельчаков одною своею кажущеюся беспечностию, основанною в большем числе случаев на той вере, что нет ничего в мире тверже креста и безопаснее Распятого.