Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Мудрость психопатов файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Как бы парадоксально это ни звучало, у психопатов есть чему поучиться!.. Психопаты не знают страха и жалости, они обаятельны, привлекательны и безгранично уверены в себе. Да и вспыльчивы они далеко не всегда. В наше время деление на психопатов и нормальных людей условно, вот почему распознать психопата не так уж просто.
Качества, присущие психопатам, нередко встречаются у лидеров. Отсутствие жалости и готовность манипулировать, завышенная самооценка, неистощимое обаяние и необыкновенный дар убеждения - все это позволяет им делать что угодно и когда угодно, совершенно не заботясь о последствиях и не испытывая ни малейших угрызений совести.
У психопатов, безусловно, есть чему поучиться - их личные качества и интеллект гарантируют успех в жизни.
Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ 1
1. МЯТЕЖ СКОРПИОНА 3
2. НАСТОЯЩИЕ ПСИХОПАТЫ, ВСТАНЬТЕ! 9
3. CARPE NOCTEM 17
4. МУДРОСТЬ ПСИХОПАТОВ 23
5. СДЕЛАЙТЕ МЕНЯ ПСИХОПАТОМ 30
6. СЕМЬ УБИЙСТВЕННЫХ ВЫИГРЫШЕЙ 37
7. СУПЕРЗДРАВОМЫСЛИЕ 42
Благодарности 50
Примечание автора 51
Примечания 51
Кевин Даттон
МУДРОСТЬ ПСИХОПАТОВ
Он в себе
Обрел свое пространство и создать
В себе из Рая - Ад и Рай из Ада
Он может.
Джон Мильтон. Потерянный рай (1667), книга 1, строки 254-255
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мой отец был психопатом. Возможно, несколько странно говорить это сейчас, оглядываясь назад. Но это так. Он был очаровательным, бесстрашным, безжалостным (хотя никогда не впадал в ярость). Совести у него имелось столько же, сколько у холодильника Джеффри Дамера ("Милуокского каннибала"). Мой отец никого не убил. Хотя несомненно совершил несколько убийств.
Правда, хорошо, что гены далеко не все определяют в нашей жизни?
У моего отца было также сверхъестественное умение добиваться именно того, чего он хотел. Зачастую он делал это с помощью случайно оброненных слов. Или одного красноречивого жеста. Люди даже говорили, что он похож на одного вульгарного персонажа популярного сериала "Только дураки и лошади" ("Only Fools and Horses"). На самом деле так и было. Не просто похож на него - он и поступал в точности как тот персонаж (который тоже был рыночным торговцем).
Сериал "Только дураки и лошади" в точности напоминал фильм о семье Даттонов.
Помню, однажды я помогал отцу разобрать кучу ежедневников на рынке в Петти-Коат Лейн, в лондонском Ист-Энде. Тогда мне было десять лет, и я должен был быть в школе. Эти ежедневники являлись объектом коллекционирования. В них было только одиннадцать месяцев.
"Ты не можешь продавать их, - протестовал я. - В них нет января".
"Я знаю, - ответил отец. - Именно поэтому я забыл о твоем дне рождения".
"Уникальная возможность заполучить ежедневник на одиннадцать месяцев… Специальное предложение "Два по цене одного" - вы получаете дополнительный месяц на следующий год бесплатно…"
Мы распродали всю партию.
Я всегда считал, что мой отец был идеальной личностью для современной жизни. Я никогда не видел, чтобы он впадал в панику. Никто не замечал, чтобы он терял хладнокровие или раздражался по поводу чего-либо. А уж поверьте мне, что была масса случаев, когда он мог бы сделать это.
Однажды отец сказал мне: "Говорят, что страх у людей выработался как механизм выживания, защищающий их от хищников. Но, мой мальчик, ты видел много саблезубых тигров, крадущихся по улицам в наше время?"
Он был прав. Я не видел ни одного. Возможно, по ним бродило какое-то количество подлецов. Но все знали, кто это.
Долгое время, пока я рос, я считал эти меткие слова своего отца одной из его шуток торговца. Сказанной сегодня и забытой завтра. Достаточно забавной чушью, которую он нес, чтобы сбыть товар. Но сегодня, через много лет, я понимаю, что на самом деле это была глубокая биологическая истина, изреченная старым мошенником. На самом деле он предвосхитил точку зрения, которой с гордостью придерживаются современные эволюционные психологи. Похоже, что мы, люди, действительно выработали реакцию страха в качестве механизма выживания для защиты от хищников. Например, обезьяны с поражением миндалины (миндалевидная железа - отдел мозга, отвечающий за сортировку эмоций) делают крайне глупые вещи. К примеру, пытаются взять в лапы кобру.
Но через миллионы лет в мире, в котором дикие звери не бродят по улицам, система страха может быть чрезмерно чувствительной - подобно нервному водителю, постоянно нажимающему на педаль тормоза, - и реагировать на опасности, которых на самом деле нет, заставляя нас принимать нелогичные и иррациональные решения.
"В эпоху плейстоцена не существовало такой вещи, как фондовая биржа, - отмечает Джордж Левенштейн, профессор экономики и психологии из Университета Карнеги-Меллон. - Но люди патологически избегают риска. Многие механизмы, лежащие в основе наших эмоций, на самом деле плохо приспособлены к современной жизни".
Я предпочитаю версию моего отца.
Наблюдение, согласно которому современные люди патологически избегают риска, не означает, что это на самом деле так. В действительности можно утверждать, что те из нас, кто клинически негативно относится к риску (например, те, кто страдает от хронической тревожности), просто обладают хорошей вещью в избыточном количестве. Эволюционные биологи убеждены, что во времена наших предков существование индивидов, пребывающих в состоянии повышенной бдительности, могло стать решающим благоприятным фактором в борьбе с хищниками. С этой точки зрения тревожность, несомненно, была серьезным адаптивным преимуществом. Чем чувствительнее вы были к шорохам в траве, тем выше была вероятность того, что вы сохраните жизнь себе, своей семье и членам своей расширенной группы. Даже в наши дни тревожные индивиды лучше остальных обнаруживают присутствие опасности: промелькнувшее гневное лицо в череде лиц со счастливым или нейтральным выражением на компьютерном экране. Тревожные люди выявляют их намного быстрее, чем те, кто не является тревожным, - а это неплохая способность, если вам пришлось оказаться одному на улицах в незнакомом месте. Иногда тревога может оказаться очень полезной.
Конечно, мысль, что психическое расстройство порой может пригодиться и обеспечить выдающиеся и даже невероятные преимущества, а также причинить серьезные страдания, трудно назвать новой. Более 2400 лет назад философ Аристотель писал так: "Не бывает гениальности без примеси безумия". Когда речь заходит об аутизме или шизофрении, в сознании большинства людей эта связь между гениальностью и безумием выражена очень сильно благодаря успеху кинофильмов "Игры разума" и "Человек дождя". В своей книге "Человек, который принял жену за шляпу" ("The Man who mistook his wife for a hat") невролог и психиатр Оливер Сакс описывает свою знаменитую встречу с близнецами. Двадцатишестилетние Джон и Майкл, страдающие глубоким аутизмом, жили в интернате. Когда спички рассыпались по полу, оба они одновременно выкрикнули: "Сто одиннадцать!" Когда Сакс стал собирать спички, он начал считать.
Распространенный стереотип блестящего, но "страдающего" художника также не лишен оснований. Художник Винсент Ван Гог, танцовщик Вацлав Нижинский и отец "теории игр" (о которой мы поговорим позже) Джон Нэш были психотиками. Совпадение? Но не с точки зрения психиатра Сабольча Кери из Университета Земмельвайса в Будапеште, который открыл полиморфизм генов, связанных и с шизофренией, и с творчеством. Кери обнаружил, что люди с двумя копиями определенной однобуквенной вариации ДНК в гене нейрегулин 1 (вариации, которую ранее связывали с психозами, а также плохой памятью и болезненным восприятием критики) склонны демонстрировать более высокие показатели креативности, чем индивиды с одной копией этой вариации или вообще без нее. В среднем те, у кого была одна копия, были более креативными, нежели те, у кого эта вариация вообще отсутствовала.
Даже у депрессии есть свои преимущества. Недавно проведенные исследования показали, что уныние помогает нам думать - и вносит свой вклад в повышение внимательности и способности решать проблемы. Во время своего остроумного эксперимента Джо Форгас, профессор психологии из Университета Нового Южного Уэльса, расставлял разные безделушки - игрушечных солдатиков, пластмассовых животных и миниатюрные машинки - рядом с кассой маленького магазина в Сиднее. Когда покупатели выходили из магазина, Форгас тестировал их память, прося назвать как можно больше предметов из увиденных на кассе. Но в эксперименте была одна хитрость. Если погода была дождливой, Форгас включал в магазине "Реквием". В солнечные дни покупатели наслаждались музыкой Гилберта и Салливана.
Результаты эксперимента не допускали двойного толкования. Покупатели "в плохом настроении" запоминали почти в четыре раза больше безделушек на кассе. Дождь вызывал печаль, а печаль заставляла их быть более внимательными.
Какова мораль этой истории? В хорошую погоду не забывайте проверять сдачу.