– Люди подобны горшкам. Один перевернут вверх дном, сколько ни льешь в него, он не наполняется. Поэтому человек этот закрыт для твоего ответа и не воспринимает его. Другие имеют дыру в донышке. Ты льешь в него, и кажется, что он наполнился, но очень скоро горшок снова становится пустым, Сколько ни льешь в него, он не наполняется – ничего в нем не удерживается. Третьи же, как горшки, заполненные всяким хламом. В них нет дыры, и стоят они правильно, не вверх дном, и вода вливается в него и задерживается. Но из-за хлама вода эта никогда не будет свежей. И ты сейчас – как такой горшок, полный отбросов. Ты очень много знаешь, но не все осознал. Поэтому пока нет смысла отвечать на твой вопрос. Приходи позже.
Плот
Однажды ученики Будды услышали от него такую речь:
– Представьте себе человека, который встретил на своем пути бурный поток. Стоит человек на своем берегу, и берег этот полон опасностей, другой же берег сулит ему благополучие. Поблизости нет никакого моста, ни одной лодки. Тогда человек решает изготовить из тростника плот. Построив плот, он пускается на нем через реку, отчаянно работает руками и с большим трудом преодолевает грозный поток. Оказавшись на безопасном берегу, человек думает о том, как же ему поступить с плотом. Представим теперь, что человек рассуждает так: "Этот плот сослужил мне большую службу, если бы не он, никогда бы я не оказался на безопасном берегу. Возьму-ка я его с собой!" И человек взваливает себе на спину огромный тяжелый плот и несет его за собой. Такое решение является неправильным. Человек должен оставить плот, который помог достичь ему дальнего берега, на этом берегу и продолжить свой путь. Зачем рассказал я вам это, мои ученики? Затем, чтобы вы поняли: мое учение для вас – как этот плот, как средство к освобождению, но это не то, что вы должны постоянно нести за собой. Достигнув берегов Нирваны, оставьте его, не несите за собой.
От чего зависит реальность мира
Некий философ, последователь Нагарджуны, доказывал всем, что мир нереален. Он спорил об этом на каждом шагу, и слухи о философе докатились до царского дворца. Царь велел привести философа к себе и сказал ему:
– Ты и впрямь думаешь, что мир нереален? Прежде чем ответить, подумай хорошенько! Я человек дела, а не слов, и докажу тебе, что мир реален.
– Я думал над этим вопросом долгие годы, и теперь у меня нет сомнений в том, что мир нереален, – ответил философ.
Тогда царь велел привести философа в закрытый двор и запустить туда слона, который отличался большой злобностью. Слон бросился на философа, тот пытался спасаться бегством, и когда слон настиг его, взмолился:
– О мой господин! Спаси меня! Я отказываюсь от своего мнения, теперь я вижу, что мир реален!
Царь велел привести философа к себе и снова задал ему вопрос, реален ли мир.
– Мир нереален, – ответил упрямый философ.
– Ты ведь только что, когда слон хотел убить тебя, утверждал совсем другое! – возмутился царь.
– Слон, злобность слона, человек, которого ты видишь перед собой, человек, который утверждал, что мир реален, – все это нереально.
– А если я снова прикажу привести слона?
– Тогда я снова скажу, что мир реален, – пожал плечами философ.
Волк и олень
Однажды повстречались в лесу олень и волк. Олень стал объяснять волку, что тому уготована плохая карма, ведь он пожирает живых существ. Он же, травоядный олень, ведущий добродетельную жизнь, достигнет вечного блаженства.
Олень не понимал, что вместе с растительной пищей он уничтожает огромное количество мелких живых существ, поэтому не мог раскаиваться в содеянном. После смерти он получил плохое перерождение. Волк же действовал в соответствии с естественной необходимостью, испытывая при этом постоянное раскаяние, поэтому достиг блаженства.
Ядовитая змея
Однажды Будда обнаружил зарытый в земле клад. Это был горшок с огромным количеством драгоценностей. Будда спросил своего ученика Ананду:
– Видишь ли ты эту ядовитую змею?
– Вижу, – ответил Ананда.
Этот разговор услышал проходивший мимо человек. Он решил подойти ближе, чтобы получше разглядеть змею. Увидев клад, он очень удивился – как можно назвать такие сокровища змеей? Человек тайком забрал клад. После этого какое-то время он жил, не зная забот и труда. Но кто-то донес царю, что человек, нашедший на царской земле клад, присвоил драгоценности себе. Царь велел привести к себе человека, нашедшего клад, и стал допрашивать его. Но никакие пытки не заставили виновного признаться в том, что он присвоил себе сокровища. Царь велел казнить беднягу. Уже по дороге к месту казни осужденный вымолвил:
– Теперь я понял слова Будды – это была ядовитая змея.
Кто самый главный
Голова и хвост змеи постоянно спорили между собой, кто из них главный.
– У меня есть глаза, уши, рот, чтобы видеть, слышать и есть. А что есть у тебя? А еще я всегда впереди при движении, поэтому я и главная, – утверждала голова.
– Ты движешься вперед только тогда, когда я тебе позволяю это делать, – сказал хвост и обмотался вокруг дерева.
Голова чуть не умерла от голода и стала умолять хвост отпустить ее, обещая признать его главным. Когда же хвост отцепился от дерева, змея сказала:
– Раз ты главный, иди впереди!
Хвост отправился вперед, и сразу же на пути его встретилась глубокая яма, в которой горел костер. Змея свалилась в яму и сгорела заживо.
Зависть глупца
Однажды некий богатый человек увидел в городе дом в три этажа. И так ему понравился этот дом, так завидно стало ему, что хозяин дома может наблюдать с высоты необозримую даль, что он велел срочно разыскать плотника. Когда плотник пришел к богачу, тот спросил его, сможет ли он построить для него такой же высокий дом, какой он видел в городе. Плотник ответил, что именно он и построил тот дом. Обрадовался богач и велел тут же приступать к работе. Когда же он увидел, что плотник размечает землю, а потом закладывает фундамент, он заволновался.
– Я не понимаю, чем ты сейчас занимаешься? Почему теряешь время?
– Я выполняю твой заказ, строю дом в три этажа, сейчас приступаю к первому этажу, – ответил плотник.
– Не нужен мне твой первый этаж, и второй тоже, – возмутился богач. – Построй мне сразу третий!
– Так не получится, – возразил плотник. – Возвести третий этаж можно, лишь заложив фундамент и выстроив первые два этажа.
Но упрямый богач твердил свое: "Только третий, только третий этаж, не теряй времени!", чем рассердил плотника. Мастер собрал свои инструменты и ушел прочь, а завистливый глупец остался без трехэтажного дома.
Блудный сын
Случилось так, что сын одного богатого и влиятельного человека совсем отбился от рук и ушел из дому. В то время как отец все больше и больше богател, сын быстро растерял то немногое, что у него было. В конце концов он стал нищим, вел жалкое существование, побирался по домам, а иногда не гнушался и кражами. Однажды, когда он забрался в чужой дом, его поймали и сильно избили, из-за чего юноша потерял память.
Прошло еще несколько лет, и сын оказался в том городе, где жил его отец. Юноша все так же выпрашивал милостыню на рынках, перебивался случайной работой. Однажды один из ближайших слуг его отца заметил юношу и узнал его. Он приказал другим слугам привести его во дворец своего хозяина. "Наверное, я чем-то прогневал этого вельможу и он в наказание прикажет бросить меня в темницу", – подумал юноша, когда оказался во дворце. Решив, что его не ждет ничего хорошего, юноша вырвался и убежал, так и не увидев своего отца. Узнав об этом, отец послал гонцов, они догнали сына и привели его назад, несмотря на его протесты и вопли.
Отец юноши был человеком не только богатым, но и умным. Он понимал, что если несчастному юноше сразу сказать, кто он, то его и без того расшатанный рассудок окончательно помутится. Он сказал юноше, что просто хочет помочь ему и назначил помощником своего садовника.
Новая жизнь понравилась юноше. Он честно работал, был трудолюбивым и смышленым. Отец наблюдал за сыном, постепенно возвышал его больше и больше. Наконец он созвал всех родных и слуг и открыл перед юношей тайну его происхождения. Юноша был обрадован и счастлив от того, что наконец-то обрел семью.
Притча эта показывает, что так же должны быть воспитываемы души людей для постижения высших истин.
Актер
В дом богатого купца пришел бродячий актер и предложил устроить представление для всех домочадцев.
– Почему бы и нет, – сказал купец, – я и мои родные не прочь развлечься. Но скажи, что ты хочешь за свой труд?
– Я хотел бы получить лучшего вола из твоего стада, – ответил актер.
– Запросы твои непомерны, вола ты не получишь. Но я предлагаю тебе спор. Если ты сможешь в течение месяца днем и ночью устраивать свои представления, то я отдам тебе не одного, а целых пять волов. Если же ты остановишься, то тогда ничего не получишь.
– Я согласен, – сказал актер, – но только при одном условии. Я буду днем и ночью показывать свое умение, но и ты все это время будешь слушать меня.
Купец согласился, он предвкушал, что получит бесплатное представление. Но прошло два дня, а актер, привыкший к тяжелой и изнурительной работе, не выказывал признаков усталости, купец же едва держался, чтобы не свалиться от усталости. Наконец он не выдержал, признал свое поражение и отдал актеру пять волов.
К сожалению!!! По просьбе правообладателя доступна только ознакомительная версия...