Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Москва тюремная файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Когда-то давно на стене магаданской пересылки было нацарапано: "Не верь, не бойся, не проси". С тех пор это выражение стало законом тюремной жизни. Но соблюдают ли его сегодняшние зэки? Как они живут сейчас в камерах Бутырки, Лефортова и Матросской Тишины? По-разному. Маньяка Головкина пришлось поместить в отдельный бокс, иначе его растерзали бы сокамерники. Авторитетный вор Лука несколько лет был "агентом внутрикамерной разработки" и помог органам разоблачить десятки преступников. Патриарха уголовного мира Пашу Цируля бросили в обычную камеру с больничной койки. И он умер в жутких муках. Истории самых известных заключенных пересказываются поколениями сидельцев московских тюрем и становятся легендами. Подлинные факты знают немногие, и авторы книги в их числе. Они создали настоящий "путеводитель" по всем московским тюрьмам.
Содержание:
ОТ АВТОРА 1
БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА, ИЗ № 77/2 "ПЕРВОХОД" 2
ТЮРЬМА ФСБ ЛЕФОРТОВО "ВОР" 7
ТЮРЬМА МАТРОССКАЯ ТИШИНА, СПЕЦБЛОК, ИЗ № 99/1 "БАНДИТ" 13
БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА, ИЗ № 77/2. СПЕЦКОРПУС "РЕКС" 20
ТЮРЬМА МАТРОССКАЯ ТИШИНА, ИЗ № 77/1 "АПЕЛЬСИН" 23
ТЮРЬМА "ВОДНЫЙ СТАДИОН", ИЗ № 77/5 "ИНОСТРАНЕЦ" 29
СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР Г. СЕРПУХОВА "МЕНТ" 34
КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ ПЕРЕСЫЛКА, ИЗ № 77/3 "МУЖИК" 39
БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА, ИЗ № 77/2 ТЮРЬМА КАПОТНЯ, ИЗ № 50/9 ТЮРЬМА МАТРОССКАЯ ТИШИНА СПЕЦБЛОК, ИЗ № 99/1 "КРОЛИК" 44
ТЕКСТИЛЬЩИКИ, ИЗ № 77/6 "ДЕТОУБИЙЦА" 48
ТЮРЬМА МАТРОССКАЯ ТИШИНА, СПЕЦБЛОК, ИЗ № 99/1 "МАНЬЯК" 53
БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА, ИЗ № 77/2 "СМЕРТНИК" 58
ПОСЛЕСЛОВИЕ 59
Валерий Карышев, Федор Бутырский
Москва тюремная
От тюрьмы и сумы не зарекайся.
Народная мудрость
Кто не был - тот будет, Кто был - не забудет.
Еще одна народная мудрость
ОТ АВТОРА
Человек совершил преступление, едва появившись на свет. Первопреступниками, согласно Библии, стали Адам и Ева, укравшие из райского сада яблоко, а организатором и наводчиком похищения выступал Змий-искуситель. Это деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, позволяет говорить о первой в мире организованной преступной группировке. Таким образом, первую, "райскую" ОПГ составляло все тогдашнее человечество.
Адам родил Каина. Каин родил Еноха. Енох родил Ирада...
И каждое новое поколение обязательно преступало закон: Каин убил Авеля, Хам оскорбил Ноя, а сыновья Иакова и вовсе продали своего брата Иосифа в рабство. Преступления, большие и маленькие, стали неизбежным спутником человеческой истории.
Шло время, народонаселение плодилось и размножалось, прогрессируя в разделении на преступников и потерпевших. Первые - убийцы, бандиты, мошенники и маньяки - продолжали душегубствовать, грабить, обманывать, насильничать и бесчинствовать. Вторые же - терпилы, то есть жертвы, - придумывали все более и более изощренные законы для наказания первых. Эти законы и определяли, какое злодеяние чего стоит. Преступников закапывали живьем, сбрасывали со скал, побивали камнями, сажали на кол, рубили им головы, топили, вешали, четвертовали, колесовали, ссылали на галеры и в рудники, но перед вынесением приговора, как правило, изолировали от общества.
Так появились тюрьмы.
За многотысячную свою историю человечество не стало умней и гуманней. Простенькое бытовое убийство Каином своего брата Авеля меркнет перед кровавой чеченской бойней, а примитивный разврат Содома и Гоморры - легкая эротика по сравнению с продукцией современной порноиндустрии. Преступность неискоренима, как неискоренимы человеческие пороки: алчность, зависть, скудоумие, озлобление, леность мысли. И пока будет существовать преступность, будет существовать разделение на тюрьму и волю.
Так будет всегда и во всем мире.
Так будет и в России...
Тюрьма в России - больше чем тюрьма. Это - и образ жизни, и способ мышления, и система ценностей, и даже система цен. Ни одна мировая культура, ни одна национальная ментальность не впитала в себя столь много зэковских понятий, сколько русская; так, к сожалению, сложилось исторически.
Криминал воспринимается естественной составляющей российской жизни. Тюремный сленг, то и дело прорезающийся в речах депутатов Государственной думы, понятен электорату без перевода. А специфические слова вроде "кидалово", "лавэ", "мусора" или "замочить" встречаются не только в беседах татуированных завсегдатаев Бутырки да Матросской Тишины, но и в повседневной речи законопослушных граждан; выражения эти канонизированы телевидением и десятки раз обыграны поэтами-песенниками.
Самые высокие рейтинги на российском телевидении - у бандитско-ментовских сериалов.
Самые популярные песни - про "Владимирский централ", "Кресты", "Таганку" и "Малолетку - небо в клетку". Куплеты, взлелеенные блатной музой, давно стали в России фольклором. Юноши, прикидывающие, с кого делать жизнь свою, мечтают делать ее с товарищей Япончика, Солоника, Мансура, Сильвестра и прочих жиган-лимонов. Молодых пацанов, отмотавших срок, уважают сверстники и норовят полюбить сверстницы.
Книги про "братву", "воров в законе", "жуликов" и "ментов" традиционно являются национальными бестселлерами; это - один из источников познания современного мира.
Впрочем, интерес к жизни в неволе, столь странный на первый взгляд, объясняется просто. От тюрьмы да сумы в России не застрахован никто - ни всесильный министр, ни преуспевающий олигарх, ни последний ханыга из пивной. Даже там, где нет никакого нарушения закона, дело могут запросто "сшить". Ведь милицию в России боятся не меньше, чем самых отмороженных уркаганов, а пресловутое "внутреннее убеждение" судей и "телефонное право" работников прокуратур давно стало притчей во языцех. Наверное, любой средний налогоплательщик запросто приведет три-четыре случая из жизни родственников, друзей или просто знакомых, когда ни в чем не повинного человека посадили "ни за что".
И, может быть, это - одна из причин, по которой многие люди подспудно готовят себя к жизни за решеткой и колючей проволокой?
Именно потому мы и решили написать этот своеобразный путеводитель по столичным следственным изоляторам, по невидимому, но огромному городу в городе.
По Москве тюремной.
И хотя наше повествование более художественное, чем документальное, многие наши герои - реальные люди, прописанные под собственными именами, фамилиями, оперативными псевдонимами и блатными погонялами. В силу вполне объяснимых причин нам пришлось отказаться от детального изложения некоторых реальных фактов и сцен, сократить некоторые фрагменты служебных документов МУРа, РУОПа, ГУИНа, ФАПСИ и ФСБ, а также изменить имена и фамилии людей, согласившихся стать консультантами по наиболее спорным и деликатным вопросам.
Мы сделали это по просьбе как влиятельных уголовных авторитетов Москвы, так и "компетентных органов". Мы не хотим, чтобы по нашей вине звучали выстрелы наемных убийц и гремели взрывы, не хотим, чтобы лилась кровь - чего-чего, а крови в истории Москвы тюремной пролилось много больше, чем баланды... Надеемся, что читатель поймет нас правильно и не осудит за то, что подчас мы вынуждены прерваться "на самом интересном месте".
Завсегдатай столичных СИЗО из братвы наверняка встретит в этом художественном исследовании знакомые приметы и образы тюремного мира, а может быть, даже узнает кентов, подельников и знакомых. Работники Главного управления исполнения наказаний Минюста, скорей всего, обвинят авторов в "очернении тюремной действительности". А рядовому читателю, который пока еще не сталкивался с тюремным бытом и зэковскими нравами, книга будет полезна в качестве своеобразного учебного пособия: как вести себя при "заезде на "хату", какие "подлянки" могут ожидать неопытного "первохода", как организовать свой быт, каких следовательских подстав надобно опасаться.
Мы понимаем, что клиенты московских следственных изоляторов - далеко не ангелы. И подавляющее большинство подследственных изолировано от общества совершенно справедливо. Каждому свое: маме - мыть раму, бизнесмену - зарабатывать деньги, поэту - писать стихи, строителю - класть кирпич, честному милиционеру - охранять покой законопослушных граждан, а вору - сидеть в тюрьме.
Мы далеки от примитивного морализаторства. Мы не судьи, не прокуроры и не народные заседатели, и потому не собираемся никого обвинять, а тем более - выносить однозначные оценки людям и событиям. Тем не менее мы убеждены: главная причина всех преступлений мира - в иллюзорной надежде безнаказанности. Еще две тысячи лет назад было сказано, что "всякого будут судить по делам его", но эти слова так и остались гласом вопиющего в пустыне.
Но ведь приговор не обязательно выносится судебными инстанциями и исполняется не только работниками Главного управления исполнения наказаний. Законам жизни присуща тайная потребность в равновесии: как пущенный бумеранг всегда возвращается на прежнее место, так и совершение преступления предопределяет неизбежность кары. А потому любой, преступивший закон, подсознательно ощущает, что так или иначе будет наказан.
Так оно обычно и получается...