Я закидываю сумку на свободную третью, снимаю ботинки, залезаю. Пространства мало. Я кладу куртку под голову, поворачиваюсь к стене.
* * *
– Поднимаемся! Все понимаемся! – орет проводница. – Санитарная зона, закрываю туалет. Кто не успел – тот опоздал. В шесть-ноль-две прибываем.
Открываю глаза, смотрю на пыльную лампу дневного света. На третьей полке напротив – чьи-то ботинки с коркой высохшей грязи.
Спрыгиваю вниз, влезаю в ботинки, завязываю шнурки. На нижней полке спит, подложив под голову сумку, старуха в пуховом платке. Заспанная девушка расчесывает гребнем волосы. На верхней храпит мужик в драных носках.
Сажусь рядом с девушкой. За окном темно, мелькают огни. Мужик ворочается трет глаза. Старуха роется в сумке.
Поезд едет по пригороду, мимо цехов и бетонных заборов. У девушки длинные светлые волосы и пухлые губы.
Вокзал. Поезд останавливается. Пассажиры скапливаются в проходе. Девушка поднимает полку, достает сумку. Я спрашиваю:
– Тебе помочь?
– Помоги.
Ее сумка – тяжелее моей. Мы медленно двигаемся к выходу. Она спрашивает:
– Ты тоже здесь учишься?
– Да. В инязе. А ты?
– В пединституте. На первом.
– И я на первом. А как тебя зовут?
– Таня.
– А я – Вова.
– Очень приятно.
– Мне тоже.
На ступеньках перехода, у выхода в город – таксисты в китайских пуховиках. Один спрашивает:
– Куда ехать, ребята?
– Никуда, – отвечает Таня.
– Что, так и будем жить на вокзале?
– Ага.
Под табло расписания бабки продают пиво. Возле них толпятся мужики.
Я спрашиваю Таню:
– Ты в общаге живешь?
– Да. А ты?
– У нас первому курсу общагу не дают – я снимаю комнату. Давай провожу тебя.
– Хорошо, проводи. У нас, вообще, тоже не хотят давать общагу первому курсу – говорят, это "маленький вертеп". Но я все равно пошла в деканат и добилась.
– И как?
– Что как?
– В смысле, в общаге?
– Более-менее. По крайней мере, не скучно – лучше, чем у какой-нибудь тупой старухи.
Светает. Дворничиха метет тротуар. В мусорном баке копошится кот. Впереди – три одинаковых серых пятиэтажки.
– Вот наши общаги. Моя – номер два, посредине.
У входа курит девушка в куртке поверх халата, с голыми ногами. Таня кивает ей. Девушка спрашивает:
– Из дома?
– Ага.
Таня забирает у меня сумку.
– Ну, спасибо, что помог.
Мы молчим, смотрим друг на друга. На голом дереве каркает ворона.
– Заходи как-нибудь в гости. Комната пятьсот два.
– Спасибо. Пока.
– Пока.
Я поворачиваюсь. Хлопает дверь на пружине.
* * *
Захожу в "комок" около иняза. На стене развешены кофты и куртки из кожзаменителя. В стеклянной витрине – лезвия "Schick", "сникерсы", видеокассеты "SKC". Аудиокассет нет.
За прилавком – коротко стриженый чувак со свежим розовым шрамом на лбу.
Я спрашиваю:
– Аудиокассеты нужны?
– Что за кассеты? Покажи.
Я достаю одну из сумки, кладу на прилавок.
– Сколько за штуку?
– Пятьдесят. На руки.
– Ну, оставить штук десять… Деньги – когда продадутся.
– А квитанцию?
– Какую квитанцию? Что, я тебя обманывать буду?
В магазин заходят два мента. Один говорит продавцу:
– Ну-ка покажи накладные.
Он достает из-под прилавка картонную папку, открывает. Мент берет бумажку.
– Так, лезвия… Цена – сто пятьдесят рублей. А почему на витрине по сто семьдесят?
Продавец пожимает плечами.
– Ты мне под дурачка не играй, ясно? Раз здесь работаешь – значит, должен знать.
Я забираю кассету, иду к выходу.
Магазин "Электроника". Стучусь в дверь "Прием на комиссию", заглядываю. За столом – толстая усатая тетка. У стен – коробки от видиков "Shivaki" и телевизоров "Orion".
– На комиссию принимаете?
– Что у тебя?
– Кассеты. Аудио.
– У нас были, сейчас посмотрю, сколько осталось. – Она роется в бумагах. – Так, две штуки. Ладно, могу принять. Давай паспорт.
Иду от проспекта к Комаровке. Валютчики с картонками "$, DM" стоят через каждые три метра. Я выбираю худого, в рыжей кожанке.
– Доллары покупаете?
– Сколько у тебя?
– Пять.
– Приму по триста пятнадцать.
К соседнему валютчику подходит невысокий мужик. Валютчик спрашивает:
– Что интересует?
– Мне бы купить долларов…
– Сколько?
– Штук двадцать.
– Двадцать "штук" баксов?
Валютчики хохочут.
Я сую худому мятую пятерку, он дает мне "зубра", отсчитывает "зайцев" и "белок".
* * *
Захожу в общагу пединститута. На стене – телефон-автомат. Девушка в халате и шлепанцах говорит в трубку:
– А-а… Все с тобой ясно…
Вахтерша с пуховым платком на плечах кричит:
– Э, парень, ты к кому?
– К Тане, в пятьсот вторую.
– Документ давай.
Я вынимаю из кармана студенческий.
Поднимаюсь на лестнице. На площадке между вторым и третьим курит чувак в спортивном костюме "Nike". Он рассматривает меня, я отворачиваюсь.
Стучу в дверь пятьсот второй. Открывает Таня в спортивных штанах и синем свитере.
– Привет.
– Привет. Заходи.
Я снимаю куртку, вешаю на крюк, стаскиваю туфли.
У стен – три кровати, застеленные покрывалами. Таня говорит:
– Садись, гостем будешь.
– Я вроде и так в гости…
– Ну, так говорят обычно.
Сажусь на кровать, Таня – на стул. На столе – открытые учебники и тетради. Над столом – картинки из журналов мод: высокие длинноногие девушки в шмотках и белье.
Таня говорит:
– Ну, что ты мне расскажешь интересного?
– Да так… Ничего особо интересного не происходит. – Я смотрю на свои ноги. К синим махровым носкам налип мусор. – А как твои дела?
Таня приподнимает плечи.
– Скучно. Большой город, а пойти некуда. Сидишь в общаге, как непонятно кто. Нет ни одной нормальной дискотеки, везде колхозники – сначала напьются, потом только осмеливаются пригласить на танец. На него смотреть противно, а он – танцевать.
На ржавой спинке кровати висят белые трусы. По ним бежит таракан.
– Любишь дискотеки?
– Ну да.
– А часто ходишь?
– Не очень. Но надо же куда-то ходить, правильно? Вообще, я здесь поступала, чтоб уехать от родителей – они меня достали своей опекой. Хотя какая это опека? Ничего дать не могут…
– А что ты хочешь, чтоб они тебе давали?
– Как что? Есть родители, которые нормально зарабатывают, все покупают детям. Раз родили, то должны обеспечивать, так ведь?
– А кто твои родители?
– Да никто. Инженеры на сельмаше. Завод вот-вот закроется, зарплату два месяца не платят, а они держатся за эту работу, как не знаю за что… Я им говорю – вы бы лучше в Польшу ездили или бизнесом каким занимались, так нет: "у нас образование высшее, зачем надо было учиться, чтобы на базаре стоять". Образование – ерунда, это не ценится сейчас.
– А ты зачем тогда учишься?
– Ну, я уже сказала, – чтобы уехать от родителей – это во-первых. Во-вторых – я школу с медалью закончила, поступить было несложно, а в-третьих – надо же чем-то заниматься, а то офигеешь от скуки. По крайней мере, учительницей работать не собираюсь. Ни за что.
Я поворачиваюсь к окну, смотрю на окна соседней общаги.
Таня говорит:
– Ладно, что это мы все о грустном? Давай о чем-нибудь интересном поговорим, о музыке, например. Что ты слушаешь?
– "Металл", еще – русский рок… "Кино", "Наутилус"…
– А как к российской эстраде относишься?
– Вообще, не очень…
– Ну почему? Есть же много групп и певцов – Богдан Титомир, "Технология"…
– Может, еще и "Ласковый май"?
– А что "Ласковый май"? Мне знаешь, как первый альбом нравился, "Белые розы"? Просто сейчас это уже не модно. Ладно, о вкусах, как говорится, не спорят…
– А где твои соседки?
– Не знаю, вышли куда-то. Они мне не отчитываются.
– Что, плохие отношения?
– Так себе, отношения как отношения.
Таня болтает ногой в стоптанном шлепанце.
Я говорю:
– Может, куда-нибудь сходим?
– Куда?
– Не знаю, можешь ты предложить.
– Сейчас подумаю… Здесь есть один ночной клуб – недавно открыли. Три остановки на троллейбусе в сторону вокзала. Не фонтан, конечно, но сойдет для сельской местности.
– Хорошо, пойдем.
– Только там вход стоит триста рублей. У тебя деньги есть?
– Есть.
– Тогда подожди меня пять минут в коридоре, я переоденусь…
У одной стены зала – помост, у другой – стойка бара. Играет "Кар-мэн".
Мы садимся за столик, снимаем куртки, вешаем на спинки стульев. Таня говорит:
– Хорошо, что рано пришли. Прошлый раз была здесь с девчонками – стульев не хватило, сидели по двое. Ты не куришь?
– Нет.
– А я курю. Иногда.
Она достает пачку "Congress", кладет на стол.
Я спрашиваю:
– А зачем помост?
– Здесь иногда моды показывают, и на нем танцуют. Ну что, закажем что-нибудь?
– А что ты будешь?
– Шампанское. Только бери по двести – что там пить по сто?
Подхожу к стойке.
– Два по двести шампанского.
Прыщавая барменша берет заткнутую пробкой бутылку, льет шампанское в пластиковые стаканы.