Сочинения. Том 2. Невский зимой - Петр Иванович Борисов страница 4.

Шрифт
Фон

Были такие, которые ничего не утверждали. Они передавали друг другу книги, пластинки, стихи, тиражированные на машинке, кивали, но не спорили, занимали или одалживали рубль и уходили, воодушевленные неизвестно чем.

Помню, как Шведов - на нем была черная ситцевая рубашка с закатанными рукавами - разговаривая в углу с филологом, чуть громче произнес: "Просвещение в России - чернокнижие".

Уже тогда его приговоры и словечки стали повторяться; и те, кто даже не был знаком с ним, старались узнать, что сейчас Шведов говорит.

- Он сказал: "Я не хочу хотеть".

- Шведов придумал новое слово "панзверизм".

- Вчера Шведов заявил: "Пора, наконец, себя распечатать".

- Приходил к нему толстовец. Шведов спрашивает: "Почему, когда мы говорим "не убий", имеем в виду прежде всего, что не стоит убивать мерзавцев?"

- Он хочет устроиться на работу, заготавливать для кладбищ еловые лапы.

- Я спросил его, куда он направляется. Он: "От паупера - к невротику".

- Спросили о демократии. Шведов говорит: "Ты думаешь, что каждый жаждет что-то сказать вслух? Ничего подобного. Дай человеку рупор - он будет обращаться с ним, как обезьяна".

"Есть одно бесплатное удовольствие - смотреть на женщин".

"Женщины никогда не правы, но всегда имеют право судить".

"Знать своих друзей - знать, в каких случаях они тебе звонят".

"Наша общая родина - наше время".

"Истины нет, хорошо человеку или плохо - вот в чем суть всякой проблемы. Остальное - акварель".

- Шведов по утрам читает молитву: "Аз есмь! Аз есмь! Аз есмь!"

Однажды за полночь, когда остались немногие и уселись тесно, начался общий разговор. Говорили вполголоса, и все сильнее волнение стало охватывать нас, как если бы от каждого произнесенного слова зависела жизнь кого-то из сидящих. Я заметил, как лица покрыла бледность, все труднее было что-то добавить к сказанному, чтобы внезапно не прервалась верность чувству какого-то таинственного действия. И Шведов, когда воцарилась оглушительная тишина, вдруг выпрыгнул из-за стола и спросил:

- Знаете ли, кто мы? - и рассмеялся. - Мы поверенные Иисуса Христа…

"Художник Евсеев", - так представлялся тридцатилетний парень, родом из Смоленска, с прозорливостью нищего угадывающий людей щедрых, с терпеливостью нищего добивающийся подачки. На Измайловском проспекте была его мастерская - чердак. Несколько лет заявлялся в Союз художников и повторял одни и те же слова, даже не складывая в предложения: "шедевры", "творческая атмосфера", "выходцы из народа", "производственная площадь".

Доски для стеллажа воровал ночью со строек, по соседним дворам собирал утильную мебель. На дверной табличке написал: "Художник Евсеев" - он не знал, что на табличках кавычки ставить не надо.

Но редко кто эту табличку замечал - лестница не освещалась. За дверью начинался чердак с бельевыми веревками, но дальше, за кривой дверью, начиналось его царство: работая, распевал армейские песни, валялся на постели и думал: у кого можно перехватить деньги, где сорвать халтуру на оформление "красного уголка" или витрины гастронома.

Я заходил к Евсееву и садился подальше от его чудовищ с выдавленными глазными яблоками, от яростных скелетов, от текущего с полотен бесстыдства мучеников. Их обнаженные тела и вопли в воронках ртов не требовали сострадания - они пребывали в безумии. На вопрос, в каком стиле он работает, художник выпаливал скороговоркой: "Духи вышли-из-вещей-духи-вышли-из-вещей".

Не знаю, как другие, но Шведов, как я потом узнал, понимал работы художника.

- Тебе не кажется, - спросил он меня однажды, - что у сигарет свинцовый привкус? - А в автобусе, отковырнув шелуху краски, под краской обнаружил ржавчину и вздохнул: - Вот так всюду!

У Шведова была особая страдальческая мина - лицо прямо вспыхивало. Сидящего с этой миной встретил случайно в новом кафе. "Посмотри, - сказал он, показывая на стену, облицованную керамической плиткой, - ты вглядись!"

Я взглянул и увидел: плитки косо уложены, швы ползли вверх и вниз, края побиты или с трещиной. Внизу плитку уже не подбирали - ставили разного рельефа.

- А это! - и Шведов показал на потолок. - А это! - на металлическом стуле торчали острые головки винтов.

Всюду было что-то недомазано, недокрашено, недоделано, но как-то ловко, в каком-то едином стиле. Это-то и мешало разглядеть безобразие труда. Я не знал, что это - стиль и что Шведов уже дал ему название: "чудовищный". Предметы обнаруживали дух людей, которые их делали. Благополучие лишь бесстыдно и хитро имитировалось. Художник Евсеев довел до гротеска это благополучие: мертвецам он давал королевскую улыбку, королю - гримасу покойника.

Несколько дней духи вещей осаждали меня, глаза стали беглецами, которые нигде не находили приюта. Все плохо, отвратительно, непрочно! Мир покосился и готов был свалиться на голову, ему нельзя было доверять. В каждую секунду автомобильное колесо могло ворваться на тротуар, лента эскалатора - оборваться. Увидев новую двадцатиэтажную гостиницу, сказал прохожему: "Смотрите, гостиница, похоже, отклонилась влево?" - "Это только кажется, - сказал тот. - Посмотрите на правую сторону. Вам покажется, что она валится направо".

Я решил, что все это мне кажется, и успокоился, но Шведову не казалось - духи вещей преследовали его, как оводы. Быть может, поэтому он любил пустоту, которую всегда мог заполнить собственными видениями?

Сейчас я вспомнил Евсеева лишь потому, что у него впервые услышал о Шведове. Евсеев рассказал:

- После войны в городе появилась шайка - все сыновья высокопоставленных родителей, милиция ничего не могла с ними сделать. Однажды подростки установили вокруг памятника Екатерины II горящие свечки и тушили их выстрелами из пистолетов. Наконец, их удалось захватить в подвале одной церкви - там была их штаб-квартира с собственным швейцаром. Кличка у вожака была Король. Так вот Шведов и есть Король, он недавно вышел после отсидки.

Потом появилась целая толпа студентов во главе с Якобсоном - неуклюжим здоровяком, располагающим к симпатии. И снова вопросы: Шведова еще не было? Шведов придет?

Я осведомился у Якобсона: "Шведов - бывший бандит?" Все рассмеялись. Евсеев сделал широкий жест, улыбнулся: если соврал, то с талантом, если не лев, то пантера. Якобсон сказал, что он дал Шведову адрес мастерской, но от Шведова можно ожидать всего.

- У меня есть знакомый, который культивирует "немотивированные поступки", Шведов ничего не культивирует, он, как дух святой, веет где хочет. Тоже вне всякой мотивации.

Евсеев объявил, что у него день рождения, - и мы собрали рубли. За вином в магазин отправился я. А когда вернулся, заметил среди гостей девушку с рассеянным взглядом, занятую мороженым. Якобсон продолжал рассказывать о Шведове.

…Ни одна тема для сочинения ему не понравилась, но понравилась… аспирантка - одна из тех, которые ходят по аудитории и следят, чтобы абитуриенты друг у друга не списывали. Шведов пишет ей любовное послание на 10 страницах и сдает сочинение ей. Потом ждет в вестибюле, но ученая надзирательница убегает от него как от чумы. Теперь послушайте, что получилось дальше. Шведов не нашел своей фамилии в списках принятых и решил наведаться в приемную комиссию: остальные экзамены он сдал на пять. Там, разумеется, скандал: "Что за наглость? Как вы посмели еще сюда придти?"

Шведов к ректору, знаете нашего ректора: изысканный мужчина, депутат, краснобай - и объясняет свое дело. Получилось так, что в городской газете была только что опубликована статья, в которой ректор писал, что многие талантливые юноши не могут поступить на физический факультет только потому, что, кроме математики, физики, от них требуют знаний по литературе. "Конечно, быть начитанным и осведомленным в искусстве должен быть каждый математик и физик, но прежде всего мы готовим специалистов точных наук", и так далее и тому подобное. В комиссию звонок: принесите сочинение такого-то, является сам председатель комиссии с целой свитой. Ректор прочел послание аспирантке - рассмеялся: "Ни единой ошибки! Прекрасное знание эпистолярного стиля девятнадцатого века. Мысль развивается последовательно и энергично".

- Идите, Шведов. Вы приняты. Но если вместо курсовых работ по физике будете писать любовные послания, не взыщите.

Когда речь касается Шведова, никогда нельзя понять, что в рассказах о нем утрировано, что нет.

Якобсон сказал, что Шведов был выбран студентами во все организации и комиссии факультета. Это явное преувеличение, но, пожалуй, верно, что Шведов никогда не заседал и резолюций не писал. Он действительно мог спутать и опрокинуть все эти "игрища педантов".

Типичный случай. Входит в разгар заседания профкома и заявляет: "В нашей столовой студентов обсчитывают, обвешивают, недокармливают. Эти буфетчицы, поварихи, раздатчицы отнюдь не испытывают к молодому поколению горячих материнских чувств. Они презирают студента принципиально и социально - разве не глупо учиться пять лет, а потом получать меньше, чем они. Это целое мировоззрение, лишенное одного - честности. Сейчас столовая заканчивает свою работу, все идем на проверку".

И - черт знает что! Повариха на лестнице ревет - ее остановили с сумкой, полной наворованных продуктов. В винегрете ищут селедку, которая должна там быть согласно калькуляции, и не находят… В буфете неправильная цена на ватрушку. На следующий день - гром! Аршинными буквами в коридоре: "Вчера в столовой продано 660 ватрушек по цене семь копеек вместо шести, держи вора!" Факультет возмущается и смеется. В столовой государственные проверки, меняются, переставляются кадры, студент-провинциал с общественным удовлетворением ест свой гороховый суп.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке