Повести и рассказы: Анатолий Курчаткин - Анатолий Курчаткин

Шрифт
Фон

Прозаик Анатолий Курчаткин принадлежит к поколению писателей, входивших в литературу в конце 60-х - начале 70-х годов.

В сборник наряду с повестями "Гамлет из поселка Уш", "Семь дней недели" и "Газификация", вызвавшими в свое время оживленную дискуссию, вошли наиболее значительные рассказы, созданные автором на протяжении почти 20-летней литературной работы и в основном посвященные нравственным проблемам современности: "Душа поет", "Хозяйка кооперативной квартиры", "В поисках почтового ящика", "Новый ледниковый период" и пр.

Содержание:

  • Повести 1

    • ГАМЛЕТ ИЗ ПОСЕЛКА УШ 1

    • СЕМЬ ДНЕЙ НЕДЕЛИ 13

    • ГАЗИФИКАЦИЯ 25

  • Рассказы 37

    • ДВА ФОМЫ 37

    • ФИЛИМОНОВ 48

    • В ГОСТИНИЦЕ 51

    • ХОЗЯЙКА КООПЕРАТИВНОЙ КВАРТИРЫ 58

    • ДУША ПОЕТ 61

    • В ПОИСКАХ ПОЧТОВОГО ЯЩИКА 66

    • СВЕРЧКИ 68

    • ГОСТЬ 72

    • НОВЫЙ ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД 79

Повести и рассказы

Повести

ГАМЛЕТ ИЗ ПОСЕЛКА УШ

Странное воспоминание мучит меня. Будто я лежу под черным низким потолком, он словно бы неторопливо покачивается, то наплывая, то удаляясь, и весь в зыбких, дрожащих, слабых красных отсветах, душа моя переполнена величайшим покоем, торжественна и беспечальна, и масса звуков вокруг: негромкий металлический звяк, тихий скребущий шорох, приглушенные, словно бы запредельные голоса, невнятно произносящие что-то, и мягкий сухой треск временами…

Что это? Откуда это во мне? Может быть, все это следовало бы назвать видением, но это не видение, потому что в расплывчивой ясности видения всегда есть некая неотчетливость конкретности, а в том, что возникает в моем сознании, во всей этой туманной зыбкости окружающего мира такая вдруг мощная, твердая конкретика чувствования, такая острая пронзительность и разнимающая душу сладкая горечь именно в о с п о м и н а н и я…

Я боюсь его. Я не знаю, что оно значит, я не понимаю, откуда оно, но пуще того я боюсь его потому, что вслед ему входит в меня глухая, сдавливающая горло тоска, наваливается мрачная тяжелая раздражительность, я перемогаю себя, креплюсь изо всех сил, надеюсь всякий раз, что переборю, одержу верх, и всякий раз оказываюсь побежден…

Сегодняшним утром это воспоминание всплыло во мне вновь.

Поезд тяжко и монотонно грохотал колесами на стыках рельсов, я уже проснулся, но лежал на своей верхней полке с закрытыми глазами, слушая этот однообразный железный гул, и вдруг оно пронзило меня, и я вытянулся под тонким железнодорожным одеялом, как прошитый током, сердце мне проняло острой болью, и глазам сделалось горячо от спазмы слез в горле.

Иногда в такие минуты мне кажется, что если б я мог и в самом деле заплакать, слезы бы облегчили меня и все изменили, но настоящих слез нет во мне - последний раз я плакал в четырнадцать лет. Я плакал, уткнувшись лицом в грязную, в потеках сырости стену, взахлеб, катаясь головой по этой шероховатой, обдирающей лоб стене - в арке дома на площади с памятником великому поэту, напротив здания "Известий", возле спуска в подвальный мужской туалет. Трое здоровых "бродвейских" стиляг, вывернув руки, обшаривали мне карманы, и один, обшманывая карманы брюк, со смешком больно ущипнул меня сквозь тонкую материю кармана за мошонку, но я тогда не от этого разрыдался. Когда они обшманывали меня, завернув за спину руки, из туалета, неторопливо и солидно ступая по ступеням, поднялся отцов сослуживец, не сослуживец, нет, - друг, друг дома даже, откуда и знал его, я закричал, рванувшись к нему, и он, выстрелив в меня испуганным быстрым взглядом, отвернул голову и пошел, пошел, чуть ли не побежал из подворотни на улицу…

С ума сойти, как давно это было - двадцать уж лет назад.

И как это все связано в мозгу, какими нитями сшито? - всякий раз, как привидится мне этот низкий черный потолок, мне вспомнится - через мгновение или через долгие часы, но всегда обязательно, - и тот шмон у общественного туалета с выкрученными руками, тот стыдный, унизительный щипок сквозь карман, тот быстрый испуганный взгляд бегущего из подворотни взрослого человека…

Отпуск был закончен, завтра надлежало выходить на работу. Я снова лежал - теперь уже на кровати в общежитии, забросив за голову руки, не сняв туфель и поместив ноги, чтобы не испачкать покрывала, на ободранную никелированную спинку.

Отпуск был веселым и бездарным, две недели его, как один день, были праздно разбазарены на бессмысленное шатание по городу-курорту Сочи, по его пляжам и всяким забегаловкам, и вот все кончилось, и вот я вернулся - здравствуй, милый край!..

Я рывком сбросил ноги на пол, встал, прошелся по узкому проходу между двумя кроватями к окну, назад к двери и снова к окну. Пыльная, прожаренная солнцем улица без единого деревца, загибаясь коленом, спускалась с горы к Дворцу культуры, чахлый парк перед фасадом дворца - четыре десятка тонколапых тополей с тряпичными серыми листьями - казался издыхающим от удушья. Улица была совершенно пуста.

Завтра на работу. А, черт!..

Вздымая густое, тяжелое облако пыли, прокатилась по улице и около дворца свернула к зданию управления карьером черная начальническая "Волга".

Что нужно, какая сила должна держать человека в равновесии, чтобы он мог вот так, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, втиснутый в восьмичасовой замкнутый суточный цикл, мотаться в одном хомуте, не меняя его, натягивать все те же дряхлеющие вместе с ним старые постромки, бежать по одной и той же дороге, все по одной и той же - изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год?.. Снова мне с завтрашнего дня, сменному электрику ремонтно-механического цеха комбината, чистить пригары на залипающих контактах в пультах управления, выискивать сгоревшие реле, менять искрящие щетки в двигателях - в общем, как указано в инструкции о моих обязанностях, поддерживать в исправности электрооборудование цеха… А, черт! Здравствуй, милый край…

Я пробрел обратно к кровати, сел, вытащил из-под нее чемодан, раскрыл - и тут же захлопнул: я забыл, что я хотел взять.

В дверь постучали, и, не успел я крикнуть, чтобы входили, она открылась. Через сколько общежитий я прошел, это неотъемлемое качество всякого общежития: к тебе вваливаются, не спрашивая на то никакого твоего согласия, не считаясь ни с каким твоим желанием.

На пороге стоял Макар Петрович, комендант.

Нынешней весной я пил за здоровье Макара Петровича на его пятидесятитрехлетии. Из этих пятидесяти трех тридцать пять он култыхает на протезе, сделавшись от малоподвижной жизни тучным и задыхающимся, правый глаз у него задернут бельмом. Ногу ему оторвало при бомбежке эшелона, в котором он, новобранец образца сорок третьего года, ехал на фронт, а бельмо стало вдруг затягивать глаз годика через полтора, и до сих пор, при случае, он крякает сокрушенно: "Не могло раньше сесть! Хоть бы нога тогда целой осталась".

- Виталю Игнатычу! - сказал Макар Петрович, входя в комнату и выбрасывая вверх руку со сжатым мохнатым кулаком. Почему-то он никогда не произносил мое имя полностью, всегда усеченно, пусть даже языку это было не совсем ловко. - Мне сейчас на вахте докладывают - приехал! Приехал - и не заглянул. А? Как же так?!

- Ну, ты уж хочешь, чтоб я к тебе, как к генералу, на доклад приходил, - заставляя себя улыбаться, поднялся я с кровати навстречу ему, и мы пожали друг другу руки. - Или ты себя уже произвел?

- Так обо мне думаешь? - сделал он оскорбленное лицо, прижимая свой жирный двойной подбородок к шее. - Я что, узурпатор какой, чтобы самому себе звания присваивать? Во, все мое звание, - наклонился он и похлопал себя по протезу через штанину просторных, бог весть с каких пор сохранившихся у него парусиновых брюк. - Все и навсегда. - Распрямился, крякнув, и, поглядев на меня секунду молча, развел руками: - Ну, с возвращеньицем!

- Вот сразу бы так-то, - сказал я. - А то: чего не доложился, не отчитался… Я уж подумал, может, это не ты, может, тебя подменили кем-то.

- Ну да, ну да, найдут мне замену!.. - вновь с охотою подхватил мое зубоскальство Макар Петрович. Он любил поговорить с такой вот шутейностью, почесать, что называется, языком - русская исконно черта. - Ну, чего, как там на югах-то, значит? - спросил он затем, опускаясь на кровать Мефодия, моего соседа, и вытягивая вперед протез. - Жара?

Я тоже сел на кровать, только, естественно, на свою, сел прямо с ногами и прислонился к спинке.

- Жара, знаешь, Макар Петрович, жара… Правда, чуть-чуть поменьше, чем здесь.

Он захохотал, закидывая назад голову и постукивая деревяшкой по полу - была у него такая привычка: смеясь, пристукивать протезом, как бы в изнеможении.

- Ну так, значит, не рекомендуешь?

- Нет, не рекомендую. - Я помолчал. - Что-то в этом во всем бездарное… животное: пляж, море…

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги

Змееед
11.9К 96
Грех
3.5К 17

Популярные книги автора