Спартанки - Галина Щербакова

Шрифт
Фон

"Спартанки" и "Метка Лилит" - одни из лучших повестей Галины Щербаковой, мастера психологической и любовной интриги, автора знаменитой повести "Вам и не снилось". Каждая история, рассказанная Щербаковой, - это опытный совет по конкретным житейским ситуациям. Честная и откровенная проза Щербаковой без нравоучений и лишних сантиментов просто и убедительно учит жить, когда кажется, что жизнь закончилась.

Содержание:

  • Галина Щербакова - Спартанки - СПАРТАНКИ 1

  • МЕТКА ЛИЛИТ - Здесь и сейчас 20

  • Где-то в России… 21

  • Здесь и сейчас 22

  • Где-то в России… 22

  • Здесь и сейчас 23

  • Где-то в России… 24

  • Где-то в России… 24

  • Здесь и сейчас 25

  • Где-то… 26

  • Здесь и сейчас 26

  • Где-то в России… 26

  • Где-то… 27

  • Где-то… 27

  • Где-то… 27

  • Где-то… 28

  • Здесь и сейчас 28

  • Где-то… 28

  • Здесь и сейчас 29

  • Где-то в России… 29

  • Где-то в России… 30

  • Где-то… 30

  • Здесь и сейчас 31

  • Где-то в России… 31

  • Где-то… 31

  • Здесь и сейчас 32

  • Там 32

  • Где-то в России… 33

  • Там 33

  • Здесь и сейчас 34

  • Там 34

Галина Щербакова
Спартанки
СПАРТАНКИ

Последний взгляд в маленькое зеркальце в глубине стеллажа. Будто бы так, по ошибке притулилось оно к чуть выдвинутому из ряда Киплингу, но у Элизабет ничего не бывает просто так. Вот этот ее последний перед сеансом взгляд в стеллаж - это как у молящегося "Господи, прости", как у суевера "Тьфу! Тьфу! Тьфу!", как у Гагарина "Поехали!". Жизнь Элизабет - четкий, организованный механизм. Ничего лишнего и все по делу.

- Садитесь, где вам удобно, - говорит она, красиво поводя рукой. Откуда пациенту знать, что три предлагаемых места - на диване, венском стуле и в кресле - уже тест, уже входная дверь в беседу, равно как и на секунду вытянутая для жеста рука с красивыми браслетами, дорогими кольцами и хорошо прилаженными накладными ногтями. Знак разницы. Знак этажа.

Женщина в длинной, не новой - видны иголочные прихваты по шву - юбке-годе моды восьмидесятых садится на краешек венского стула. Знала бы она, как насмешливо кричит ей в мыслях Элизабет: "Да сядь полной жопой, идиотка!" Но разве подумаешь такое о известном психотерапевте? Хотя теперь даже монашки могут залупить такой мат, что мало не покажется. Но, опять же, мат - почти изыск, это не расхожее, с земли поднятое - "жопа". Элизабет улыбается красивым ртом, губы очерчены карандашом чуть темнее цвета помады. Отсюда эта соблазнительная тайность глубины рта, будто в нем много чего есть, кроме заурядных зубов и языка, как у всех. Манки! Манки! Хотя подумать - на хрена ей обольщать эту закомплексованную, сидящую на ребре сидения тетку? Какие тайны, кроме своих забубенных, серых, как войлок, неудач способна она поведать? Сколько их таких перевидала и переслушала Элизабет?

- Зовите меня просто Бет, - говорит она самым располагающим из своих голосов.

"Почему Бет? - думает Марина. - Разве Бет не от Бетси? Господи, да откуда я знаю. Какая мне разница? Пусть будет Бет. Хотя чем ей не имя - Елизавета? Царское имя, не каждому пойдет, но ей вполне… Ногти вон какие. Господи, соберусь я когда-нибудь к маникюрше? Теперь уже даже стыдно, все заросло в хлам".

- Вам сорок лет, вы разведены и у вас проблемы по службе?

- Нет, нет. Даже не близко, - тихо говорит Марина. - Во мне поселился червяк. Он лижет меня изнутри, и мне не хочется жить.

- Нарисуйте мне его, - Элизабет подвигает ей листок.

- Господи! - говорит Марина. - Червяк фигуральный. Это я его так назвала. Ну, нечто… Ласкающее до смерти… Не болит, не стреляет, не кусается, без рук, без ног… Но душит…

- Это постоянное состояние?

- Нет. Это ночь. Это когда я одна.

"Как элементарен этот женский вскрик. Ей нужен мужчина, а его нет и не будет у такой техи".

Она подходит к Марине и поднимает ее волосы вверх. Длинная шея с родинкой под ухом. Мочки ушей кругленькие, мягонькие, так бы и укусила.

"Но, но! - говорит себе Элизабет. - Брось эти штучки неслучившейся лесбиянки!"

- Марина, - говорит она. - Не буду морочить вам голову. Вам нужен любовник. Вы сохнете на корню, и вам нужен обильный полив. - Она смеется пришедшей мысли. - Вам нужен внешний червяк. Он убьет внутреннего. Извините за прямоту.

Маринины карие глаза делаются почему-то серыми как цинк.

- Вам не нравится моя прямота? Скажу честно, я сама от нее не в восторге. Но вы хороши с поднятыми волосами, у вас красивая шея, вы образованы… А вы конаете себя. Сами себя сживаете со свету.

Марина улыбается:

- Я и вправду забыла, что konac по-польски - умирать. Мне надо было вспомнить польский.

"А я и не знала, что это по-польски", - думает Элизабет, радуясь возвращенной рыжеватости глаз.

- Знаете, - говорит она, - скиньте это чертово годе. Придумайте себе прическу, чтоб прямо в глаз. Погордитесь шеей, пока еще есть время. Эта деликатная девушка сдается раньше всех.

- Да я знаю, - говорит Марина, - но я не попадаю в ногу с этими лихими женщинами. Они всегда раньше меня всюду занимают место.

- Встаньте раньше их. Наконец, попробуйте с волосами сами. Начните себя показывать. Понравьтесь себе. А потом вы себя и полюбите. Вы у себя одна. И вы себе не груз, который тащат на вялых ногах. Впереди большая жизнь, много дорог, а вы ковыляете, как на последний причал. Зачеркните в себе это польское слово, я его уже забыла.

- Konac, - тихо говорит Марина.

- К черту его!

Собственно, все как бы уже и сказано. Но Элизабет берет деньги за честную работу, поэтому она должна поговорить еще. Ведь, в сущности, прическа - это насколько правильно настолько и примитивно. Должно быть что-то еще.

- Расскажите о своем замужестве, - говорит она.

- Первое сентября, мой первый учительский день. А у директора случилось пятидесятилетие. Ее завалили цветами, как могилу. Я бы, может, сама не сообразила эту мысль, но старшеклассники тихонько дудели похоронный марш и давились от смеха. Ну, меня тоже прорвало. Я захохотала, видимо, не очень тихо, а эта вылезла из могилы цветов и увидела, что я смеюсь не от радости ее рождения, а от чего-то другого. Ну, в общем, характер моей жизни в этой школе был уже предопределен.

- Перешли бы в другую. Насколько я знаю, учителей у нас всегда не хватало.

- Ну и что с того? Я ушла бы, за мной следом пошла бы телега. Мол, я циник, для меня нет ничего святого, и прочая идеология. Это говорилось вслух.

- А почему? Было что-то еще, кроме вашего неуместного смеха в первый день?

- Если человека надо схарчить, многого не требуется.

- И все-таки…

- Я увела мужа у химички.

Марина прикрывает глаза. Как это можно рассказать? Это ведь не могила цветов.

…Никита появился в школе через неделю после начала занятий. Вместе с молодой женой они получили какую-то наградную поездку в Болгарию. Они были любимцами в школе, и им даже разрешили на неделю опоздать. Вернулись загорелые, веселые. Химичка-птичка, крохотная женщина-ребенок, как бы специально созданная для торжественных переносов на руках через все пороги жизни. И чтоб подол ее платья свисал до пола.

Марина именно на подол обратила внимание. Тогда уже давно никто не носил юбки-колокол, вместо мини взметалось макси, а тут такая архаика болтается вокруг крошечных, почти детских ног. Это сейчас гордятся тридцать девятым размером, а Ума Турман даже сорок вторым. Время молодости Марины было перешейком между тем и этим, а крохотные туфли химички были последним отголоском прошлого. И вот это надо представить. Стоит приехавшая из Болгарии химичка Люся в своем колоколе, эдакая мышка-норушка, а рядом новое лицо в школе Марина - в джинсовой юбке в обтяжку, блузке-марлевке, вышитой крестом, и босоножках на хорошей, удобной платформе тридцать восьмого размера.

Что- то тогда и произошло с Никитой. Именно с ним. Как будто ему по жизни недовесили, а когда он это обнаружил, было уже поздно. Товар был на руках.

Во всяком случае, момент выяснения именно товарного эквивалента, как говорят, имел место быть. Две рядом стоящие юные женщины где-то в тонких эмпиреях скрестили шпаги и ранили мужчину. Никита так потом рассказывал Марине: "Ну, я на тебя глянул и сразу кончил. Ей Богу! Ты вся стояла такая большая и горячая. Сдержаться сил не было".

- Вам не приходило в голову, - из толщи времени она слышит голос Элизабет, - что удача в любви выше места работы? Что вы выиграли тогда, а не проиграли?

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке