В новую книгу мастера современной прозы Леонида Бежина вошли лучшие и наиболее характерные для творчества писателя повести и рассказы последних лет, а также роман "Калоши счастья".
Некоторые произведения специально переработаны автором для этого издания.
Содержание:
Такая страна 1
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 2
Приватный наблюдатель 2
Остров должников - (рассказ-притча) 11
Чары 17
Руфь 23
Смерть отца Александра 35
Чердачный человек с воспаленным воображением - (монолог и новеллы) 49
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 57
КАЛОШИ СЧАСТЬЯ - (записки случайного философа) 57
Леонид Бежин
Такая страна
Тайна… возьмет да и обернется причудой, крамолой или даже докукой, и неискушенный очевидец с презрением отвернется, сочтя бесстыдством и безобразием то, что таит в себе неявленный образ.
Леонид Бежин. Сад Иосифа (История одного ареста)
Бежин-беллетрист - образ, хоть и явленный для читателей, помнящих его по "Гуманитарному буму" 80-х годов, но несколько заслоненный теперь образом ученого-синолога, религиоведа, искусствоведа, педагога, тем более что, ни модных причуд, ни диссидентской крамолы, ни бытописательской докуки в его ранних повестях и рассказах не было, а было спокойное и внимательное вглядывание в реальность при неутихающем желании рассказать какую-нибудь историю.
Это и теперь так. Короткое лирическое вступление (камертон) и - непременная история, иногда традиционно-семейная, иногда курортно-эротическая, а иногда - общественно-значимая, как, например, снос в Москве знаменитой Собачьей Площадки, помнящей Алексея Хомякова. Или интеллигентское паломничество москвичей в Новую Деревню к священнику Александру Меню, в тот момент еще не убитому неизвестным (и по сей день) палачом. Убийство у Бежина не показано - показано, как к нему подводит течение жизни, вроде бы утопленной в мелочах.
Эти "мелочи", суммарно составляющие в прозе Бежина социальный и психологический "фон", прорисованы пером "пуантилиста", но врезаются в сознание читателя.
Ну, например: снежный оползень свисает с шиферной крыши, но не обламывается; сквозь переплет террасы виден стол без клеенки… остановившиеся ходики… пара яблок, закатившихся в угол дивана.
Поворот хрусталика - и вы видите, откуда везут этих детей, откуда сплавляют эти гимнастерки. Проходной двор, заваленный досками, завешанный задубевшим от мороза бельем. Смрадная помойка с котами и мухами. Арочный коридор, проходящий под домом, - длинный, мрачный, отдающий сырым кирпичом и кошками, с тусклым мигающим фонарем в проволочной сетке. Родная коммуналка, да не из худших: здесь обитают создатели высоток, проектировщики лепнины, они слышат за стенкой пьяную брань, визг гармошки, они обсуждают творческие вопросы по телефону, висящему в коридоре, а за спиной в это время шаркает, шмыгает, харкает, плюет и гремит ведрами народ.
Вырваться! В вуз! Безденежье студентов - их мировоззрение. Аудитории полны. Старого профессора ведут на кафедру под руки, он трубно сморкается, крякает, насаживает на красный нос пенсне, отхлебывает из граненого стакана крепкого чаю и раскрывает рот:
- Ну-с, милостивые государи…
Милостивые государи, получив дипломы, начинают "вовремя получать, перед праздниками приносить и на демонстрациях размахивать". Должность младшего сотрудника - единственно доступная форма свободы: жизнь состоит из неприсутственных дней, и никто не мечтает о большей роскоши, чем остаться дома под предлогом посещения библиотеки или написания полагающихся по плану листов.
Страна-колдобина! Страна-яма! Страна-цистерна! Нефтехранилище с узкой лесенкой по железной стенке и завинчивающейся крышкой люка! Страна, где Соловки сделались лагерем, пыточной дыбой, душегубкой, а Саров - адской лабораторией, где изобретают водородную бомбу! Да есть ли в этой стране, в этой действительности, в этой железобетонной реальности хоть что-нибудь другое, кроме ноздреватых блоков на железных крючьях?
Есть. Полюс относительной недоступности: блондинки прибалтийского разлива. Холодные голубые глаза, волосы, туго стянутые и заколотые гребнем, нитка янтаря на груди, белый отложной воротничок поверх лацканов жакета.
На другом полюсе - бывший кулак-мироед. Наливает из огромной мутной бутыли, выпивает, еще наливает, еще выпивает. Прослезившись, занюхивает рукавом.
В центре, в середине этого мира, вернее, в зеркальном, перевернутом, вывернутом отражении этой среднестатистической середины - борец против системы. Он ушел в дворники, чистит снег во дворе высотного дома, где в подвале у него каморка с метлами, лопатами и скребками, а также чемодан с запрещенными книгами. Иногда он их читает, иногда стоит на голове, как йог, иногда молится перед иконами святых Гавриила и Евстратия, умученных от жидов, а иногда валяется на продавленной койке и бессмысленно разглядывает потолок.
Вопрос все тот же: что делать (если на вопрос "кто виноват?" уже ответили умученные святые).
Сесть в электричку - и ты в раю. Нос плоскодонки, уткнувшейся в островок кувшинок… брошенные в траве велосипеды с привязанными к рамам подушечками… заросли малины.
А если зима?
А если зима, то сесть опять-таки в электричку (промерзшую) и завалиться к знакомой, которая работает на мебельной фабрике в обивочном цехе. На работу она ездит далеко, встает рано, досыпает все в той же электричке, если удается захватить место, так что отгулы - тот же рай. Живет она в домике, занесенном снегом по самую крышу. Провести с ней в таком домике три дня блаженной истомы, после чего она скажет: "Если что… ты ничуть не обязан". И спросит: "Руфь, о которой ты говорил, - моавитянка? Она не еврейка? Боря, а моавитяне - русские?"
Я выбираю из разных повестей и рассказов Бежина эти скользящие зарисовки, летящие штрихи, мгновенные реплики, вроде бы не имеющие прямого отношения к той или иной "истории", а если имеющие, то не более чем отношение дальнего, общего плана к ближнему, крупному, - я их собираю вместе, чтобы было видно, во-первых, что это единая, связная картина, общий план; во-вторых, что этот общий план таит в себе "не явленную", однако хорошо ощутимую концепцию российской действительности, и, в-третьих, - именно эта общая картина позволяет понять смысл того сквозного драматичного сюжета, который проходит через все "истории", рассказанные Леонидом Бежиным.
Начинается сюжет с того самого ощущения, которое побуждает бежинского героя бежать из страны-цистерны: он обречен жить как все, и воспринимает эту перспективу с ужасом и отвращением. Виртуозная формулировка: "Быть похожим на счастливых". Чуть прямее: "Отдаться привычному покою несчастья". Или так: "Жизнь сама по себе, а счастье само по себе".
Можно жить в этом состоянии? Можно - если постоянно подавляешь в себе беспокойство, неясную тревогу и тот уже упомянутый вопрос, с которого у нас начинается всякое разбирательство (а иногда им и кончается): кто виноват?
Виноват тот, кто выбивается из общего тягла, вылезает из цистерны. Обычно это артист, художник, музыкант - в традиционно-светской ситуации. В традиционно-религиозной - это святой, канонизированный или самозваный - не важно. В глазах других это всегда счастливчик, на которого обычный обыватель смотрит у Бежина со смешанным чувством, где восторженное и почти рабское поклонение соединяется с завистью и ненавистью.
Спасаясь от невыносимого комплекса неполноценности, бежинский герой избирает (или, лучше сказать, изобретает) позицию, которой нельзя отказать в изощренности: это обернутая в самоуничижение гордыня. "Приватный наблюдатель, эдакий хитрец с улыбочкой, себе на уме". Всмотревшись в эту улыбочку, иной счастливчик скажет: "Ах, вот он кто, мой наблюдатель", - разгадав секрет, заключающийся в том, что человек, не умеющий быть счастливым, решает стать тайным дирижером чужого счастья, его неузнаваемым устроителем.
В сущности, это довольно дерзкая попытка соперничать со Вседержителем судеб, и "наблюдатель" про себя это знает. Или смутно чувствует.
Отсюда - разлитое в прозе Бежина двойное видение. Человек ест, пьет, разговаривает, интригует, влюбляется, очаровывается, разочаровывается, а каким-то потайным уровнем сознания допытывается: что же все это значит?
Это особенно ясно у Бежина во время диалогов, вернее, по ходу ремарок.
"Дай! - потребовала Нина Евгеньевна, протягивая руку и отворачиваясь в знак какой-то особой брезгливости…
- Нет-нет, это я в другом смысле. - Кузя округлил глаза с отчаянием, которое одно могло донести до матери другой смысл…"
Сквозной мотив: "сказав одно, намекнуть совсем на другое".
Шире: на что ни взглянуть - непременно заподозрить "другое". Вечно хочется "чего-то иного, далекого, несбыточного". Старая добрая русская мечта - сбежать туда, где нас нет. На край света! В Опоньское царство! Куда угодно закатиться - из этой цистерны, бетономешалки, колдобины!