Повести и рассказы (сборник) - Геннадий Гор

Шрифт
Фон

Геннадий Самойлович Гор, известный советский современный писатель, вступил в литературу в середине 1920-х годов. В настоящий однотомник входят: автобиографическая повесть "Рисунок Дароткана", рассказы 30-х годов из цикла "Большие пихтовые леса", фантастические произведения: "Мальчик", "Синее окно Феокрита" и др.

Вступительная статья Л. Плоткина.

Оформление художника Ю. Киселева.

Содержание:

  • Творчество Геннадия Гора 1

  • Рисунок Дароткана 4

  • Большие пихтовые леса - Рассказы 17

    • Горячий ручей 17

    • Большие пихтовые леса 18

    • В краю старого Чедучу 19

    • Старуха 20

    • Старик Тевка 22

    • Пила 24

    • Старик Христофор 25

  • Ланжеро 28

    • Часть первая 28

    • Часть вторая 39

  • Фантастические повести и рассказы 54

    • Мальчик 54

    • Синее окно Феокрита 63

    • Картина 70

    • Волшебный берет 71

  • Примечания 72

Геннадий Гор
Повести и рассказы
(сборник)

Творчество Геннадия Гора

"Форма выражения, манера или стиль у настоящего художника подчиняются не случайной прихоти, а чему-то более глубокому, уходящему своими корнями во внутренний опыт, в глубинное знание жизни".

Эти слова Геннадия Гора были сказаны им в книге о ненецком художнике Константине Панкове. Но они применимы и к самому Гору. Следует лишь добавить: не только форма выражения, но и внутреннее содержание произведения определяется жизненным опытом художника.

Жизнь Гора началась необычно. Он родился 28 января 1907 года в Верхнеудинске - ныне Улан-Удэ - в семье профессиональных революционеров. В воспоминаниях Н. Н. Баранского, видного деятеля большевистской партии, одного из организаторов первых социал-демократических кружков в Сибири, в числе других активных участников революционного движения в Сибири упомянут Самуил Гор. Это был отец будущего писателя. Первый год своей жизни Геннадий Гор провел в тюрьме в Чите, куда были заключены его родители за активное участие в революционном подполье.

0 детских и юных годах своих Г. Гор впоследствии писал: "…Куперовой и Майнридовой Америки уже давно не существовало, и только мне повезло в двадцатом веке каждый день видеть край, еще более первобытный, чем исчезнувшие миры Купера и Майна Рида".

Необозримые просторы Сибири, таинственная и могучая тайга, неповторимый быт малых народностей Севера - все это во многом определило будущие темы произведений Г. Горя. Его приятелями были эвенки и буряты, и любовное отношение к ним сохранилось у него на всю жизнь. Позднее он много переводил прозу зачинателей литературы ненцев, хантов, манси.

В средней школе Гор учился в Чите. В 1923 году он приехал в Петроград, а через два года поступил на историко-филологический факультет университета.

В Ленинграде в двадцатые годы существовало литературное объединение "Смена". Принимали в нем участие многие из тех, кто позднее занял видное место, в советской литературе. Это Ольга Берггольц, Борис Корнилов, Александр Гитович, Борис Лихарев, Леонид Рахманов. Свой литературный путь Г. Гор начал в 1925 году именно в этом кружке. Дебютировал он в молодежных изданиях - в журнале "Юный пролетарий" и газете "Смена".

Первая книга рассказов писателя вышла в Ленинграде в 1933 году и носила название "Живопись". Посвящена она была главным образом проблемам искусства, вопросу о художнике в современном мире.

В тридцатые же годы писатель обратился к материалу, который с детства был ему близок, - к жизни малых народностей Севера. В таких книгах, как "Ланжеро", "Большие пихтовые леса", "Синее озеро", черты условности, которые были свойственны книге "Живопись", уступили место реалистическому подходу к действительности.

В послевоенное время Г. Гор опубликовал повесть "Остров будет открыт" - о молодом человеке, почти подростке, вернувшемся с фронта, о возвращении его к мирному бытию и о тех трудностях, которые преодолевает герой в поисках своего места в жизни.

В пятидесятые годы Г. Гор пишет повести, названные в критике "университетскими", - "Ошибка профессора Орочева", "Однофамилец". В них писатель выступает против приспособленцев и карьеристов, за подлинно творческое отношение к науке, которая мстит за себя бесплодием и деградацией каждому, кто поиски истины в науке подменяет низменными побуждениями.

В шестидесятые годы Г. Гор обращается к научно-фантастическому жанру. В этот период появляются такие произведения, как "Синее окно Феокрита", "Докучливый собеседник", "Кумби", "Странник и время", "Нездешний старичок", "Волшебный берет", "Лифт", "Картина" и другие.

Вместе с тем он возвращается к материалу своих ранних вещей и воскрешает впечатления своего детства и юности. Такова одна из самых последних вещей его - талантливая повесть "Рисунок Дароткана", опубликованная в 1972 году.

Г. Гор проработал в литературе почти полвека. Мы встречаемся в его книгах с множеством тем, сюжетов, ситуаций. Но при всем этом многообразии у Г. Гора, как у всякого серьезного художника, есть свое видение мира, обусловленное особенностями его таланта и жизненного опыта, своя внутренняя устремленность, словом - то, что Белинский называл пафосом творчества.

В произведениях Г. Гора явственно видны две линии, во многом не только не сходные, но даже как будто контрастирующие и в известном смысле противоположные друг другу. Это, с одной стороны, произведения, которые можно назвать "северными", - о жизни народностей Севера, совсем еще недавно живших как будто вне истории, вне цивилизации, и с другой - повести и рассказы, для которых характерна постановка сложных проблем философии, эстетики, социологии.

В критике отмечалось, что литературная манера Гора приближается к манере живописца, который воссоздает многокрасочную картину виденного в замкнутом пространстве. Стремясь передать всю необычность своего материала, Г. Гор опирается на творческий опыт больших мастеров советской прозы. Он, в частности, учился у Бабеля умению лаконично и, казалось бы, в нейтральном тоне повествовать о событиях страшных и трагических. Рассказ Г. Гора "Горячий ручей" начинается так: "Я играл в лесу. Ручей кипел у моих ног. Вода была желтая, а камни зеленые. Траве было тепло возле ручья. Сосны отодвинулись от ручья. Они, наверно, боялись ручья, их корням было жарко." Прелестная лесная идиллия!.. Человек не отделяет себя от природы, а природа очеловечена. Но в эту безмятежную таежную глушь врываются бури гражданской войны. Мальчик, от имени которого ведется повествование, встречает группу всадников, он их принимает за гостей. Но это не гости. Это белые, и они ищут отца и мать ребенка, чтобы расправиться с ними.

"- Коля, - сказал мне человек с большим ласковым ртом, - иди-ка сюда.

Я подошел к нему.

- Мальчик, - сказал мне тот высокий человек. - Иди посмотри на папу. Мы убили твоего папу. Он там лежит, твой папа, на полу."

Убивают и мать этого мальчика и остальных обитателей поселка. Жестокие бури сотрясают тишину таежной глуши.

Г. Гор совсем не склонен изображать жизнь охотников и рыболовов в духе нетронутой цивилизацией гармонии. Он видит, что и здесь кипят социальные страсти. И здесь есть люди добрые и открытые и люди жестокие, которые из-за корысти, соперничества и злобы готовы на любое зверство. Два рассказа - "Ивт одноглазый" и "Старик Тевка" - посвящены теме социальной розни в, казалось бы, однородном и цельном быту стойбища. Герои этих рассказов - братья Ивт и Вайт. Во время японской оккупации они оба верой и правдой служили интервентам. Это богатые люди. У Вайта было тридцать девять собак, у Ивта - на десяток больше. Братьев раздирают бесконечные распри, на почве соперничества они готовы убить друг друга. Но в своей враждебности, ненависти к старому Тевке они едины.

Старый Тевка поет песню:

"Два худых человека рядом со мной живут. Два богатых человека. Одного Ивтом звать, другого - Вайтом. Ивт Вайту ухо отрезал. Вайт Ивту палец откусил. Два худых человека смотрят на меня тремя глазами. Ладно, весна скоро придет, река откроется. Я в лодку сяду. К хорошим людям в гости поеду. Торопись, весна, Тевка тебя любит."

И этого доброго человека "худые" братья подстрелили и сделали инвалидом. "Не думал он, что братья Ивт и Вайт хотели его оставить без ноги Ничего он не сделал им худого." Лишь сказал как-то братьям Ивту и Вайту, что они жадные люди ( "Мало ли что сболтнешь сгоряча" ). Старый Тевка не может допустить мысли, что братья могли с умыслом искалечить его. Но так именно и было: злобные собственники не могли простить старику правды.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора