Преуспевающий художник Генри Честер, чопорный и праведный, истерзанный угрызениями совести и воспоминаниями о матери, находит свой идеал - юную девочку из бедной семьи. Его прошлое полно мрачных тайн, но кто заподозрит респектабельного викторианского господина? Эффи станет идеальной женой - неиспорченной, непорочной, совершенной моделью - девочкой-призраком, девочкой-нищенкой с прерафаэлитских полотен. Эффи, идеальная жена, - одинока, больна, слаба и чувствительна. Она ищет любви и друзей - и находит: беспечный и жестокий любовник, соперник ее мужа; колдунья - мадам из популярного борделя; и дочь мадам, десятилетняя Марта, много лет назад убитая в этом борделе. Марта и Эффи, призрачные девы, и их общая мать намерены отомстить убийце - и месть будет сладка, мучительна и смертельна.
В викторианском готическом романе Джоанн Хэррис "Спи, бледная сестра" реальность затянута призрачной дымкой и неотличима от сумрачных фантазий, любовь губительна, а месть неизбежна и страшна. Что мы знаем о призраках? Что мы знаем о людях? Джоанн Хэррис знает многое.
В 2009 году книга была переиздана под названием "Темный ангел".
Содержание:
Об авторе 1
Пресса и коллеги о романе "Спи, бледная сестра" 1
Предисловие 2
Вступление 2
Отшельник 2
Звезда 5
Девятка мечей 6
Валет монет 8
Верховная жрица 15
Луна 21
Перемены 26
Туз мечей 37
Двойка кубков 43
Повешенный 55
Смерть 58
Примечания 58
Джоанн Харрис
Спи, бледная сестра
В 1993 году издатели не обрадовались, когда Джоанн Хэррис принесла им свой второй роман "Спи, бледная сестра". Их не заинтересовала викторианская готическая история о привидениях (казалось бы, традиционный жанр, ценителей - миллионы); издатели ожидали продолжения темы первого романа (в "Злом семени" речь шла о вампирах). Как обычно, сработала инерция: издатели объявили новый роман Хэррис "ужастиком". Напрасно: в результате широкая читательская аудитория по-настоящему заметила его - и распознала в нем то, чем он является, - лишь при переиздании в 2004 году, когда "Шоколад" уже экранизировали, Хэррис обрела мировую популярность, а книги ее печатались и допечатывали миллионными тиражами.
Этот роман сложно не заметить - и не восхититься. Хэррис написала его, вдохновляясь "Женщиной в белом" Уилки Коллинза, но в большей степени - историей жизни английского писателя, искусствоведа и критика Джона Раскина (первый брак с Эффи Грей, через шесть лет расторгнутый под предлогом импотенции мужа; любовь к одиннадцатилетней Роуз ла Туш - когда той исполнилось семнадцать, пятидесятилетний Раскин предложил ей руку и сердце, однако был отвергнут ее родителями, а затем и ею самой). Болезненная Эффи у Хэррис воплотила их обеих - Эффи Грей и Роуз ла Туш, подавляемую мужем несчастную женщину и бесплотного идеального ребенка, совершенный объект любви и поклонения.
Роман получился с двойным дном. Готический викторианский Лондон, художники и критики, выставки, муки творчества. Привидения, галлюцинации, страстная любовь на кладбище, месть и смерть. Но, как всегда у Хэррис, роман не об этом. "Меня завораживают изумительные двойные стандарты викторианской морали, - говорила Хэррис, - и бесконечно развлекает, когда прекраснодушные политики говорят о "возврате к старым добрым викторианским ценностям". Целую культуру викторианской узаконенной педофилии (замаскированной под идеализм) историки скромненько приукрасили, как и весьма специфические викторианские взгляды на секс, ныне возродившиеся в страсти индустрии моды к инфантильным тонюсеньким моделям. Я хотела до некоторой степени рассказать об этом и посмотреть, что получится, если такой идеал воплотится в реальной личности". История о привидениях? Возможно. На самом же деле - прямой и жесткий взгляд в глубины идеализированной эпохи, дабы вывернуть наизнанку человеческие души, содрать мишуру и снова доказать: все отнюдь не такое, как чудится на первый взгляд. Все гораздо страшнее.
Анастасия Грызунова, координатор серии
Об авторе
Джоанн Хэррис родилась 3 июля 1964 года в Йоркшире, в семье англичанина и француженки. В Колледже Святой Катарины в Кембридже изучала современные и средневековые языки. После окончания университета работала продавцом, затем 15 лет преподавала французский язык в школе для мальчиков в Лидсе, вела курс французской литературы в университете Шеффилда. Первая книга Джоанн Хэррис "Семя зла" была опубликована в 1989 году, но особого успеха не имела. Второй роман "Спи, бледная сестра" вышел в 1993 году. В 1999 году ее третий роман, мистическая мелодрама "Шоколад", вошел в шорт-лист премии "Уитбред", Голливуд купил права на экранизацию, и одноименный фильм Лассе Халлстрома (с Жюльетт Бинош, Джонни Деппом, Альфредом Молиной и Джуди Денч в главных ролях) был номинирован на "Оскар" в пяти категориях и на "Золотой глобус" - в четырех. Среди других книг Джоанн Хэррис - "Ежевичное вино" (2000), "Пять четвертинок апельсина" (2001), "Святые глупцы" (2003). Ее книги опубликованы более чем в 40 странах.
Ее любимые писатели - Рэй Брэдбери, Мервин Пик, Анджела Картер, П.Г. Вудхаус, Джон Мортимер, Кристофер Фаулер, Дорис Лессинг, Жюль Верн, Эдгар Аллан По, Саки, Ги де Мопассан, Артюр Рембо и Александр Дюма.
Увлечения Джоанн Хэррис - "бездельничать, пребывать в праздности, гулять, бренчать на гитаре, дразнить священников и по-тихому подрывать систему", хотя еще она любит ставить в тупик. Также среди ее хобби - аморальность, бунт, колдовство, вооруженные ограбления и чай с печеньем. Не обязательно откажется от предложения, если оно касается экзотических путешествий, шампанского или желтых бриллиантов "Графф". Джоанн Хэррис играет на бас-гитаре в группе, которую организовала в 16 лет. Живет в Йоркшире с мужем и дочерью.
Веб-сайты Джоанн Хэррис - и
Пресса и коллеги о романе "Спи, бледная сестра"
Не просто роман - неотступная роскошная фантазия в дымке лауданума.
Кристофер Фаулер, автор "Спанки", "Верхнего мира" и "Темного аншлага"
Роман темный и таинственный…. Эта книга заворожит ценителей готического романа и поклонников поздних работ Джоанн Хэррис. В "Спи, бледная сестра" повествование раскрывается во всей своей чувственности и элегантности.
Library Journal
Страницы листаются стремительно, их гонят внезапные повороты сюжета в потоке призрачных видений и недопустимого секса. Эта готическая история - одна из лучших в своем жанре.
Publishers Weekly
Финал озадачит вас, ибо персонажи раскрывают свои секреты в манере XIX века - не обязательно сообщая всю правду. Это не счастливая книга, однако эта история завораживает и уносит за собой.
CRDodson.com
Кевин Патри Махоуни: Насколько фигура Джона Раскина повлияла на "Спи, бледная сестра"? Как и Генри Честер, он ведь тоже женился на своей Эффи?
Джоанн Хэррис: Я очень пристально думала о Раскине, когда писала роман, - как и о ряде других викторианских писателях и художниках. Меня завораживают изумительные двойные стандарты викторианской морали - и бесконечно развлекает, когда прекраснодушные политики говорят о "возврате к старым добрым викторианским ценностям". Целую культуру викторианской узаконенной педофилии (замаскированной под идеализм) историки скромненько приукрасили, как и весьма специфические викторианские взгляды на секс, ныне отраженные в страсти индустрии моды к инфантильным тонюсеньким моделям. Я хотела до некоторой степени рассказать об этом и посмотреть, что получится, если такой идеал воплотится в реальной личности.
Кевин Патрик Махоуни. Интервью Джоанн Хэррис, март 2000
Снова Кевину
Хочу поблагодарить всех, кто помог разбудить эту спящую книгу. Во-первых, Кристофера, которому она нравилась с самого начала; Серафину, Говарда и Бри; замечательного редактора Франческу и всех моих друзей из "TransworId"; Грэма Овендена за обложку, о которой я всегда мечтала; книготорговцев, которые заботились о том, чтобы мои книги постоянно были на полках, и, наконец, всех поклонников моих предыдущих романов, которые писали, жаловались, настаивали, просили и требовали, чтобы эту книга допечатали.