И так все это сработало - и аллея, и шум танцевальный, и лицо ее, вполне серьезное - что я сказал чистую правду. Я сказал, что от танцев пахнет ложью, что эта та же водка, та же работа; и то, и другое, и третье - чтобы забыться, чтобы не думать. Но водка - это хоть честно, работа - это хоть полезно. А танцы… Я нечасто чувствую себя одиноким, но на танцах - всегда. Я ухожу куда-нибудь в поле, мордой в небо - и у-у-у-у-!
- Вот! - сказала Люся. - Точно!
- Э! - сказал я. - Да мы с тобой одной крови - ты и я!
- Похоже на то, что так. - сказала она.
- Ну представь - во время пикника на обочине подпивший таукитянин на спор принимает облик чьего-нибудь папаши или там голубя. И вводит в заблуждение чью-то там мамашу. И в результате появляется на свет этакий жук в муравейнике. И все ему здесь ну так дико!
- Как Штирлицу!
- Во-во! А жить-то надо - тут! И что остается делать? Он изучает нехитрую технологию жизни землян. Мимикрирует. Приучается в компании бичей изъясняться изысканным матом. И шпарить почти что по латыни на интеллигентской попойке.
- И дамам говорить любезности, если надо.
- И дамам. Но это не он. Это скафандр. Отличный скафандр из добротной четырехслойной непробиваемой иронии. Боевая раскраска, как у американского пехотинца. А внутри - он, во всей таукитянской наготе: шесть щупалец…
- Жутко удобная штука!
- …восемь глаз…
- Из которых не менее пяти смотрят внутрь…
- Что, знакомо?
- Еще как!
- И вот представь - в скафандре хорошо, но уж очень плохо. Например, любовью заниматься в скафандре…
- Бр-р-р, - сказала Люся.
- И время от времени приходится из него вылезать, совершая самоубийственную попытку контакта цивилизаций…
- А скафандр-то уже сросся с телом!
- И все-то ты понимаешь…
11
Я очки снимаю с носа,
И гляжу на них я косо,
И с размаху их бросаю в набежавшую волну!
Вяло дужками вращая,
Тускло стеклами сверкая,
Все одиннадцать диоптрий отправляются ко дну.
И гляжу я напряженно
Глазом невооруженным
В мир, который мне доселе был неведомым почти
Без очков не видно дали,
Но очки мне в детстве дали,
Может быть, не те, что надо, мне подсунули очки!
По корыстным по мотивам
Искажали перспективу,
Да и с цветом, очевидно, тоже что-нибудь не так…
Подозрительно красиво,
Поразительно фальшиво.
Я носил очки полжизни. Ну какой же я дурак!
Я собою очень гордый,
Я держусь почти что лордом,
Жалко только, в этом мире я не вижу ни черта!
И знакомлюсь с чем-то твердым
Регулярно, прямо мордой.
Что-то, братцы, очень странно исполняется мечта!
…Я глазам своим не верю,
Я бегу скорей на берег,
И с размаху я бросаюсь в набежавшую волну,
Нацепив на шею камень,
За своими за очками… Без очков мне жизни нету:
Не найду - так утону!
12
Что-то я рассказывать устал. Тем более, что и рассказывать больше нечего. Перейдем-ка сразу к эпилогу.
Эпилог. Мы ждем автобус и болтаем ни о чем. Я не дал Люсе ни адреса, ни телефона. Один из немногих мудрых поступков в моей жизни.
Автобус, наконец, пришел. И прощание, было дело, проходило в нужном стиле, но Люся чуть все не испортила: на полуслове, на полусмехе, бросилась мне на шею - и ну рыдать! Я сказал: "Ну, ну" и отодрал ее от себя со всей твердостью, на которую только был способен. Она села в автобус, и он уехал. И, будь я героем нашего времени, или хотя бы героем наших фильмов, я бы, может быть, кинулся бы вслед и загнал бы чьего-нибудь "жигуленка". Но я пошел в свою комнату и лег спать. Во сне жизнь проходит немного быстрее.
Примечания
1
Внимание! Если вы читаете "Скучно в городе Пекине" впервые, проигнорируйте примечания, а то будет неинтересно. А вот, если в первый раз будет интересно, прочтите еще раз - с примечаниями. А эту славную песенку подарил мне в Нордвике наш "шефа", Владимир Георгиевич Сиротинин. Я сразу же понял, какое это классное название для рассказа и загорелся рассказ написать. Только, действительно, про что? А название очень точно отражает пустыню в душе героя…
2
А это - песня маминого детдомовского детства. Вообще, здесь пока идёт треп ни о чём. Разгоняемся помаленьку…
3
Смех смехом, но я снимал с себя после каждого выхода по сотне клещей. Я устроил им кладбище в стакане и набрал чуть ли не четверть стакана этих гадов.
4
Вот уже кончается трёп и начинаются серьезные заявки. Вот такой он мизантроп, видите ли. Он, видите ли, любит одиночество. Между тем, если бы меня попросили выразить идею "Пекина" одним словом, я бы сказал слово "одиночество". О, знает ли кто-нибудь одиночество более одинокое? Да, есть одинокие женщины, но приходит мужчина - и они перестают быть одинокими. Крокодил Гена пишет объявление - и находит себе друзей. А вот такое одиночество не хотите - когда между тобой и человечеством ничего общего нет? Когда среди людей ты ещё больше одинок, чем в одиночке? Когда ты одинок не в силу внешних обстоятельств, а одинок по природе своей… В конце рассказа, устав от аллегорий, я говорю всё это прямым текстом.
5
Ну, этот пассаж про музу - едва ли не лучшие строки, которые я написал. Тряся своими персями… Ах, какая музыка! Впрочем, сравнение писательства с поносом - не весьма оригинальное. И, кстати про датскую поэзию, если кто не знает - это стихи, которые пишут к датам. К дню рождения, например. Самый мерзкий вид графомании.
6
Никаких дверей в кабину в циркулярном душе нет. И медсестра стала включать воду для каждого отдыхающего отдельно - только в 1996 году, когда кубометр стал стоить двадцать тысяч рублей. А до того вода лилась себе и никакой медсестры не было. Но в стихе медсестра играет роль чуть ли не Бога, потому я и погрешил против технической истины.
7
Стих не такой простой, как кажется. Впервые в нём появляется Оля В., о которой вы вряд ли узнаете, потому что я этим делиться с вами не собираюсь (просто посмотрите все мои стихи и рассказы с 1985 года по примерно 1994, и вы почти все поймете). Вот эти все жизненные передряги (как же душ в бока впивался), и любовные неудачи (ну, а всего сильнее в пах). И горечь от своего малодушия (Я, точно, жил не так, чтоб очень, всё норовил и вам и нам). Ну, а пассаж о том, как я смело вошёл в струи - это о том, как я, защитившись от любви и обретя тем самым внутреннюю стойкость, двинулся навстречу жизненным передрягам. Вы думаете, я разыгрываю? Ничуть не бывало, когда я писал стих, имел в виду именно всё это.
8
А вот уже заявка на философию. Обратите внимание: герой хочет придушить гражданку только за то, что ей для счастья надо так мало. Вы не находите, что он ей люто завидует? Опять штрих в ту же копилку - про одиночество. Заметьте также, что про одиночество упоминается чуть ли не в каждом абзаце - чем дальше, тем больше… Хохмы хохмами, а мы подходим всё ближе к сути.
9
Но, кстати, и хохмы неплохие. И все мои - про режим, про достоинства, про курсы, про количество и качество. Песня про радон без мужика, к сожалению, не моя - народная, и куплетов в ней значительно больше, правда, нематерные встречаются очень редко.
10
И еще. Заметьте, как педалируется здесь "забыл, как звать". То есть люди настолько неинтересны герою, что он и их имена-то не запоминает. Попытка героя приблизиться к человечеству начнётся как раз с того, что он запомнит имена…
11
И всё-таки комментс. Все случаи реальные - и про особь, и про танцы, и про трёх теток. Правда, насчёт "хочете" я хотел сказать, но не сказал. То есть герой несколько погрубее меня. Но заметьте опять, какого рожна этому герою надо. Любовь с большой дороги его, видите ли, не устраивает. Ему надо не прям как на самом деле, а на самом деле. Ну, ну, посмотрим, как он себя поведёт, когда это будет на самом деле?