Несмотря на многократные заявления в том духе, что литература для него - только вид коммерции, Борис Виан (1920-1959) с самого начала своей литературной деятельности воспринимался в артистической среде Парижа как один из самых ярких представителей французского авангарда, подтвердив эту репутацию принесшим ему славу романом "Пена дней" (1947). Еще годом раньше вышел в свет роман "Я заплюю ваши могилы", подвергшийся впоследствии запретам, как и еще две книги, включая "Мертвые все одного цвета" (1947). Виан выдал это произведение за перевод из наследия американского мастера "жестоких" детективов Вернона Салливена. Эта маска потребовалась Виану, поскольку во Франции его книги производили слишком шокирующее впечатление предельной откровенностью, с какой изображена люмпенская среда огромного города. Преобладающая в романах Виана установка на абсолютную достоверность картины, где все названо своими именами, органично соединена в этой остросюжетной прозе с философской проблематикой бунта против жалкого человеческого удела, вызова бытующим представлениям о морали и самоутверждения личности, стремящейся создать для себя ситуации, которые требуют мобилизации всех духовных сил и готовности к гибели во имя сохранения свободы выбора и поступка. В западной литературе XX века Виан занимает место между Генри Миллером и Альбером Камю, сочетая договаривающий все до конца фактографизм с интеллектуальной насыщенностью, отличающей французскую прозу. Его книги, оставаясь популярными в самых разных читательских кругах, давно признаны современной классикой.
Содержание:
ГЛАВА I 1
ГЛАВА II 1
ГЛАВА III 2
ГЛАВА IV 2
ГЛАВА V 3
ГЛАВА VI 3
ГЛАВА VII 4
ГЛАВА VIII 5
ГЛАВА IX 6
ГЛАВА X 6
ГЛАВА XI 7
ГЛАВА XII 7
ГЛАВА XIII 8
ГЛАВА XIV 8
ГЛАВА XV 9
ГЛАВА XVI 9
ГЛАВА XVII 10
ГЛАВА XVIII 11
ГЛАВА XIX 11
ГЛАВА XX 12
ГЛАВА XXI 13
ГЛАВА XXII 13
ГЛАВА XXIII 14
ГЛАВА XXIV 16
ГЛАВА XXV 16
ГЛАВА XXVI 18
ГЛАВА XXVII 18
ГЛАВА XXVIII 19
ГЛАВА XXIX 19
ГЛАВА XXX 21
ГЛАВА XXXI 21
ГЛАВА XXXII 23
ГЛАВА XXXIII 23
ГЛАВА XXXIV 24
ГЛАВА XXXV 24
Борис ВИАН
КРАСНАЯ ТРАВА
ГЛАВА I
Теплый, сонный ветер пытался запихнуть в окно охапку листьев. Вольф, словно зачарованный, следил, как раскачивающаяся ветка время от времени пропускает внутрь клин дневного света. Безо всякой причины он вздрогнул и, опершись руками о край письменного стола, привстал. По ходу дела скрипнул дощечкой паркета и в качестве компенсации бесшумно прикрыл за собой дверь. Спустившись по лестнице, он очутился снаружи, и вот уже нога его коснулась узкой кирпичной дорожки, обсаженной с двух сторон крапивой двубортной; дорожка вела через местную красную траву в Квадрат.
В ста шагах от него машина кромсала небо всей своей серой стальной конструкцией, расчерчивала лазурь нечеловеческими треугольниками. Рядом с машиной, как большущий табачного цвета майский жук, копошился комбинезон Ляписа Сапфира, механика. Комбинезон был надет на Сапфира. Вольф издали окликнул его, майский жук выпрямился и отряхнулся.
Он встретил Вольфа в десяти метрах от аппарата, и дальше они пошли вместе.
- Вы пришли ее проверить? - спросил Ляпис.
- Пора, мне кажется, - сказал Вольф.
Он взглянул на аппарат. Клеть была поднята, и между четырьмя коренастыми опорами зиял глубокий колодец. Там в должном порядке размещались собственно разрушающие элементы, они станут прилаживаться друг за другом по мере вхождения машины в ритм.
- Лишь бы все обошлось без сучка без задоринки, - сказал Вольф. - В конце концов, она может и не выдержать. Все рассчитано тютелька в тютельку.
- Если такой машине в тютельку попадет только один сучок, - проворчал Сапфир, - я берусь выучить тарабаскский и всю оставшуюся жизнь буду говорить только на нем.
- Я его тоже выучу, - сказал Вольф. - Тебе же надо будет с кем-нибудь поговорить, а?
- Шутки в сторону, - сказал возбужденный Ляпис. - Тарабаскский от нас никуда не уйдет. Ну что, запустим? Я позову вашу жену и Хмельмаю. Нужно, чтобы они это видели.
- Да, нужно, чтобы они это видели, - без убеждения повторил Вольф.
- Я на мотороллере, - сказал Сапфир. - Вернусь через пару минут.
Он оседлал крохотный мотороллер, который с грохотом тронулся с места и затрясся по кирпичной дорожке. Вольф остался посреди Квадрата один-одинешенек. В нескольких сотнях метров от него высились ровные, четко очерченные стены из розового камня.
Среди красной травы Вольф стоял перед машиной и ждал. Уже много дней, как перестали забредать зеваки, они берегли силы на официально назначенный день торжественного пуска, а пока предпочитали ходить в "Эльдораму" глазеть на полоумных боксеров и укротителя ядовитых крыс.
Тихо блестело довольно низкое Небо. Сейчас можно было, взобравшись на стул, потрогать его пальцем; но достаточно одного порыва, одного дуновения ветра - и оно сожмется, втянется в себя и поднимется в бесконечность…
Вольф подошел к пульту управления и плотно прижал к нему ладони, проверяя его на прочность. Как обычно, он держал голову чуть наклонно, и его твердый профиль четко вырисовывался на менее прочной жести контрольного шкафа. Ветер облеплял его тело рубашкой из белого полотна и синими брюками.
Слегка взволнованный, он стоял и ждал Сапфира. Вот так просто все и началось. День был похож на другие, и только очень тренированный наблюдатель смог бы различить тончайшие, схожие с золочеными кракелюрами прожилки, метившие лазурь точно над машиной. Но задумчивые глаза Вольфа грезили среди красной травы. Время от времени из-за прилегающей к дороге западной стены Квадрата раздавалось мимолетное эхо проезжающего мимо автомобиля. Звуки разносились далеко: был выходной день, и люди скучали в тишине.
Потом по кирпичной дороге заикал движок мотороллера; прошло несколько секунд, и Вольф, не оборачиваясь, почувствовал рядом с собой запах светлых духов своей жены. Он поднял руку и нажал пальцем на пусковую кнопку. С нежнейшим посвистом завертелся мотор. Машина вибрировала. Серая клеть заняла свое место над колодцем. Никто не двигался. Сапфир держал Хмельмаю за руку, а она прятала глаза за решеткой желтых волос.
ГЛАВА II
Все вчетвером они разглядывали машину; раздался резкий щелчок: это вторая деталь, зацепленная зубцами головного элемента, заменила его в основании клети. Негнущийся маятник колебался бесперебойно, без толчков. Мотор вошел в режим, а выхлоп выскреб в пыли длинную канавку.
- Работает, - сказал Вольф.
Лиль прижалась к нему, и сквозь полотно своих рабочих брюк он почувствовал линию резинки на ее бедрах.
- Ну что, - сказала она, - отдохнешь теперь несколько дней?
- Надо идти дальше, - сказал Вольф.
- Но ты же сделал все, что они тебе заказали… - возразила Лиль. - Дело сделано.
- Нет, - сказал Вольф.
- Вольф… - пробормотала Лиль. - Тогда… никогда…
- После… - сказал Вольф. - Сначала…
Он заколебался, потом продолжил.
- Как только она будет обкатана, - сказал он, - я ее испытаю.
- Что же ты хочешь забыть? - насупившись, сказала Лиль.
- Когда ничего не вспоминаешь, - ответил Вольф, - это, конечно, совсем другое дело.
Лиль не отставала.
- Ты должен отдохнуть. Да и мне бы хотелось побыть пару дней со своим муженьком… - негромко сказала она исполненным пола голосом.
- Я не против того, чтоб побыть с тобой завтра, - сказал Вольф. - Но послезавтра она уже достаточно приработается, и нужно будет ее испытать.
Рядом с ними, обнявшись, замерли Сапфир и Хмельмая. Он впервые осмелился прикоснуться губами к губам своей подруги и теперь смаковал их малиновый вкус. Он закрыл глаза, и урчания машины хватило, чтобы унести его прочь. А потом он посмотрел на губы Хмельмаи, на ее глаза с приподнятыми уголками, как у полукозочки-полупантеры, и вдруг почувствовал чье-то присутствие. Не Вольфа, не Лиль… Кого-то постороннего… Он оглянулся. Рядом с ними стоял человек и внимательно глядел на них. Сердце Ляписа подпрыгнуло в груди, но сам он не шелохнулся. Он подождал немного, потом решился провести рукой по векам. Лиль и Вольф разговаривали, он слышал их голоса… Он сильно надавил на свои глаза и, увидев ослепительные пятна, вновь их раскрыл. Никого. Хмельмая ничего не заметила. Она так и стояла, прижавшись к нему, почти безучастная… да он и сам ничуть не задумывался раньше над тем, что они делали.
Вольф протянул руку и схватил Хмельмаю за плечо.
- В любом случае, - сказал он, - ты и твой мазурик, сегодня вечером вы оба ужинаете дома.