Наталья Рокотова
(Е.И. Рерих)
ОСНОВЫ БУДДИЗМА
1926 г
Весь доход поступает в распоряжение республиканского фонда помощи беспризорным детям.
Предисловие дано высоким лицом буддийского мира.
Великий Готама дал миру законченное учение коммунизма. Всякая попытка сделать из великого революционера бога приводит к нелепости.
Конечно до Готамы был целый ряд подвижников общего блага, но учение их распылилось сотнями веков. Потому учение Готамы должно быть принято как первое учение знания законов великой материи и эволюции мира.
Современное понимание общины дает прекрасный мост от Будды Готамы до Ленина. Произносим эту формулу не для возвеличивания, не для умаления, но как факт очевидный и непреложный.
Закон бесстрашия, закон отказа от собственности, закон ценности труда, закон достоинства человеческой личности, вне классов и внешних отличий, закон реального знания, закон любви на основе самосознания делают заветы учителей непрерывной радугой радости человечества.
Знаем, как ценил Ленин истинный Буддизм. Построим основы Буддизма в его явленных заветах. Учение простое, равное по красоте космосу, удалит всякий намек на идола, недостойный великого Учителя народа.
Знание было ведущей тропой великих Учителей. Знание позволит подойти к великим учениям свободно, жизненно, как реальна сама великая материя.
Не будем вводить позднейшие сложности, кратко скажем о тех основах, которые не могут быть отрицаемы.
Радость всем народам! Радость всем трудящимся!
В основах буддизма нельзя останавливаться на позднейших усложнениях и разветвлениях. Важно знать, что идея очищения учения всегда жива в буддийском сознании. Вскоре после смерти Учителя начались известные соборы в Раджагрихе, потом в Весали и в Патне, возвращая учение к его первоначальной простоте.
Главные, существующие школы буддизма - Махаяна (Тибет, Монголия, Калмыки, Бурята, Китай, Япония, Индия) и Хинаяна (Индо-Китай, Бирма, Сиам, Цейлон, Индия.) Но во всех школах одинаково помнят о качествах самого Учителя.
Качества Будды:- Муни-мудрый из рода Шакья. Шакья Синха-Шакья лев. Бхагават-Благословенный. Сатха-Учитель. Джина-Победитель. Владыка Благого Закона.
Необыкновенно прекрасен этот приход царя в облике могучего нищего. "Идите, вы нищие, несите спасение и благо народам." В этом напутствии Будды, в одном определении "нищие", заключена целая программа.
Познавая учение Будды, понимаете откуда идет утверждение буддистов: "Будда-человек." Его учение жизни - вне всяких предрассудков. Храм для него не существует, но есть место собраний и дом знаний - тибетские дуканг и цуглаканг.
Будда отрицал существование бога. Будда отрицал существование вечной и неизменной души. Будда дал учение жизни каждого дня. Будда действенно выступил против собственности. Будда лично боролся против изуверия каст и преимущества классов. Будда утверждал опытное, достоверное знание, и ценность труда. Будда заповедал изучать жизнь мира в полной его реальности. Будда положил основание общине, предвидя торжество общины мира.
Сотни миллионов почитателей Будды распространены по всему миру и каждый из них утверждает: "Прибегаю к Будде, прибегаю к Учению, прибегаю к общине."
Буддийская письменная традиция и современные нам исследования устанавливают ряд подробностей жизни Готамы Будды. Кончина Будды относится большинством исследователей к 483 г. до нашей эры. Указан возраст Учителя - около восьмидесяти лет. Известно место рождения Учителя - Капилавасту, расположенное в Непальском Терае. Известен царский род Шакья, из которого происходит Готама, покинувший царский дворец и семью около тридцати лет для подвига искания общего блага. Некоторые писатели сближают род Шакья с горными племенами, населявшими Непальский Терай.
В биографиях великого Учителя рассказывается о четырех встречах: дряхлый старец, страждующий человек, разлагающийся труп и величавый анахорет, запечатлевшихся в уме царевича сознанием страдания и тленности всего сущего. Конечно, эти четыре встречи суть лишь состояния души, изображенные символически. Ибо в одной древнейшей биографии-поэме имеется примечание после описания третьей встречи: "Кроме царевича и его стремянного, никто не видал умершего, которого переносили через дорогу."
До сих пор четыре места в Индии вызывают паломничество почитателей учения Будды. Место рождения - Капилавасту, город этот находился в северной Индии, в предгориях Гималаев, в верховьях реки Гондаки и был разрушен еще при жизни Будды. Место озарения - Бодхи-Гая, где находилась, часто упоминаемая роща Урувела, под тенью которой Готама озаренно объединил все свои достижения. Место первой проповеди - Сарнат (около Бенареса), где, по выражению предания, Будда пустил в ход колесо Закона, место это до сих пор хранит развалины древнейших общежитий. Место смерти - Кушинагара (Непал).
В записках китайского путешественника Фа-Сянъа (392–414), посетившего Индию, мы встречаем описания развалин владений Капилавасту, а так же и прочих почитаемых мест.
Несмотря на эти факты, несмотря на древние колонны царя Ашоки, находятся любители сделать из Будды миф и оторвать это высокое учение от жизни. Француз Сенар в особой книге, утверждал, что Будда есть "Солнечный миф". Но и тут наука восстановила человеческую личность Учителя Готамы Будды. Урна, с частью золы и костей Будды, найденная в Пиправе (Непальский Терай) и датированная надписью, а так же историческая урна, с частью реликвий Учителя, положенная царем Канишкой и найденная около Пешавера, свидетельствуют определенно о смерти первоучителя мировой общины Готамы Будды.
Не нужно думать, что жизнь Готамы Будды протекала среди общего признания и спокойствия. Наоборот, сохранились данные, указывающие на клевету и всевозможные препятствия, на которых Учитель, как истинный борец, только укреплялся, тем увеличивая значение своего подвига. Многие данные говорят о той враждебности, которую он встречал среди аскетов и браманов, ненавидевших его. Первые за порицаие их изуверств, вторые за отказ признать их права на социальные преимущества и на знание истины по праву рождения. Первым он говорил - "Если бы можно достичь совершенства и освобождения от уз, привязывающих человека к земле, только отказом от пищи и человеческих условий, то лошадь и корова давно достигли бы его."
Вторым - "По делам человек становится парией, по делам становится браманом." "Огонь, зажженный браманом и огонь, зажженный шудрой, одинаково имеют пламя, яркость и свет." - "К чему привела ваша отделенность? За хлебом вы идете на общий базар и цените монеты из кошеля шудры. Ваша отделенность просто называется грабежом. И священные вещи ваши проста орудия обмана. Имущество богатого брамана не есть ли поношение божественного закона?. Вы считаете юг светом и север тьмою - будет время, когда приду от полуночи и ваш свет померкнет. Даже птицы летят на север, чтоб там принести миру птенцов. Даже серые гуси знают ценность имущества на земле, но браман пытается набить золотом пояс и набрать сокровища под порогом дома. Браман, ты ведешь жалкую жизнь и конец твой будет жалким! Если уйду на север, то оттуда и вернусь." (Со слов устной традиции буддистов Индии.)
Известны случаи, когда после произнесения им речей, огромное большинство слушателей покинуло его и Благословенный сказал: "Зерно отделилось от мякины, оставшаяся община, сильная убеждением, учреждена. Хорошо, что эти гордецы удалились."
Вспомним эпизод, когда его ближайший ученик и родственник Девадатта задумал сбросить обломок скалы на проходившего Учителя и даже успел повредить ему палец.
Вспомним жестокую судьбу, постигшую его племя и родину от мстительного соседнего царя. Легенды рассказывают, что Будда с любимым учеником Анандой, находясь далеко от города в момент нападения на его страну, почувствовал жесточайшую головную боль, лег на землю и накрылся плащем, чтоб скрыть от единственного свидетеля скорбь, овладевшую его стоическим сердцем.
Так же не был лишен он и физических страданий, часто упоминаются испытываемые им жестокие боли в спине и самая смерть его произошла от недоброкачественной пищи. Все эти подробности делают его облик истинно человеческим и близким.