Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь (Иер. 31: 31–32).
Пришествие Спасителя, Его жизнь, смерть и воскресение станут Новым Заветом с домом Израиля – Церковью. Этот Завет превзойдет Ветхий, заключенный при исходе евреев из Египта.
Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер. 31: 33–34). Царство Мессии – Новозаветная Церковь – это общество духовно обновленных людей, которым Христос дарует совершенное познание Бога и прощение грехов. В отличие от Ветхозаветного Закона, начертанного на каменных скрижалях, новый Божий закон будет написан Благодатью на самих сердцах новых израильтян, то есть воля Божия станет неотъемлемой частью их существа.
Мало того, что Ты будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли (Ис. 49: 6). Пророк Исаия говорит о том, что Новорожденный Мессия привлечет в Свое Царство не только иудеев, но и другие народы, которые образуют Новый Израиль – христианскую Церковь.
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого… Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их … И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава (Ис. 11: 4-10).
Христос сокрушит нечестивого, то есть диавола. Далее через образы примирения непримиримого: волка и ягненка, барса и козленка, то есть сильных, которые в настоящей жизни всегда притесняют слабых, пророк изображает плоды спасительного дела Мессии: счастье, бессмертье, блаженство, полная гармония, мир и другие блага в Его Царстве.
Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших (Пс. 117: 22–23). Христос здесь именуется "камнем", поскольку на вере в Него, как на фундаменте, утверждается Церковь. Строители – ветхозаветные иудеи, которые отвергли и предали Господа на смерть. Однако Он воскрес и сделался краеугольным камнем Новозаветной Церкви.
Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что]
Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. (Ис. 53: 1-12). В этих словах, произнесенных пророком Исаией почти за семьсот лет до жизни Христа, с поразительной точностью изображена вся жизнь Спасителя.
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его неразрушися (Дан. 13–14). Пророк Даниил именует Мессию Сыном человеческим. Так в Евангелии называл Себя и Сам Христос, чем подчеркивал полноту Своей человеческой природы. Бог Отец даровал Ему царство, которое, будучи Царством вечного Бога-Вседержителя, не разрушится вовек.
Будут прославлять Тебя народы сильные … И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле … И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! (Ис. 25: 3–9). Грядущее Царство Мессии означает преодоление конечного зла человечества – смерти. Воскресение мертвых и вечная жизнь – это последняя победа Мессии над злом.
Часть вторая Исполнение
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – вот Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все это произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: вот, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус (Мф. 1: 18–25).
...
Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господу, вся земля! (Пс. 95: 1) И скажу обоим в совокупности: Да веселятся небеса, и да торжествует земля (Пс. 95: 11) ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды.
СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (329–389)
...
С лава Тебе, Господи! Дождались мы и еще светлых дней Рождества Христова: повеселимся теперь и порадуемся! Славьте же Христа и славьте так, чтоб сим славословием усладились гортань, душа и сердце и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (1815–1894)
...
Это празднуем ныне – пришествие Бога к людям, чтобы нам переселиться или (точнее сказать) возвратиться к Богу, да, отложив ветхого человека, облечемся в нового (см. Еф. 4: 22–23), и как умерли в Адаме, так будем жить во Христе (см. 1 Кор. 15: 22), со Христом рождаемые, распинаемые, погребаемые и совосстающие.
СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ
...
Возрадуемся, возлюбленные, Спаситель наш ныне рождается! Не должно быть места скорби там, где обретает рождение Жизнь, которая, уничтожив страх перед смертью, дарует нам радость обладания обещанной вечностью.
СВЯТИТЕЛЬ ЛЕВ ВЕЛИКИЙ (390–461)
...
Сегодня Создатель мира родился из девственного чрева, и Сотворивший все стихии стал Сыном Той, Которую Сам прежде создал. Сегодня Слово Божие приняло покров плоти и то, что никогда не было открыто людскому взору, сделалось осязаемым. Сегодня от ангельских гласов пастухи узнали о Рождении Спасителя (см. Лк. 2: 11) в сущности нашей плоти и души, а для вождей Божиих народов сегодня положено начало (новому) образу благовествования, чтобы и мы, вторя сонму Небесного воинства, возвещали: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2: 14).
СВЯТИТЕЛЬ ЛЕВ ВЕЛИКИЙ