Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Мать. И снова ответы Матери файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
В этот том включены ответы Матери на письма шести ее учеников, сгруппированные по сериям. В каждой серии вопросы и ответы приводятся в хронологическом порядке. Первая и третья серии писем публикуются в этом издании впервые; остальные же полностью или частично были опубликованы ранее в ежеквартальном "Бюллетене Международного центра образования имени Шри Ауробиндо". Две из публикуемых серий писем были написаны по-английски, четыре же другие полностью или в большей части – по-французски. Дальнейшие комментарии приводятся в примечаниях в конце книги.
Содержание:
Предисловие 1
Биографическая справка 1
Первая Серия 1
Вторая Серия 4
Комментарии к "Молитвам и медитациям" 30
Третья Серия 32
Четвертая Серия 34
Пятая Серия 55
Шестая Серия 58
Символы Шри Ауробиндо и Матери 63
Notes 63
Мать
И снова ответы Матери
Предисловие
В настоящем томе представлена переписка Матери с шестью учениками, проживавшими в Ашраме Шри Ауробиндо. Вошедшие в издание письма охватывают период времени с 1932 по 1973 год и дают возможность читателю познакомиться с жизнью Ашрама и получить представление о том, как Мать через обычные занятия повседневной жизни наставляла своих учеников и вела их к жизни духовной. Ученики значительно отличались друг от друга как по возрасту (от 17 до 70 лет), так и по складу характера и мышления. И хотя в переписке затрагивается главным образом проблема правильного отношения и позиции в духовной жизни учеников на примере ежедневной работы и занятий в Ашраме, вопросы, с которыми они обращаются к Матери, не похожи один на другой и охватывают самый широкий круг тем. Столь разнообразный спектр обсуждаемых в переписке вопросов дает возможность всем читателям, интересующимся проблемами духовных поисков, почерпнуть для себя много полезного и интересного, проводя параллели со своим собственным опытом, независимо от уровня внутреннего и духовного развития.
В предлагаемой переписке Мать предстает перед читателем, с одной стороны, как любящая и заботливая мать, опекающая своих детей в их повседневной жизни, а с другой – раскрывается как Божественная Мать, ведущая своих учеников от мрака неведения к Свету Истины.
Мать – 1954 г.
Биографическая справка
Мать – Мирра Альфасса – родилась в Париже 21 февраля 1878 года. Ее отец был крупным банкиром, выходцем из Турции, а мать происходила из знатной египетской семьи. Начальное образование Мирра получила дома. Уже в раннем детстве у нее проявилась склонность к художественному творчеству: она прекрасно рисовала, играла на фортепьяно и делала успехи на литературном поприще.
По поводу своего раннего духовного продвижения Мать писала: "В возрасте между одиннадцатью и тринадцатью годами целый ряд духовных опытов и переживаний не только открыл для меня существование Бога, но также заставил осознать возможность соединения человека с Всевышним и всесторонней реализации Его в жизни божественной".
В 1906 году Мирра отправилась в Алжир, где провела два года, изучая оккультизм. По возвращении в Париж вокруг нее сформировалась группа людей, занятых духовными поисками; им она передавала свои знания, обогащая при этом и собственный духовный опыт. В 1914 году Мирра побывала в Пондичери, на юге Индии, где встретила Шри Ауробиндо, которого признала своим духовным наставником, направлявшим ее внутреннее развитие в течение многих лет. Мирра пробыла в Индии около года и затем вернулась в Париж. В 1920 году она снова приехала в Пондичери и осталась там навсегда.
Постепенно вокруг Шри Ауробиндо и Мирры собралась небольшая группа учеников, которая продолжала расти и впоследствии превратилась в Ашрам Шри Ауробиндо. В ноябре 1926 года Шри Ауробиндо полностью вверил Мирре материальное и духовное попечительство над Ашрамом, и с этого момента ее стали называть Матерью. Почти полвека Мать руководила Ашрамом, и за это время он вырос в огромную общину. К моменту, когда Шри Ауробиндо покинул этот мир в 1950 году, община насчитывала около тысячи членов. В 1951 году Мать создала школу, которая затем превратилась в Международный центр образования Шри Ауробиндо. В 1968 году недалеко от Пондичери Мать основала международный город Ауровиль, сегодня город насчитывает около 1200 жителей – представителей всех народов земли, стремящихся воплотить мечту Шри Ауробиндо о Человеческом Единстве.
Достижения Матери не исчерпываются практическим воплощением в жизнь учения Шри Ауробиндо. Создание Ашрама и Ауровиля – это лишь одна сторона ее великой работы. Она была также первопроходцем в области духовного опыта и оккультной практики; ей удалось освоить и описать такие уровни сознания, о существовании которых люди не догадывались раньше. Ее литературное наследие насчитывает 17 томов и представляет уникальное практическое руководство для тех, кто занят духовными поисками в повседневной жизни. Комментарии Матери к работам Шри Ауробиндо, ее статьи, беседы и письма образуют своего рода мост, перекинутый от философского видения и учения Шри Ауробиндо к проблемам обыденной жизни, озаренной духовным Светом.
Мать покинула свое физическое тело 17 ноября 1973 года. Главный итог ее жизни можно описать следующей строкой из поэмы Шри Ауробиндо "Савитри":
Осознавала существом своим божественный источник бытия
И то, что предстояло ей свершить, и Слово людям принести,
И путь пройти от мрака Ночи к Свету дня.
Первая Серия
Ученику, вступившему в Ашрам Шри Ауробиндо в 1931, в возрасте тридцати одного года. Он работал в Строительной Службе до середины 40-х годов, а затем возглавил Мебельную Службу, которой руководил вплоть до своего "ухода" в 1970 г.
Шри Ауробиндо, Мать,
даруйте нам свою помощь в нашем стремлении понять ваше учение.
1942 г.
1. Молитва:
"Шри Ауробиндо, Мать, даруйте нам свою помощь в нашем стремлении понять ваше учение".
2. Чтение книги Шри Ауробиндо .
3. Минута молчания.
4. Любой из слушавших может задать один вопрос по прочитанному материалу .
5. Ответ на вопрос.
6. Никаких общих дискуссий .
Это не собрание группы , а просто урок по изучению книг Шри Ауробиндо.
31 октября 1942 г.
Мать,
на нашем курсе по "Синтезу йоги" возник вопрос о психическом существе. В одной из глав "Жизни Божественной" – "Двойная душа в человеке" – Шри Ауробиндо говорит сначала о психической сущности, которая "есть Свидетель и Руководитель, скрытый Наставник, Даймон Сократа" и т. д. Затем он говорит об этой же сущности, принимающей в нас форму психической Личности, под которой Он явно подразумевает психическое существо, которое, по Его словам, растет и развивается, "являясь путешественником между рождением и смертью".
В таком случае мы обладаем психической сущностью, которая проецирует из себя в Природе психическое существо, а их местопребыванием является сокровенное сердце человека.
Но где же тогда Божественное, которое, как сказано в "Гите" и Упанишадах, пребывает в качестве Владыки в сердцах людей?
Подразумевается ли здесь психическая сущность или Имманентное Божество? Можно ли назвать психическую сущность Индивидуальным Божеством?
Только ли психическое существо эволюционирует, и только ли психическая сущность незримо поддерживает эту эволюцию?
В учении Шри Ауробиндо нет никаких подобных жестких разграничений. Психическое существо и психическая сущность – это одно и то же явление, рассматриваемое с различных точек зрения. Оно не является имманентным Божеством, но как бы включает Его в себя.
Благословения.
6 июля 1943 г.
Мать,
вчера на уроке поэзии я говорил о цели, которую мы поставили перед собой в изучении поэзии: восприятие и наслаждение божественной Красотой и Восторгом, которые пронизывают вселенную. Я сказал, что поскольку наша йога охватывает всю жизнь, мы признаем абсолютно истинное самовыражение духа жизни в поэзии. Мы могли бы назвать всю сферу поэтического творчества в целом союзом свободных, ничем не связанных поклонников Божественной Красоты и искателей божественного Восторга.
Позже, в этот же день, Х сказал мне, что Y не нравятся любовные стихи, и поэтому он возмущался моими соображениями по этому поводу несколько дней назад. Вчера он опять расстроился по этому поводу. У него очень узкие и жесткие взгляды, и он чрезвычайно нетерпим к чужому мнению.