Моисей поднимается на гору, на ее уступы. Что там происходило, мы не знаем. Это, конечно, закрыто для нас. Мистиков всех времен как магнитом притягивало к этой тайне. Ибо сказано, что "Моисей вошел во мрак, туда, где Бог". Образ Божественного мрака присутствует и у Мейстера Экхарта, у Григория Паламы, и у многих других мистиков. Григорий Нисский, философ и писатель IV века, автор книги "Жизнь Моисея", особенно внимательно останавливается на этом священном "мраке". Мы никогда не сможем узнать, что происходило на этой горе. Это остается тайной. Но Моисей возвращается оттуда с заповедями, заповедями для людей, которые еще вчера были рабами!
Какие же это заповеди? Что он принес? Какие-то особые ритуалы, сложные обычаи, причудливые и странные знаки и церемонии? Ведь так было на всем Востоке, да и на Западе: древняя Энеида в то время была полна всем этим. Не забывайте, что описываемые события хронологически происходили одновременно с Троянской войной, во времена Ахилла и Гектора.
Так вот, Моисей приносит две каменных доски, на которых начертаны десять "слов" ("слов" значит "речений"). Именно поэтому в научный обиход вошел термин "Декалог" - заповеди Моисея являются декалогом, по-церковнославянски "десятословием". Конечно, вы все о них слышали или знаете.
Первое речение - "Я Господь, Бог твой (то есть Сущий; Яхве - Сущий), Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства", то есть Он Тот, Кому принадлежит бытие, и Он Тот, Кто действует в истории, Он - Освободитель.
Он дает свободу - подчеркиваю - не потому, что люди такие свободолюбивые (читайте об этом книгу Фромма "Бегство от свободы"). Люди не любят свободы и никогда ее толком не любили. Свободу любят лишь избранники, и они сеют семена - обратите внимание на стихотворение Пушкина:
Свободы сеятель пустынный,
Я вьттттел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
- мрачное стихотворение, оно как раз об этом*.
*И далее:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
Эпиграф взят из Библии: "Изыде сеятель сеяти семена своя" (Лк 8.5).
Итак, "Я вывел тебя из дома рабства. Да не будет у тебя других богов кроме Меня".
Значит, вера дает свободу - это первый пункт. Второй: Он есть Абсолют, и поэтому других богов быть не должно. Человек всегда изобретает других богов, даже тогда, когда теоретически приходит к единому Богу. "Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира". Тут все против идолопоклонства, против почитания природы, включая почитание стихий, молнии, культа личности и чего угодно.
Один богослов сказал: эти заповеди устарели, у нас есть Евангелие - этого достаточно. Конечно, Евангелие в себя все это включает. Но увы! До сих пор десять заповедей не устарели, потому что человечество еще не способно соблюсти даже эти элементарные заветы, данные почти дикарям три с чем-то тысячи лет тому назад.
Идем дальше. Я читаю основные пункты. Дело в том, что когда позднее записывался этот текст, он был расширен, поэтому он имеет две редакции: одна - в Книге Исхода, другая - в Книге Второзакония, в 6-й главе, но смысл совершенно тот же.
"Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно".
Это означает, что к тайне бытия человек не может приникнуть по-настоящему, если у него нет благоговения. Нельзя выманить истину из воды, как будто выманиваешь какую-то рыбу. Истина открывается как Личность! И она откроется только тогда, когда есть благоговение (эта практика показала себя во всех поколениях). А природа - это другое дело. Когда мы говорим, что природа хранит свои тайны, мы выражаемся метафорически. Но когда мы говорим о личностной тайне, то здесь без благоговения невозможно - все двери захлопываются.
И, наконец, четвертая заповедь: "Помни день субботний, чтобы святить его" - чтобы он был священный.
Слово "суббота" происходит от вавилонского сабаттуй, что значит "праздник" (существуют и другие этимологии этого слова). Но здесь праздник вносится в повседневную жизнь года. Совершенно искусственно каждый седьмой день (семь - это священное число, означающее полноту) человек должен был остановиться. Это очень важный момент.
Мы, люди XX века, должны понять, насколько это священная и важная заповедь. Ведь Церковь не отменила ее, а просто перенесла на день воскресный. В потоке будничных дней человеку необходим момент покоя. Необходимо сосредоточиться, необходимо вернуться к себе самому. И вот на ка-кой-то момент человек как бы освобождает себя не просто от труда, а от своей власти над жизнью. Он становится как бы бессильным и в это время может думать о Высшем.
Из десяти четыре заповеди касаются Бога. Остальные шесть относятся к человеческим отношениям. Это значит, что для Творца важны не какие-то ритуальные формы поведения, а прежде всего человечность.
Дальше идут самые простые заповеди. Почитай отца и мать свою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего (то есть не клевещи). Не желай дома ближнего твоего, ни жены его и так далее, то есть не завидуй.
Таким образом, Декалог проникает не только в сферу действий, но и мысли. Потому что зависть есть мысль. Вы можете удивиться, вы скажете: как, неужели рядом с такими фундаментальными вещами, как убийство и воровство, мы поставим зависть?! Невинная, казалось бы, вещь. Но это далеко не так. Зависть - это сильнейшая страсть! Это страсть, которая может двигать толпами. Это страсть, которая может ломать общество, она может ослепить тысячи и миллионы людей и вместо того чтобы созидать, трудиться, завистники будут стремиться отнять у тех, кто имеет, их достояние, чтобы быть одинаково нищими. Такова сила зависти.
Недаром у Юрия Олеши есть повесть, которая так и называется "Зависть". Он сумел проникнуть в психологию завистника. Но, я думаю, что если вы как следует задумаетесь, то поймете, что это колоссальное явление душевной патологии человека, в особенности в XX столетии.
Кроме того, Моисей призвал к двум вещам. "Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всей крепостью твоей".
Любовь к Богу! Не просто страх, не просто почитание, а любовь. И другая заповедь: "Люби ближнего твоего, как самого себя". То есть выйди за пределы своего "я". Конечно, это было трудно понять, но осталось как твердая заповедь.
Но вот Моисей удаляется на молитву к Богу, а когда спускается вниз, сльттттит шум и видит пляску людей перед изваянием быка. Бык на Древнем Востоке и в Греции символизировал мощь природы. Люди, решив, что Моисей погиб в горах, потребовали от его брата, чтобы он поставил им алтарь с изображением Божества: "Нам нужно видеть Бога".
Это очень характерная вещь: видеть, ощущать. Хотя Моисей запретил изображать Божество, они требуют: сделай Его нам. И Аарон, испугавшись толпы, сделал им литого тельца. Увидев это, Моисей разбил скрижали! И тогда (опять знаменательный момент в Библии) Бог призывает его и говорит: "Я произведу от тебя народ святой и царство священников. А этих уничтожу". Но Моисей отвечает: "Лучше я погибну, но сохрани их". Поэтому Православная Церковь всегда считала Моисея прообразом Христа, ибо он был гоэль - заступник, утешитель народа, он за него ходатайствовал, он готов был за него умереть. Такая была в нем жертвенность - он любил ближнего, как самого себя. И это было принято Богом.
Дальше Моисей повел народ на северо-восток, и они приблизились к границам Ханаана. На этих землях не было единого правительства, каждый город был автономным. Отправили лазутчиков, которые, вернувшись, сказали, что, действительно, царя нет, но крепости мощные, народ вооружен и не даст им поселиться там. И все опять закричали: вот, ты завел нас сюда, мы бросили Египет, а здесь жить нельзя, в пустыне есть нечего… пропадаем.
Тогда Моисей сказал: "Как были вы рабами, так и остались; пока не вырастет новое поколение, будете скитаться по пустыне". И началось скитание, которое длилось 40 лет. Конечно, едва ли речь идет об исторически точной цифре. "Сорок" - это символическое число, соответствующее некоей полноте подготовительного периода. 40 дней Христос молится в пустыне, 40 дней Моисей ожидает Закона, который даст ему Бог.
Как бы то ни было, эти люди не могли войти в Землю Обетованную. Поразительно, что и сам Моисей не мог войти! Он - гигант… тоже колебался! Один писатель говорил, что когда Моисей стоит на Синае, то Синай кажется маленьким. Вы помните, каким Моисея изваял Микеланджело? Он изваял его провидчески! Таким он изображен в Библии. Это пластическое воплощение того, что есть в книгах Священного Писания. Суровый и нежный; проницательный, но иногда доверчивый. Прочтите в "Записках" Петра Яковлевича Чаадаева характеристику Моисея.
Моисей умер в горах Моавитских, поднявшись на вершину Фасги. Он лишь глядел на землю, в которую вел людей, но умер, так и не перейдя через Иордан. Смерть его скрыта за завесой тайны. Как говорит Библия, "никто не знает места погребения его". Это как бы знак жертвенности пророка, который даже лишился почитаемой гробницы.