Творения святителя Феофана Затворника (1815-1894), из которых взяты высказывания для данной книги, оказали и сегодня оказывают глубокое влияние на духовное возрождение общества и рассматриваются членами Церкви как практические пособия в деле христианского спасения.
Книга "Так устроил Господь" открывает серию книг "Святые отцы об утешении в минуту скорби". В ней содержатся избранные и наиболее яркие высказывания святителя Феофана о происхождении, смысле и христианском перенесении переживаемых людьми страданий. В книге также приводятся акафист Пресвятой Богородице и утешительные православные молитвы. Книга адресована всем нуждающимся в духовном утешении.
Содержание:
Предисловие 1
Причины наших страданий 1
Духовный смысл страданий 3
Утешение в страданиях 6
МОЛИТВЕННОЕ УТЕШЕНИЕ 16
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Отрада", или "Утешение" 16
Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Отрада" или "Утешение" 18
Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского 18
По творениям святителя Феофана Затворника
ТАК УСТРОИЛ ГОСПОДЬ
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II
Предисловие
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
(2 Кор. 1: 2-5)
Сегодня весь мир постиг кризис, серьезное расстройство финансово-кредитной системы. Затронул он и нашу страну, в которой сложилось непростое экономическое положение, пошатнулось материальное благосостояние практически всех слоев общества, что, в свою очередь, привело к усилению беспокойства, стрессов, скорбей, а подчас и к отчаянию у многих людей. Конечно, многим из них требуется помощь, утешение в создавшейся ситуации.
В этой связи следует заметить, что полисемантическое греческое слово "кризис" в христианском понимании означает "суд". И прежде люди, если постигало их какое-то несчастье, употребляли именно слово "суд" вместо слова "кризис". Начинались война, эпидемия, голод и другие бедствия - считалось, что это суд Божий. Ныне же мы говорим об этом, как об экономических, экологических катастрофах, кризисах. Однако пока употреблялось понятное слово "суд", была понятна и причина, приведшая к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, для которой беда попущена. После замены "суда" "кризисом" трудно объяснить, от чего он, от кого и для чего. Только этим отличается нынешний кризис от кризиса, происходившего от войн, засух и других напастей.
Кроме того, наступивший финансовый кризис еще раз поколебал веру в бесконечный "прогресс", считавшийся непререкаемой догмой. Находится все больше людей, осознающих, что западная цивилизация не может бесконечно развиваться в одном и том же направлении и что в какой-то момент она достигнет определенной точки, в которой развитие прекратится. В любом случае налицо ощущение какой-то опасности, и многие начинают осознавать, что цивилизацию, которой так гордятся современные люди, может ожидать та же участь, которая ранее постигла множество других цивилизаций, исчезнувших в более или менее отдаленные эпохи.
Итак, какова же истинная причина наступившего ныне кризиса, или суда Божиего? Причина -духовно-нравственная - богоотступничество. Господь попустил этот кризис, чтобы пробудить, отрезвить людей от греховного сна. Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он поколебал стабильность финансовой системы мира, чтобы люди, поставившие главной ценностью материальный достаток, благополучие, вспомнили о своих душах, раскаялись в грехах и обратились к Богу за помощью.
А Бог всегда готов и рад утешить людей в скорбях, бедах, какими бы тяжелыми они ни были. И Его утешение животворно: оно дает уверенность и силу для мужественного перенесения разных невзгод. При утешении Божьем никакая проблема уже не кажется неразрешимой. И это утешение Божье приходит к нам в том числе и через святоотеческое наследие, слово.
Подвижник веры и благочестия епископ Феофан Затворник оказал глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Своим молитвенным подвигом, чистотой сердца, благочестием он обрел большой духовный опыт и щедро делился им в своих многочисленных творениях, которые и для нас служат практическими пособиями в деле христианского спасения. Голос святителя несомненно будет услышан и сегодня, и предлагаемые им слова утешения будут очень полезны и окажут действенную помощь современникам.
Высказывания святителя Феофана Затворника, составившие данную книгу, отражают лишь малую часть его обширного литературного наследия. Они взяты из следующих книг святителя: "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться", "Путь ко спасению. Краткий очерк аскети-ки", "Начертание христианского нравоучения", "Письма о духовной жизни", "Письма о разных предметах веры и жизни", "Семь слов в недели, приготовительные к Великому посту", "Сборник проповедей "Небесный покров над нами", "Девять слов по случаю пожаров в Тамбове", а также толкований на Послания апостола Павла.
Все пожелания и замечания читателей будут с благодарностью приняты издателем.
Причины наших страданий
Бог везде есть и все содержит, но внутрь свободных тварей входит, когда они Ему себя предают. Когда же в себе самих заключаются, тогда Он не нарушает их самовластия, но, храня их и содержа, внутрь не входит. Так и прародители наши оставлены одни. Если б покаялись поскорее, может быть, Бог возвратился бы к ним, но они упорничали, и при явных обличениях ни Адам, ни Ева не сознались, что виноваты. Последовал суд и наказание изгнанием из рая. Тут опомнились, но уже было поздно. Надо было нести наложенное наказание, а за ними и всему роду нашему. Благодарение Всемилостивому Богу, что Он хоть отступил от нас, но не бросил, устроив предивный способ к воссоединению нас с Собою.
Нам надо внимание свое остановить на том, что произошло внутри человека. Вот что: дух был властен над душою и телом, потому что состоял в живом общении с Богом и от Него получал Божескую силу. Когда пресеклось живое общение с Богом, пресекся приток и Божеской силы. Дух, себе оставленный, не мог уже быть властителем души и тела, но был увлечен и сам завладен ими. Над человеком возобладала душевность, а чрез душевность - телесность, и стал он душевен и плотян. Дух хоть тот же, но без власти. Он заявляет свое существование то страхом Божиим, то тревогами совести, то недовольством ничем твар-ным, но его предъявлений не берут во внимание, а принимают только к сведению, всю заботу обращая на устроение своего быта здешнего, к чему и назначена душа, - и быта более вещественного, потому что здешняя жизнь посредствуется телом и все телесное осязательнее и кажется нужнее.
Когда произошло такое низвращение порядка в соотношениях частей естества нашего, человек не мог уже видеть вещи в настоящем виде, не мог держать в должном порядке свои потребности, желания и чувства. Они пришли в смятение, и беспорядочность стала характеристическою их чертою. Но это недоброе, конечно, состояние было бы еще сносно, если б не страсти, - а то страсти привзошли и тиранят человека. Смотрите, как рассерчавшего бьет гнев, как лихорадка. Как завистливого источила зависть, что посинел бедный. Как опечаленного иссушила скорбь, что он кости и кожа. Таковы и все страсти. Вошли же они вместе с самостию. Как только произнеслось внутри праотца: так я сам, - так самость внедрилась в него - сей яд и сие семя сатанинское. Из нее потом развилось все полчище страстей: гордость, зависть, ненависть, скорбь, уныние, лю-боимание и чувственность - со всеми их многочисленными и мно гообраз ными порождениями. Расплодившись внутри, они еще более возмущают и без них смятенное там состояние.
Так вот в чем болезнь. Дух зазнался и за-своевольничал. За это потерял власть и подпал под владычество души и тела и всего внешнего. Отсюда смятение душевно-телесных потребностей и желаний и особенно их безмерность. Эту безмерность сообщает им от себя дух, ими порабощенный. Сами по себе эти потребности мерны и не бурливы. То, что они меры не имеют и бурлят, - это оттого, что дух бушует в них, ибо у него по природе энергия безграничная. Отсюда обжорство, пьянство, копление денег... и прочее многое, чему меры не думает давать человек. Но главная болезнь - страсти, пришлые тираны.
Откуда страсти? Ни один человек не рождается со страстью определенною. Каждый из нас приходит в свет сей только с семенем всех страстей - самолюбием. Сие семя потом жизнию и свободною деятельностию развивается, растет и раскрывается в большое дерево, которое ветвями своими покрывает всю греховность нашу, или всю область грехов, потому что всякий грех непременно уже укрывается под ним или висит на какой-нибудь его ветке.