Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Каббала: Древнейшая система магических знаний. От теории к практике файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Таинственное мистическое учение древних иудеев в последнее время стало пользоваться необычной популярностью. Практика, которая была запрещена непосвященным, как и многие эзотерические доктрины, становится удобным и полезным инструментом для самопознания и структурирования реальности в желательной для вас расстановке событий.
В книге рассматриваются различные стороны каббалистического учения – классическая теория и современная практика. Особое внимание уделено рассмотрению каббалистической основы с другими эзотерическими практиками: Таро, нумерологией, астрологией.
Виктор Борисович Зайцев
Каббала: Древнейшая система магических знаний. От теории к практике
Введение
При слове "каббала" у человека непосвященного возникают самые разные ассоциации. Это и еврейские мудрецы, "колдующие" с древними буквами еврейского алфавита, и вполне современная певица Мадонна, активно пропагандирующая это учение в средствах массовой информации. В "желтой" прессе время от времени в приверженности каббализму обвиняют известных деятелей политики и культуры, как будто это преступление. Обыватель может решить, что каббала и какая-нибудь деструктивная секта – понятия близкие, хотя это совсем не так.
Эта путаница, которая до сих пор царит в умах, связана с довольно широким кругом значений, которые в последнее время ассоциируются с понятием "каббалы".
Едва лишь мы начнем знакомиться с азами этого мистического учения, как обнаружим, что это сугубо эзотерическая доктрина, доступная лишь посвященным. Для того, чтобы проникнуть в ее глубины, необходимо знать не только еврейский алфавит, но и сам иврит. Да к тому же, неплохо разбираться в древней мистике и философии.
И, наконец, мы обнаружим, что каббалой разрешалось заниматься только по достижении определенного возраста, только под непосредственным руководством учителей, уже достигших определенных высот в еврейской мудрости. А уж женщинам путь к каббале был закрыт совершенно определенно.
Как писал Элифас Леви, "чтобы быть посвященным в каббалу, недостаточно прочесть и продумать сочинения Рейхлина, Галатина, Кирхера или Пико Мирандолы; нужно также изучить и понять еврейских писателей из собрания Пистория, в особенности "Сефер Ециру", затем "Философию любви" Леона Еврея; нужно также приступить к великой книге "Зогар", внимательно прочесть в коллекции 1684 года, озаглавленной "Cabbala denudata", трактаты о каббалистической пневматике и "круговороте душ"; затем смело вступить в светоносный мрак всего догматического и аллегорического Талмуда".
Согласитесь, что этот список вряд ли осилит человек нашего времени. Но это не повод отчаиваться.
Современное течение "нью-эйдж" размыло жесткие границы каббалы и адаптировало это учение к требованиям новой эпохи.
Были выявлены связи между каббалой и Таро, гностицизмом, нумерологией. Появились, как и во многих науках, пересекающиеся дисциплины (каббалистическая астрология, например), которые быстро нашли своих многочисленных последователей.
Мы попробуем разобраться в основах каббалы, коснемся древней теории и современной практики, посмотрим, как каббала дополняет и развивает разнообразные эзотерические учения и как они меняются в зависимости от этой "прививки".
В цитатах великих знатоков каббалы, которые мы приводим, есть разница в написании имен опорных точек Древа Сефирот. Мы не сочли возможным приводить их к единому знаменателю, так как его просто не существует, а различие в написании в некоторых случаях может иметь особое значение.
История каббалы
Если вы не специалист по древнееврейской истории и не знаете даже азы священного языка, то вам будет непросто разобраться в тонкостях и деталях каббалистического учения. Многие термины покажутся вам чересчур сложными, а соотношения астральных сфер и уровней – выходящими за пределы обыденного понимания.
Каббала в контексте мировой традиции
Сугубо еврейское достояние, учение каббалы со временем проникло в европейскую культуру, причудливым образом соединяясь с различными мистическими и философскими течениями и оккультными практиками.
Кто-то считал, что это не "настоящая" каббала, кто-то, наоборот, полагал, что любое учение должно динамически развиваться.
Так или иначе, практически все исследователи поражались стройности каббалы и аргументированности изложения. Это учение – набор инструментов для познания мира и самопознания. По словам Элифаса Леви, "проникая в святилище Каббалы, поражаешься изумлением при виде учения столь логического, столь простого и в то же время столь абсолютного. Необходимое согласие идей и знаков; освящение самых основных реальностей первичными признаками; троичность слов, букв и чисел; философия простая, как азбука, глубокая и бесконечная, как само Слово; теоремы, полнее и светлее теорем Пифагора; теология, которую можно резюмировать, считая по пальцам; бесконечность, которая может уместиться на ладони ребенка; десять цифр и 22 буквы, треугольник, квадрат и круг – вот все элементы каббалы. Это элементарные принципы Слова писанного, отражения того Слова сказанного, которое создало мир.
Все действительно догматические религии произошли из каббалы и в нее же возвращаются; все научное и грандиозное в религиозных мечтах иллюминатов, Якоба Беме, Сведенборга, Сен-Мартина и т. д. – занято у каббалы; все масонские ассоциации обязаны ей своими секретами и символами.
Только каббала освещает союз между всемирным разумом и божественным Словом; она устанавливает, уравновешивая две на вид противоположные силы, вечные весы бытия; только она примиряет разум с верой, власть со свободой, науку с тайной: она обладает ключами настоящего, прошлого и будущего".
Для того, чтобы познакомить вас с историей и теорией каббалы, предлагаем обратиться к сжатому и четкому очерку великого русского философа XIX в. Владимира Соловьева, который внимательно изучил интересующий нас вопрос и смог изложить его суть, не прибегая к заумным определениям и используя понятный всем нам обычный язык.
Без терминов, конечно, не обойтись, но в его очерке используются только основные базовые понятия каббалы, на которых строится фундамент этого загадочного учения.
"Каббала – мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самим еврейским словом (принятие, в объективном смысле – предание).
Мнение о древности каббалы расходятся более чем на 3 000 лет – от эпохи Авраама и до XIII в. по Р. X.
Признание за каббалой до-библейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении каббалы) основано на недоразумении: главные памятники каббалистической письменности в их настоящем виде действительно явились в Средние века, но нельзя отожествлять их с самим содержанием каббалы, т. е. с тем кругом мистических традиционных идей, которые сохранялись в тайне от непосвященных, частью в устном предании учителей, частью в отрывочных, не дошедших до нас записях.
Начальная каббала
Ясные следы каббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямые указания на каббалу в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векам нашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии, по крайней мере, около Р. Х. в Мишне читается такое изречение: "Не излагают дела о началах (мира) в присутствии двух, а дела колесницы (Божьей) – в присутствии одного, разве только у него свой ум для этого"…
С этим изречением уже в иерусалимской (более древней) Гемаре связан длинный диалогический рассказ, трактующий о том, как опасно неосторожное отношение к тайному теософическому учению, которое таким образом предполагается здесь как нечто уже установившееся.
С достаточной уверенностью можно утверждать, что каббала возникла не ранее вавилонского пленения и не позже последних Асмонеев. Как из столкновения еврейской религиозной мысли с греческой философией возникли оригинальные умозрения Филона, так более раннее взаимодействие той же мысли с вавилоноперсидской магией и теософией породило каббалу.
Дальнейшие греческие, грекоиудейские, греко-египетские и христианские влияния на развитие каббалы этим не исключаются, но они остались второстепенными; основа была прочно заложена в авилоне и в Персии.